25 марта 2019 года
Фотопроект «Город на память». 440. ВСХВ-ВДНХ СССР. Главный вход
ВДНХ занимает площадь 235 гектаров, считается, что это крупнейший в мире комплекс, в котором есть место выставочным и музейным площадкам, развлечениям и зелёной зоне отдыха. Ежегодно выставку посещает около 25 000 000 посетителей и большинство из них попадают на территорию через Главный вход, пройдя под триумфальной аркой с барельефами и скульптурной группой «Тракторист и колхозница». Спроектировал это монументальное сооружение архитектор Иннокентий Мельчаков, который работал также над оформлением белорусского и прибалтийских павильонов.
Вскоре после возрождения ВСХВ добираться до выставки стало проще – в 1958 году открылась для пассажиров станция метро «ВСХВ», спустя год переименованная одновременно с самой выставкой в «ВДНХ». История Москвы – это и история городского транспорта. Так получилось, что сюжет про Главный вход посвящён не столько архитектуре, сколько различным транспортным средствам, так или иначе связанным с ВДНХ.
После переименования ВДНХ в ВВЦ предлагалось переименовать и одноимённую с выставкой станцию метро, но эта идея не была реализована. Среди возможных новых названий рассматривались варианты: «Выставочная», «Ростокино», «Космическая».
От проспекта Мира к выставке ведёт широкая аллея, в советское время здесь были установлены флагштоки, на которых развевались гигантские полотнища. В 1990-е годы часть аллеи (1-й Поперечный проезд) была застроена двухэтажными магазинами, позднее снесёнными в ходе реконструкции Музея космонавтики.
Смотрите старые фотографии: Вид на ВДНХ из гостиницы «Космос». 1985 год: https://pastvu.com/p/79997
Уже лет двадцать здесь собираются уличные музыканты. Наибольшей популярностью пользуются исполнители хитов группы «Кино», а в последние годы с этническими песнями гастролируют музыканты из Эквадора. Вайшнавы (они же – кришнаиты) проводят здесь харинамы – красочные шествия с танцами и распеванием маха-мантры «Харе Кришна».
В окрестностях тусуются местные неформалы и бездомные, среди постоянных попрошаек можно встретить инвалидов, старушек и даже темнокожих африканцев. По статистике правоохранительных органов, прилегавшая к метро территория ещё недавно входила в тройку самых криминогенных районов Москвы, уступая лишь Комсомольской площади и Старому Арбату. Но со сносом торговых точек в 1-м Поперечном проезде ситуация изменилась к лучшему.
Смотрите старые фотографии: Дорога от проспекта Мира к Главному входу. 2000 год: https://pastvu.com/p/29019
Добраться до ВДНХ можно и на поезде монорельсовой транспортной системы, только ходят поезда теперь раз в полчаса и, вероятно, скоро монорельс вовсе прекратит обременительное для городского бюджета существование.
Вид на Главный вход из окна поезда
Долгое время станция метро «ВДНХ» была конечной на «оранжевой» Калужско-Рижской линии, вся нагрузка по перевозке горожан в Медведково, Бабушкино, Бибирево и другие окраинные районы ложилась на постоянно переполненный наземный транспорт – возле Главного входа выставки существовал грандиозный пересадочный центр с трамвайным и троллейбусным кольцами, десятками автобусных маршрутов. Бело-красные «Икарус-180» были самыми вместительными автобусами конца 1960-х – середины 1970-х годов и курсировали от ВДНХ на окраины.
Смотрите старые фотографии: Автобусная станция ВДНХ-Южная. 1959-1964 гг.: https://pastvu.com/p/386950 На заднем плане – начало улицы Академика Королёва.
К сожалению, ажурные чугунные конструкции с навесом от дождя и скамейками для ожидания транспорта были уничтожены сравнительно недавно, а на их месте построены двухэтажные диспетчерские станции с закусочными, магазинами, прокатом.
А это давно анонсируемая новинка Мосгортранса – электробус заменил троллейбусы на 73 маршруте. Из нескольких предложенных образцов для эксплуатации в Москве был выбран российский электробус КамАЗ-6282. По информации изготовителя, полная зарядка его аккумуляторных батарей совершается за 24 минуты.
Фонарные столбы пятидесятых годов заменены на современные.
Смотрите старые карты. План Москвы. 1925 год: http://retromap.ru/0619251_55.824358,37.635684
Кстати, малоизвестный факт: на картах начала ХХ века на этом месте обозначен ипподром, овал которого был востребован и велосипедистами: ипподром периодически превращался в циклодром – стадион для велогонщиков. Последний раз ипподром указан на карте 1925 года.
Смотрите старые фотографии: Останкинский ипподром: https://pastvu.com/p/359194
Смотрите старые фотографии: Велогонки в Останкино. 1916 год: https://pastvu.com/p/84241
К открытию ВСХВ были проложены два трамвайных разворотных кольца – на севере и на юге. Со временем надобность в Южном (как и в Северном трамвайном кольце) отпала. До начала девяностых годов здесь ещё разворачивался 17 маршрут, который затем был продлён до Останкинского пруда. А Южное кольцо запомнилось именно таким – неухоженным и заросшим кустарником, из-за которого выныривал трамвай. За кольцом располагался отстойник городской дорожно-коммунальной техники – снегоуборочных, поливальных и других специальных машин.
Смотрите старые фотографии: Трамвайное кольцо у Южного входа ВСХВ. 1954 год: https://pastvu.com/p/80655
Смотрите старые фотографии: Трамвайное кольцо у Южного входа ВДНХ. 1992 год: https://pastvu.com/p/31901
Современный вид этой местности
Смотрите старые фотографии: Строительство Главного входа. 1952 год: https://pastvu.com/p/27847
Смотрите старые фотографии: ВСХВ. Скульптура «Тракторист и Колхозница». 1939 год: https://pastvu.com/p/17712
Скульптурная композиция «Тракторист и колхозница» (скульпторы Р.Будилов и А.Стрекавин) в 1939 году украшала стелу Конституции, входящую в ансамбль тогдашнего Главного павильона. Ко второму открытию выставки монументальный символ ВСХВ был обновлён скульптором Сергеем Орловым и установлен на вершине арки Главного входа. В этой версии бетонные поверхности скульптуры облицованы смальтой золотистых оттенков, тракторист и колхозница переоделись, изменились их позы – тракторист теперь крепко держит сноп, а не обнимает одной рукой свою коллегу.
Арка украшена четырнадцатью барельефами с изображениями трудящихся, но лишь четыре из них – оригинальные, а остальные – повторы. Возможно, создатели арки торопились и не успели подготовить 14 разных сюжетов? На фотографиях видно, что ещё в 1952 году барельефы были закреплены на арке. Говорят, что ВСХВ могла открыться не в 1954-м, а годом раньше, но планы изменились в связи со смертью Сталина.
Инсталляции во время фестиваля «Круг света»
Справа и слева от арки расположены кассовые павильоны
В правом крыле находились почта и телеграф
Фонтанчик на фасаде общественного туалета
В 2017 году были проведены реставрационные работы
Монументальные постройки ВСХВ-ВДНХ идеально подходят для рекламных фотосъёмок – презентации достижений отечественного автопрома.
Смотрите старые фотографии: ГАЗ-13 «Чайка» на ВСХВ. 1958 год: https://pastvu.com/p/57845
Новый электромобиль
Старинные автомобили тоже неплохо смотрятся на фоне павильонов ВДНХ. Первое московское такси.
Смотрите старые фотографии: Парад клуба «Следопыты АвтоМотоСтарины». 1978 год: https://pastvu.com/p/52708
Финиш ралли «Золотое кольцо»
Показ лучших экспонатов из музейной коллекции Мосгортранса давно стал событием традиционным и неизменно привлекающим горожан любого возраста. Особый интерес вызывают троллейбусы, которые в пятидесятые-шестидесятые годы курсировали по территории ВДНХ.
ТБЭС-ВСХВ – советский двухосный двухдверный троллейбус Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода, разработанный как экскурсионный для выставочной линии «В» ВСХВ-ВДНХ. Троллейбусы ТБЭС отличались от серийных МТБ-82 эффектным дизайном и более комфортабельными и светлыми салонами. Маршрут «Выставочный» действовал с 1954 по 1970 год, в будни на линии работали восемь машин, в выходные – двенадцать.
Смотрите старые фотографии: Троллейбус ТБЭС-ВСХВ. 1959 год: https://pastvu.com/p/20901
Кольцевой маршрут был проложен по периферии выставки с остановками Главный вход, Северный вход, Усадьба МТС, Животноводческая, Звероводство, Водное хозяйство, Ботанический сад, Мичуринский сад, Зелёный театр, Административный корпус, Южный вход, Главный вход. Один из троллейбусов ТБЭС-ВСХВ сохранился до наших дней и участвует в парадах ретротроллейбусов.
МТБЭС эксплуатировался на столичных маршрутах с 1963 по 1972 год, его можно увидеть в кинофильме «Берегись автомобиля!»
Смотрите старые фотографии: Троллейбус СВАРЗ-МТБЭС. 1969 год: https://pastvu.com/p/32054
Воспетый Булатом Окуджавой «синий троллейбус» МТБ-82Д курсировал по московским маршрутам в 1954-1971 годах.
ЗиУ-5 выпускался Заводом имени Урицкого и эксплуатировался в 1960-1976 годах.
Автозавод имени Сталина в 1934-1941 годах наладил массовое производство автобусов ЗиС-8, эксплуатировавшихся до 1951 года. На таком «Фердинанде» разъезжали Жеглов и Шарапов в культовом детективе «Место встречи изменить нельзя».
Автобус АКЗ-1 производился в 1947-1948 годах московским заводом «Аремкуз»
ЗиС-154 и ЗиС-155 были востребованы на городских и междугородних маршрутах
ЗиЛ-158 — городской автобус производства Завода имени Лихачёва и Ликинского автобусного завода.
ГЗА-651 выпускался в 1949-1958 годах и использовался как служебный автобус, а советским школьникам наверняка запомнился как непременный атрибут летнего пионерского лагеря.
Львовский автобус ЛАЗ-695 выпускался в 1956-1958 годах, использовался для междугородних перевозок, экскурсий и туристических поездок.
В дни городских праздников на ВДНХ приезжают также грузовые и специальные автомобили, таксомоторы разных лет, пожарные и милицейские машины.
Местные байкеры объединились в сообщество «Моторы ВВЦ»
В советские годы по территории ВДНХ курсировали не только троллейбусы, но и автопоезда, и мототакси.
Смотрите старые фотографии: Автопоезд РАФ (Рижский автобусный завод). 1961-1970 гг.: https://pastvu.com/p/20945
Смотрите старые фотографии: Автопоезд РАФ-«Рига». 1962-1969 гг.: https://pastvu.com/p/748150
Максимальная скорость автопоездов ограничивалась 15 километрами в час, так как тормозами оснащался только автобус-тягач.
Смотрите старые фотографии: Автопоезд РАФ. 1981-1985 гг.: https://pastvu.com/p/66581
Для обслуживания во время Олимпийских игр спортсменов и делегаций РАФ изготовил автопоезда, состоящие из седельного тягача РАФ-3407 и двух вагонов. Такие автопоезда курсировали по Олимпийской деревне, а затем были переданы на ВДНХ.
Схема маршрута автопоездов отмечена синим цветом
В девяностые годы на ВВЦ появились частные предприниматели – велорикши
Велосипед – самый удобный способ передвижения по аллеям ВДНХ
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, ВДНХ.