25.03.2019 11:35

«Город на память». 440. ВСХВ-ВДНХ СССР. Главный вход

25 марта 2019 года
Фотопроект «Город на память». 440. ВСХВ-ВДНХ СССР. Главный вход

ВДНХ занимает площадь 235 гектаров, считается, что это крупнейший в мире комплекс, в котором есть место выставочным и музейным площадкам, развлечениям и зелёной зоне отдыха. Ежегодно выставку посещает около 25 000 000 посетителей и большинство из них попадают на территорию через Главный вход, пройдя под триумфальной аркой с барельефами и скульптурной группой «Тракторист и колхозница». Спроектировал это монументальное сооружение архитектор Иннокентий Мельчаков, который работал также над оформлением белорусского и прибалтийских павильонов.

Вскоре после возрождения ВСХВ добираться до выставки стало проще — в 1958 году открылась для пассажиров станция метро «ВСХВ», спустя год переименованная одновременно с самой выставкой в «ВДНХ». История Москвы — это и история городского транспорта. Так получилось, что сюжет про Главный вход посвящён не столько архитектуре, сколько различным транспортным средствам, так или иначе связанным с ВДНХ.

После переименования ВДНХ в ВВЦ предлагалось переименовать и одноимённую с выставкой станцию метро, но эта идея не была реализована. Среди возможных новых названий рассматривались варианты: «Выставочная», «Ростокино», «Космическая».


Вид на ВДНХ из гостиницы «Космос». 1985 год: https://pastvu.com/p/79997

От проспекта Мира к выставке ведёт широкая аллея, в советское время здесь были установлены флагштоки, на которых развевались гигантские полотнища. В 1990-е годы часть аллеи (1-й Поперечный проезд) была застроена двухэтажными магазинами, позднее снесёнными в ходе реконструкции Музея космонавтики.

Уже лет двадцать здесь собираются уличные музыканты. Наибольшей популярностью пользуются исполнители хитов группы «Кино», а в последние годы с этническими песнями гастролируют музыканты из Эквадора. Вайшнавы (они же — кришнаиты) проводят здесь харинамы — красочные шествия с танцами и распеванием маха-мантры «Харе Кришна».

В окрестностях тусуются местные неформалы и бездомные, среди постоянных попрошаек можно встретить инвалидов, старушек и даже темнокожих африканцев. По статистике правоохранительных органов, прилегавшая к метро территория ещё недавно входила в тройку самых криминогенных районов Москвы, уступая лишь Комсомольской площади и Старому Арбату. Но со сносом торговых точек в 1-м Поперечном проезде ситуация изменилась к лучшему.


Дорога от проспекта Мира к Главному входу. 2000 год: https://pastvu.com/p/29019

Добраться до ВДНХ можно и на поезде монорельсовой транспортной системы, только ходят поезда теперь раз в полчаса и, вероятно, скоро монорельс вовсе прекратит обременительное для городского бюджета существование.


Вид на Главный вход из окна поезда

Долгое время станция метро «ВДНХ» была конечной на «оранжевой» Калужско-Рижской линии, вся нагрузка по перевозке горожан в Медведково, Бабушкино, Бибирево и другие окраинные районы ложилась на постоянно переполненный наземный транспорт — возле Главного входа выставки существовал грандиозный пересадочный центр с трамвайным и троллейбусным кольцами, десятками автобусных маршрутов. Бело-красные «Икарус-180» были самыми вместительными автобусами конца 1960-х — середины 1970-х годов и курсировали от ВДНХ на окраины.


Автобусная станция ВДНХ-Южная. 1959-1964 гг.: https://pastvu.com/p/386950 На заднем плане — начало улицы Академика Королёва.

К сожалению, ажурные чугунные конструкции с навесом от дождя и скамейками для ожидания транспорта были уничтожены сравнительно недавно, а на их месте построены двухэтажные диспетчерские станции с закусочными, магазинами, прокатом.

А это давно анонсируемая новинка Мосгортранса — электробус заменил троллейбусы на 73 маршруте. Из нескольких предложенных образцов для эксплуатации в Москве был выбран российский электробус КамАЗ-6282. По информации изготовителя, полная зарядка его аккумуляторных батарей совершается за 24 минуты.


Фонарные столбы пятидесятых годов заменены на современные


Останкинский ипподром: https://pastvu.com/p/359194

Кстати, малоизвестный факт: на картах начала ХХ века на этом месте обозначен ипподром, овал которого был востребован и велосипедистами: ипподром периодически превращался в циклодром — стадион для велогонщиков.


Велогонки в Останкино. 1916 год: https://pastvu.com/p/84241


Карта: http://www.retromap.ru Последний раз ипподром указан на карте 1925 года.


Трамвайное кольцо у Южного входа ВСХВ. 1954 год: https://pastvu.com/p/80655 К открытию ВСХВ были проложены два трамвайных разворотных кольца — на севере и на юге.


Трамвайное кольцо у Южного входа ВДНХ. 1992 год: https://pastvu.com/p/31901 Со временем надобность в Южном (как и в Северном трамвайном кольце) отпала. До начала девяностых годов здесь ещё разворачивался 17 маршрут, который затем был продлён до Останкинского пруда. А Южное кольцо запомнилось именно таким — неухоженным и заросшим кустарником, из-за которого выныривал трамвай. За кольцом располагался отстойник городской дорожно-коммунальной техники — снегоуборочных, поливальных и других специальных машин.


Современный вид этой местности


Строительство Главного входа. 1952 год: https://pastvu.com/p/27847


ВСХВ. Скульптура «Тракторист и Колхозница». 1939 год: https://pastvu.com/p/17712

Скульптурная композиция «Тракторист и колхозница» (скульпторы Р.Будилов и А.Стрекавин) в 1939 году украшала стелу Конституции, входящую в ансамбль тогдашнего Главного павильона. Ко второму открытию выставки монументальный символ ВСХВ был обновлён скульптором Сергеем Орловым и установлен на вершине арки Главного входа. В этой версии бетонные поверхности скульптуры облицованы смальтой золотистых оттенков, тракторист и колхозница переоделись, изменились их позы — тракторист теперь крепко держит сноп, а не обнимает одной рукой свою коллегу.

Арка украшена четырнадцатью барельефами с изображениями трудящихся, но лишь четыре из них — оригинальные, а остальные — повторы. Возможно, создатели арки торопились и не успели подготовить 14 разных сюжетов? На фотографиях видно, что ещё в 1952 году барельефы были закреплены на арке. Говорят, что ВСХВ могла открыться не в 1954-м, а годом раньше, но планы изменились в связи со смертью Сталина.

Инсталляции во время фестиваля «Круг света»


Справа и слева от арки расположены кассовые павильоны


В правом крыле находились почта и телеграф


Фонтанчик на фасаде общественного туалета


В 2017 году были проведены реставрационные работы


ГАЗ-13 «Чайка» на ВСХВ. 1958 год: https://pastvu.com/p/57845 Монументальные постройки ВСХВ-ВДНХ идеально подходят для рекламных фотосъёмок — презентации достижений отечественного автопрома.


Новый электромобиль


Парад клуба «Следопыты АвтоМотоСтарины». 1978 год: https://pastvu.com/p/52708 Старинные автомобили тоже неплохо смотрятся на фоне павильонов ВДНХ.


Первое московское такси


Финиш ралли «Золотое кольцо»

Показ лучших экспонатов из музейной коллекции Мосгортранса давно стал событием традиционным и неизменно привлекающим горожан любого возраста. Особый интерес вызывают троллейбусы, которые в пятидесятые-шестидесятые годы курсировали по территории ВДНХ.


Троллейбус ТБЭС-ВСХВ. 1959 год: https://pastvu.com/p/20901

ТБЭС-ВСХВ — советский двухосный двухдверный троллейбус Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода, разработанный как экскурсионный для выставочной линии «В» ВСХВ-ВДНХ. Троллейбусы ТБЭС отличались от серийных МТБ-82 эффектным дизайном и более комфортабельными и светлыми салонами. Маршрут «Выставочный» действовал с 1954 по 1970 год, в будни на линии работали восемь машин, в выходные — двенадцать.


Карта: http://www.retromap.ru Кольцевой маршрут проложен по периферии выставки с остановками Главный вход, Северный вход, Усадьба МТС, Животноводческая, Звероводство, Водное хозяйство, Ботанический сад, Мичуринский сад, Зелёный театр, Административный корпус, Южный вход, Главный вход.


Один из троллейбусов ТБЭС-ВСХВ сохранился до наших дней и участвует в парадах ретротроллейбусов.


Троллейбус СВАРЗ-МТБЭС. 1969 год: https://pastvu.com/p/32054


МТБЭС эксплуатировался на столичных маршрутах с 1963 по 1972 год, его можно увидеть в кинофильме «Берегись автомобиля!»


Воспетый Булатом Окуджавой «синий троллейбус» МТБ-82Д курсировал по московским маршрутам в 1954-1971 годах.


ЗиУ-5 выпускался Заводом имени Урицкого и эксплуатировался в 1960-1976 годах.


Автозавод имени Сталина в 1934-1941 годах наладил массовое производство автобусов ЗиС-8, эксплуатировавшихся до 1951 года. На таком «Фердинанде» разъезжали Жеглов и Шарапов в культовом детективе «Место встречи изменить нельзя».


Автобус АКЗ-1 производился в 1947-1948 годах московским заводом «Аремкуз»


ЗиС-154 и ЗиС-155 были востребованы на городских и междугородних маршрутах


ЗиЛ-158 — городской автобус производства Завода имени Лихачёва и Ликинского автобусного завода.


ГЗА-651 выпускался в 1949-1958 годах и использовался как служебный автобус, а советским школьникам наверняка запомнился как непременный атрибут летнего пионерского лагеря.


Львовский автобус ЛАЗ-695 выпускался в 1956-1958 годах, использовался для междугородних перевозок, экскурсий и туристических поездок.

В дни городских праздников на ВДНХ приезжают также грузовые и специальные автомобили, таксомоторы разных лет, пожарные и милицейские машины.

Местные байкеры объединились в сообщество «Моторы ВВЦ»

В советские годы по территории ВДНХ курсировали не только троллейбусы, но и автопоезда, и мототакси.


Автопоезд РАФ (Рижский автобусный завод). 1961-1970 гг.: https://pastvu.com/p/20945 Максимальная скорость автопоездов ограничивалась 15 километрами в час, так как тормозами оснащался только автобус-тягач.


Автопоезд РАФ-«Рига». 1962-1969 гг.: https://pastvu.com/p/748150


Автопоезд РАФ. 1981-1985 гг.: https://pastvu.com/p/66581 Для обслуживания во время Олимпийских игр спортсменов и делегаций РАФ изготовил автопоезда, состоящие из седельного тягача РАФ-3407 и двух вагонов. Такие автопоезда курсировали по Олимпийской деревне, а затем были переданы на ВДНХ.


Схема маршрута автопоездов отмечена синим цветом


В девяностые годы на ВВЦ появились частные предприниматели — велорикши


Велосипед — самый удобный способ передвижения по аллеям ВДНХ

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, ВДНХ.

Комментарии


Другие публикации

18.08.2019 в 17:29

«Город на память». 496. Кунцево. Рабочий посёлок


Кунцевские рабочие микрорайоны небогаты «архитектурными излишествами», тем не менее представляют собой примеры гармоничной застройки с уютными дворами и фонтанами.

15.08.2019 в 21:26

Удачная посадка


Аварийная посадка самолета в поле из-за столкновения со стаей птиц.

08.08.2019 в 00:25

Они приплыли. Как ВДНХ отмечала юбилей


Парад рыб, колхозный балет, загадочное зазеркалье, моряки на велосипедах - ВДНХ нескучно отметила своё 80-летие.

06.08.2019 в 23:02

«Город на память». 494. Сталинки в Кожухово


К середине ХХ века Кожухово превратилось в рабочую окраину Москвы, застроенную жилыми домами и общежитиями для рабочих окрестных заводов.

05.08.2019 в 01:39

ВДНХ исполнилось 80 лет


«ВДНХ — это историческое место, это история нашей страны, нашего города, и эта история должна быть восстановлена», — сказал Сергей Собянин.

04.08.2019 в 20:43

«Город на память». 493. Кожуховский затон


В 1968 году воды Москвы-реки потекли по искусственным Новинковскому и Нагатинскому рукавам.

02.08.2019 в 20:47

Свинарка и пастух вернулись на ВСХВ


На ВДНХ отмечают 80-летие главной выставки страны и вспоминают великую эпоху.

01.08.2019 в 14:58

Юбилея — парнокопытный символ праздника ВДНХ


1 августа Главной выставке страны исполняется 80 лет.

31.07.2019 в 10:44

«Город на память». 492. Лефортово


Лефортово появилось на левом берегу Яузы напротив Немецкой слободы более 300 лет назад.

27.07.2019 в 19:44

Москва за честные выборы


В столице прошел митинг в поддержку кандидатов, не допущенных на выборы в Мосгордуму.

25.07.2019 в 09:04

«Город на память». 491. Лефортовский парк


На левом берегу Яузы в 1703 году был разбит сад, который создавался по образцу знаменитого Версальского парка, поэтому современники прозвали его «Версаль на Яузе».

19.07.2019 в 14:10

«Город на память». 490. Центральный дом архитектора


Архитектурный ансамбль ЦДА в Гранатном переулке включает в себя постройки разных эпох: дореволюционный особняк Анны Леман, сталинскую центральную часть и здание 1975 г.

18.07.2019 в 01:36

«Город на память». 489. Гранатный переулок


Гранатный переулок получил название в XVII веке по располагавшемуся здесь Гранатному двору - казённой мануфактуре по изготовлению гренад (гранат).

13.07.2019 в 23:16

«Город на память». 488. Фили «для служебного пользования»


«Город на память» показывает не только «застывшую в камне музыку» (как назвал архитектуру Иоганн Вольфганг Гете), но и живую современную жизнь мегаполиса.

11.07.2019 в 23:41

«Город на память». 487. Филёвский автобусно-троллейбусный парк


Филёвский автобусно-троллейбусный парк — один из старейших в Москве, он открылся в 1940 году.