08.04.2019 21:48

Вечный Мэр, ЛОХи и ОРКи в спектакле Максима Виторгана о городе Лжедмитрове

«Срочно дайте мне программку! – с этими словами в антракте один из зрителей подбежал к билетёру, – Вначале не купил, думал не надо, ерунда, а тут такое!»
Парадокс мизансцены объясняется тем, что театральная критика ещё на выходе дружно обругала спектакль Максима Виторгана «В городе Лжедмитрове», подвергнув сомнению его способности как режиссёра: «Виторган – актёр!», закатав в асфальт исполнителей главных ролей Алексея Кортнева и Сергея Белоголовцева: «Они не актёры!». Остаётся гадать, что послужило спусковым крючком для столь преждевременной и явно несправедливой оценки, сырой ли прогон, выборочный ли показ отрывков, но, если судить по премьерному приёму «Лжедмитрова» публикой и финальному фейерверку эмоций в зрительном зале, то успех проекта очевидный, и успех этот заслуженный.
«В городе Лжедмитрове» – отличный и, главное, нужный спектакль. Дерзкий спектакль, провокационный. Абсолютно кайфовый спектакль для взрослых людей с забытым вкусом качественного юмора. Умная, серьёзная музыкальная комедия.

История создания «Лжедмитрова» чисто мушкетёрская. Идеей когда-то осенился Алексей Кортнев, написал пьесу Ярослав Свиридов, к процессу подключились Сергей Белоголовцев и Сергей Петрейков, а Максим Виторган на правах режиссёра-постановщика «всё переписал», то есть посмотрел на пьесу «театральным глазом». Звучит легко и весело, но, на самом деле, жанр политической сатиры – выбор тяжкий и непростой. Здесь архиважно обойтись без смачных плевков или заплинтусных гэгов, не скатиться в чернушную комедию, избежать многозначительной пафосности и чрезмерной слюнявой кусачести, не размыть весельем наболевшую проблему. Максим Виторган в этом отношении, мягко говоря, удивил, показав себя смелым, дерзким, остроумным режиссёром, а главное – честным и внутренне свободным. Последние качества, как вы знаете, приписаны у нас к разряду не comme il faut.

История города, куда приглашают зрителей, такова. В 1606 году Лжедмитрий I основал городище на берегу реки Высерки. В 1947 году Лжедмитров переименовали в Берияславль-Залесский в честь Л.П.Берия и окрестных лесов. В 1950 году под городом заработал Большой Ядерный Коллайдер (БЯКо). В 1954 году Берияславлю-Залесскому возвращено историческое имя Лжедмитров и вырублены леса. Жители города празднуют День Коллайдерщика, День рождения Мэра (Мудрый. Энергичный. Равнобедренный. Сын Зевса и лжедмитровской женщины. Срок годности не ограничен. Мэр города – лучшее, что случалось с Лжедмитровым, худшее, что случится с врагами Лжедмитрова), День ЗОЖа (Закона Общественной Жизни), начало НЭПа (нескончаемой Эпохи Процветания), День ЛОХа (Лицо с Особыми Характеристиками, он же Лжитель), и другие праздничные даты.
Граждане города делятся также на ОРКов (Ответственных Работников Коллайдера) и ПОЦов (Персоны Особой Ценности). КанДомы – кандидаты на должность Мэра, ВыдРО – выдающиеся работники отрасли. Фраза «Алё, ГорАСЖ», означает запрос в Городскую Автономную Систему Жизнеобеспечения или Голос из прекрасного близка.

Выбраться из Лжедмитрова – невозможно, город находится под куполом невидимого излучения коллайдера. Но кое-кому это удаётся. Героя, которого играет Алексей Кортнев, зовут Антон Мячиков, он музыкант и однажды он исчезает. Правда, потом возвращается, но с провалами в памяти, забыв всё – старых друзей, большую любовь, дорогу, по которой покинул город. Усилиями мэра города или Сергея Рылеева по кличке «Рыло» в лице Сергея Белоголовцева память удаётся восстановить…

Из первоначального сумбура спектакль очень быстро и уверенно начинает приобретать форму, наполняться музыкой, песнями, романтикой, драмой, абсурдом, узнаваемостью типажей. Меньше всего ожидаешь получить романтическую линию, а она здесь чудесна, легка и нежна. Сценография удивляет яркой фантасмагоричностью, визуальная и интерактивная стороны спектакля представляют собой отличный интертеймент, а музыка и песни – отдельное долгоиграющее удовольствие.
Режиссёр Виторган объединил пародию, гротеск, сатиру, не побоялся непрофессионалов, сделал изящно-страшные экскурсы «назад» в историю, точечными вспышками расставил драматические акценты, тонко уколол в проблемные места, лихо-стильно закрутил свет и музыку, да ещё при этом показал красивую, чувственную, по-детски беззащитную историю о любви. Стоит ли удивляться, что почти три часа спектакля пролетают как пять минут. За внешней кричащей буффонадой, нарочитым кривлянием, паясничанием всё тонко, остроумно, проникновенно.

Интересный момент. Кортневу и Белоголовцеву не надо иметь способность менять тысячу масок на лице. Они – не дипломированные лицедеи, но тот род людей, с которыми можно осуществить невидимые коммуникации, пообщаться молча, не раскрывая рта, испытываемое к ним уважение и доверие гораздо важнее отточенного мастерства для спектакля подобного жанра. Кортнев, Белоголовцев не развлекают публику со сцены, а играют глубоко, эмоционально, пропуская абсурдные ситуации через свой жизненный опыт. Да, не МХАТ, но нет, не КВН, Станиславский сказал бы: «Верю!»
В спектакль интегрированы музыканты из команды Кортнева «Несчастный случай». Павел Мордюков в образе Вергилия Панкоффа, продавца совести с авоськой, чем-то напомнил и Деточкина, и Сталкера. От шикарной Натальи Вдовиной не оторвать глаз.

Самое страшное в спектакле то, что абсурд Лжедмитрова ложен. Нет никакого абсурда, потому что он есть реальность нашего с вами бытия, мы вросли в него, он стал нашей частью, мы приспособились его не замечать…
Спектакль очень нужный и своевременный, позволяющий облегчительно выпустить воздух, дарящий спасительную разрядку, своеобразный выдох. Эмоции без выплеска представляют собой опасную штуку, ядерный коллайдер в Лжедмитрове ведь может рвануть так, что мало не покажется…

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Культура. Метки: премьера, антреприза.

Другие публикации

21.01.2021 в 02:53

Как коррупция и ложь погубили империю


Пьеса «Ромул Великий» была написана Фридрихом Дюрренматтом в 1948 году и обозначена автором как «исторически недостоверная комедия».

20.01.2021 в 11:41

Лес рубят – щепки летят


20 и 21 января МХАТ им.Горького представляет премьеру спектакля «Лес» по пьесе Александра Островского.

17.12.2020 в 10:24

Якубович молится за нас


МХАТ им.Горького поставил спектакль о православной Вере с участием Дмитрия Певцова, Алисы Гребенщиковой, Леонида Якубовича.

19.03.2020 в 11:24

Нонна Гришаева наконец получила роль Людмилы Гурченко!


В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!

11.03.2020 в 23:13

Малый театр отметит день рождения Эйнштейна премьерой спектакля «Физики»


Попав внутрь элитной лечебницы для душевнобольных, инспектор полиции пытается понять, что на самом деле скрывается за его роскошным фасадом...

21.02.2020 в 00:11

«Три сестры» вернулись на Тверской бульвар


В МХАТ имени Горького 20 февраля состоялась премьера восстановленного спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова.

20.02.2020 в 00:59

Не про любовь. Ромео и Джульетта в РАМТе


14 февраля, в день всех влюбленных, в РАМТе состоялась очень созвучная празднику премьера: «Ромео и Джульетта».

17.02.2020 в 21:27

Три сестры сварили варенье в МХАТ


В МХАТ имени Горького начались прогоны спектакля «Три сестры» - реконструированной версии постановки Владимира Немировича-Данченко 1940 года.

16.01.2020 в 00:27

Трамвай иллюзий на языке жестов


В Центре Драматургии и Режиссуры на Беговой необычная премьера — спектакль «Белые деревья. Иллюзии» по мотивам пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание».

03.10.2019 в 21:12

Джокер, которого мы заслужили


Реалистичная история со страниц комикса, без тонны пиротехники, компьютерной графики и супергероев.

29.09.2019 в 16:57

ТРИАДА. Это было бы грустно, когда бы не было так смешно


Телекомпания "ТНТ" начинает показ первого сезона комедийного сериала о мужчине и трех его беременных женщинах.

03.09.2019 в 21:19

«Жуки»: Курс на захват зрительской аудитории


На ТНТ стартовал новый комедийный сериал о том, как прожить без гаджетов.