08.04.2019 21:48

Вечный Мэр, ЛОХи и ОРКи в спектакле Максима Виторгана о городе Лжедмитрове

«Срочно дайте мне программку! — с этими словами в антракте один из зрителей подбежал к билетёру, — Вначале не купил, думал не надо, ерунда, а тут такое!»
Парадокс мизансцены объясняется тем, что театральная критика ещё на выходе дружно обругала спектакль Максима Виторгана «В городе Лжедмитрове», подвергнув сомнению его способности как режиссёра: «Виторган – актёр!», закатав в асфальт исполнителей главных ролей Алексея Кортнева и Сергея Белоголовцева: «Они не актёры!». Остаётся гадать, что послужило спусковым крючком для столь преждевременной и явно несправедливой оценки, сырой ли прогон, выборочный ли показ отрывков, но, если судить по премьерному приёму «Лжедмитрова» публикой и финальному фейерверку эмоций в зрительном зале, то успех проекта очевидный, и успех этот заслуженный.
«В городе Лжедмитрове» — отличный и, главное, нужный спектакль. Дерзкий спектакль, провокационный. Абсолютно кайфовый спектакль для взрослых людей с забытым вкусом качественного юмора. Умная, серьёзная музыкальная комедия.

История создания «Лжедмитрова» чисто мушкетёрская. Идеей когда-то осенился Алексей Кортнев, написал пьесу Ярослав Свиридов, к процессу подключились Сергей Белоголовцев и Сергей Петрейков, а Максим Виторган на правах режиссёра-постановщика «всё переписал», то есть посмотрел на пьесу «театральным глазом». Звучит легко и весело, но, на самом деле, жанр политической сатиры – выбор тяжкий и непростой. Здесь архиважно обойтись без смачных плевков или заплинтусных гэгов, не скатиться в чернушную комедию, избежать многозначительной пафосности и чрезмерной слюнявой кусачести, не размыть весельем наболевшую проблему. Максим Виторган в этом отношении, мягко говоря, удивил, показав себя смелым, дерзким, остроумным режиссёром, а главное – честным и внутренне свободным. Последние качества, как вы знаете, приписаны у нас к разряду не comme il faut.

История города, куда приглашают зрителей, такова. В 1606 году Лжедмитрий I основал городище на берегу реки Высерки. В 1947 году Лжедмитров переименовали в Берияславль-Залесский в честь Л.П.Берия и окрестных лесов. В 1950 году под городом заработал Большой Ядерный Коллайдер (БЯКо). В 1954 году Берияславлю-Залесскому возвращено историческое имя Лжедмитров и вырублены леса. Жители города празднуют День Коллайдерщика, День рождения Мэра (Мудрый. Энергичный. Равнобедренный. Сын Зевса и лжедмитровской женщины. Срок годности не ограничен. Мэр города – лучшее, что случалось с Лжедмитровым, худшее, что случится с врагами Лжедмитрова), День ЗОЖа (Закона Общественной Жизни), начало НЭПа (нескончаемой Эпохи Процветания), День ЛОХа (Лицо с Особыми Характеристиками, он же Лжитель), и другие праздничные даты.
Граждане города делятся также на ОРКов (Ответственных Работников Коллайдера) и ПОЦов (Персоны Особой Ценности). КанДомы – кандидаты на должность Мэра, ВыдРО – выдающиеся работники отрасли. Фраза «Алё, ГорАСЖ», означает запрос в Городскую Автономную Систему Жизнеобеспечения или Голос из прекрасного близка.

Выбраться из Лжедмитрова – невозможно, город находится под куполом невидимого излучения коллайдера. Но кое-кому это удаётся. Героя, которого играет Алексей Кортнев, зовут Антон Мячиков, он музыкант и однажды он исчезает. Правда, потом возвращается, но с провалами в памяти, забыв всё – старых друзей, большую любовь, дорогу, по которой покинул город. Усилиями мэра города или Сергея Рылеева по кличке «Рыло» в лице Сергея Белоголовцева память удаётся восстановить…

Из первоначального сумбура спектакль очень быстро и уверенно начинает приобретать форму, наполняться музыкой, песнями, романтикой, драмой, абсурдом, узнаваемостью типажей. Меньше всего ожидаешь получить романтическую линию, а она здесь чудесна, легка и нежна. Сценография удивляет яркой фантасмагоричностью, визуальная и интерактивная стороны спектакля представляют собой отличный интертеймент, а музыка и песни – отдельное долгоиграющее удовольствие.
Режиссёр Виторган объединил пародию, гротеск, сатиру, не побоялся непрофессионалов, сделал изящно-страшные экскурсы «назад» в историю, точечными вспышками расставил драматические акценты, тонко уколол в проблемные места, лихо-стильно закрутил свет и музыку, да ещё при этом показал красивую, чувственную, по-детски беззащитную историю о любви. Стоит ли удивляться, что почти три часа спектакля пролетают как пять минут. За внешней кричащей буффонадой, нарочитым кривлянием, паясничанием всё тонко, остроумно, проникновенно.

Интересный момент. Кортневу и Белоголовцеву не надо иметь способность менять тысячу масок на лице. Они – не дипломированные лицедеи, но тот род людей, с которыми можно осуществить невидимые коммуникации, пообщаться молча, не раскрывая рта, испытываемое к ним уважение и доверие гораздо важнее отточенного мастерства для спектакля подобного жанра. Кортнев, Белоголовцев не развлекают публику со сцены, а играют глубоко, эмоционально, пропуская абсурдные ситуации через свой жизненный опыт. Да, не МХАТ, но нет, не КВН, Станиславский сказал бы: «Верю!»
В спектакль интегрированы музыканты из команды Кортнева «Несчастный случай». Павел Мордюков в образе Вергилия Панкоффа, продавца совести с авоськой, чем-то напомнил и Деточкина, и Сталкера. От шикарной Натальи Вдовиной не оторвать глаз.

Самое страшное в спектакле то, что абсурд Лжедмитрова ложен. Нет никакого абсурда, потому что он есть реальность нашего с вами бытия, мы вросли в него, он стал нашей частью, мы приспособились его не замечать…
Спектакль очень нужный и своевременный, позволяющий облегчительно выпустить воздух, дарящий спасительную разрядку, своеобразный выдох. Эмоции без выплеска представляют собой опасную штуку, ядерный коллайдер в Лжедмитрове ведь может рвануть так, что мало не покажется…

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Культура. Метки: премьера, антреприза.

Комментарии


Другие публикации

21.04.2019 в 16:41

Венеция, Монако, Пупзения и другие проблемы геополитики в одной парижской квартире


12 апреля на экспериментальной сцене Театра Российской армии состоялась премьера комедии «Венеция в снегу» в постановке Татьяны Морозовой.

31.03.2019 в 20:17

Конфликт поколений в эпоху интернета


Интрига в спектакле «Это всё она» начинается еще до начала действия, когда зрителей приглашают прямо на сцену, где стулья расположены спиной друг другу.

29.03.2019 в 17:31

Почём Теллур для народа? На Таганке Богомолов поставил Сорокина


Сорокин, как психо-инвалид детства, сладострастно занимается вовлечением нетравмированных почитателей в свой трансцендентный опыт погружения в пучины подсознания.

26.03.2019 в 23:05

Рок Карамазовых


Режиссёр Александр Рагулин рискнул оказаться посмешищем, заработать скандальную репутацию, но всё-таки поставил рок-оперу «КарамазоВы».

21.03.2019 в 09:04

Самоирония. В Театре Пушкина поставили спектакль о зрителях и актерах


По сюжету пьесы, в игру актеров, показывающих «Лондонского купца», вмешиваются зрители - бакалейщик и его жена. Они лучше знают, как играть актерам.

19.03.2019 в 16:56

Кортнев и Белоголовцев стали жителями города Лжедмитрова


«В городе Лжедмитрове» - это театральная постановка с песнями и танцами, впрочем речь пойдёт о важных и серьёзных вещах.

27.02.2019 в 23:25

Счастливого дня смерти. Снова!


Что может быть лучше, чем вернуться обратно и прожить тот ужас по-новому!

20.02.2019 в 19:18

«Тобол» Гардемарины возвращаются


Когда хочется уехать в отпуск надо ходить на такие фильмы, как «Тобол» - сразу и остынешь, и успокоишься.

20.02.2019 в 16:54

В Москве прошла премьера эпоса «Тобол»


В торжественной обстановке съемочная группа представила картину на суд зрителей.

16.02.2019 в 13:11

Молчите. И не говорите, что вас это не касается


На сцене московского театра Школа Современной Пьесы под руководством Иосифа Райхельгауза состоялась премьера спектакля «Ганди молчал по субботам».

11.02.2019 в 21:53

«Моби Дик»: в океане рока и поэзии


В Культурном центре «Москвич» состоялась премьера рок-поэмы, вдохнувшая новую жизнь в легендарного «Моби Дика».

06.02.2019 в 16:07

Армамагедон в «ЛЕГО фильм 2»


Эммет и его друзья возвращаются, чтобы вновь спасти мир.

05.02.2019 в 11:28

Рецепт семейного счастья: главное — подливка!


Театр имени Вахтангова приготовил подарок - прекрасный спектакль по пьесе Эдуардо де Филиппо "Суббота, воскресенье, понедельник".

25.01.2019 в 07:04

«Матросская Тишина» — спектакль про бесконечную жизнь


Московский театр Олега Табакова возвращает на сцену спектакль «Матросская Тишина» с обновлённым актёрским составом.

18.01.2019 в 17:02

«Идёшь на музыкальный спектакль — тебе показывают цирк»


Накануне мировой премьеры спектакля «Пассажиры», которая состоится 18 января, для представителей СМИ провели пресс-показ необычной театрально-цирковой постановки.