14 апреля 2019 года
Фотопроект «Город на память». 454. ВСХВ-ВДНХ СССР. Павильоны «Транспорт» и «Судостроение»
Большинство посетителей ВДНХ знают этот павильон как «Транспорт». Ну а убелённые сединами горожане расскажут, что изначально к 1939 году на его месте был выстроен павильон «Хлопок», в 1954 году в изрядно реконструированном и подросшем на 11 метров здании обосновалось «Земледелие». По части реинкарнаций павильон оказался среди рекордсменов ВСХВ-ВДНХ: с 1956 года это «Геология, нефть, химия», с 1958-го – «Химическая промышленность». И только в 1967 году на схеме ВДНХ в этом месте появился «Транспорт СССР» (достижения в транспортной сфере прежде экспонировались в другом здании), а в качестве приложения павильон «Судостроение».
На фото: павильон «Судостроение»
Павильон «Земледелие» был головным павильоном земледельческой экспозиции, знакомивший посетителей с тематическими направлениями «Почвы СССР и способы повышения их плодородия», «Производство и применение удобрений и химических средств борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и сорными растениями», «Передовые приемы обработки почв», «Семена и посев», «Освоение новых земель», «Передовые колхозы, совхозы и машинотракторные станции». Более подробно со спецификой растениеводства можно было ознакомиться в отраслевых павильонах в окрестностях Мичуринского сада и на открытых участках.
Смотрите старые фотографии: Павильон «Хлопок». 1939-1941 гг.: https://pastvu.com/p/67546
Смотрите старые фотографии: Павильон «Земледелие». 1954 год: https://pastvu.com/p/64743
Во время реконструкции архитекторы П.Ревякин, А.Игнатьева, А.Громов и В.Туканов добавили павильону новые залы, почти не затрагивая довоенный объём. Новый парадный фасад, украшенный портиком с колоннадой, был выкрашен в сочный зелёный цвет, эффектно контрастирующий с белыми лепными растительными композициями и советской символикой. В центре на крыше установили две скульптуры работы Л.Писаревского, изображающие земледельцев: девушка со снопом и книгой, возможно, агроном, а мужчина в спецовке, скорее всего, тракторист, но он тоже работает по науке и держит в руках какой-то чертёж.
СХТЗ 15/30 — марка колёсного трактора, выпускавшегося с 1930 года Сталинградским тракторным заводом и с 1931 года Харьковским тракторным заводом. Трактор, разработанный на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени «Интернационал Мак-Кормик Диринг 15/30», предназначался для работы на вспашке почвы с двух- или трёхкорпусным плугом, работы с навесными сельскохозяйственными орудиями, привода стационарных машин. СХТЗ 15/30 стал самым распространённым довоенным трактором, на такой машине ставила свои трудовые рекорды знаменитая трактористка Паша Ангелина. В 1937 году Сталинградский и Харьковский тракторные заводы прекратили выпуск СХТЗ 15/30 и перешли на выпуск гусеничных тракторов.
Смотрите старые фотографии: Трактор СХТЗ 15/30 на площади Механизации. 1939 год: https://pastvu.com/p/47884
На площади Промышленности в советские годы экспонировалась разнообразная сельхозтехника. На свежих снимках – тракторы, отреставрированные Мастерской Шаманского. Наверняка такие машины можно было увидеть на ВСХВ.
Тракторы «Универсал» предназначались для междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами, выпускались с 1930 по 1940 годы в Ленинграде на заводе «Красный путиловец», а с 1944 по 1955 на Владимирском тракторном заводе. Они оказались первыми советскими тракторами, поставляемыми на экспорт.
«Сталинец-65» (С-65) — гусеничный трактор, выпускавшийся на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Мощность дизеля М-17 составляет 65 лошадиных сил, это первый советский серийный трактор, оснащённый дизельным двигателем. Его предшественник, газогенераторный «Сталинец-60», был создан по образцу американского Caterpillar. Машины выпускались с открытыми и закрытыми кабинами, в экипаж трактора входили два человека. С-65 был предназначен для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, а также для привода стационарных машин. В 1937 году новый «Сталинец» был удостоен Гран-При на технической выставке в Париже, а спустя два года стал одним из главных героев популярного в СССР кинофильма «Трактористы». Во время Великой Отечественной войны «Сталинцы» использовались для буксировки тяжёлой артиллерии.
С 1937 года Сталинградский тракторный завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов СТЗ-3 с керосиновым двигателем мощностью 52 лошадиных силы. Впервые в массовое производство вошёл трактор, созданный отечественными конструкторами, в разработке принимали участие специалисты завода СТЗ и института НАТИ. Интересно, что в первый год Великой Отечественной войны при острой нехватке танков на фронте, тракторы СТЗ оснащались пушками и пулемётами, обшивались бронелистами и использовались в боях против вражеской пехоты.
Смотрите старые фотографии: Павильон «Геология, нефть, химия». 1957 год: https://pastvu.com/p/16626
Смотрите старые фотографии: Вертолёт Ка-15 в павильоне «Геология, нефть, химия». 1957 год: https://pastvu.com/p/695228
Смотрите старые фотографии: Турбо и электробуры для бурения нефтяных и газовых скважин в павильоне «Геология, нефть, химия». 1957 год: https://pastvu.com/p/16591
В залах «Химической промышленности» были представлены достижения химической науки, в частности, в области производства высокомолекулярных полимерных соединений, органических ядохимикатов и удобрений.
Смотрите старые фотографии: Павильон «Химическая промышленность». 1961 год: https://pastvu.com/p/906921
Смотрите старые фотографии: В павильоне «Химическая промышленность». 1959-1960 гг.: https://pastvu.com/p/887820
Смотрите старые фотографии: В павильоне «Химическая промышленность». 1959 год: https://pastvu.com/p/303657
Смотрите старые фотографии: Павильон «Транспорт СССР». 1973 год: https://pastvu.com/p/266484
Современный вид. Обратите внимание на колонны: хотя декор фасада сохранился, но утрачены капители – лепные украшения в верхней части колонн.
Каждый из залов павильона «Транспорт» был посвящён какому-нибудь виду транспорта – автомобильному, железнодорожному, авиаперевозкам и судоходству. Значительную часть экспонатов составляли модели, в мельчайших деталях воспроизводящие новые отечественные корабли, автомобили, локомотивы. В одном из залов располагался макет действующей железной дороги в миниатюре, во время демонстрационных сеансов транспортная система оживала, поезда останавливались на станциях, скрывались в горных тоннелях, проезжали мимо городов и посёлков. Вдруг наступали сумерки, в окнах крошечных домиков включался свет, на улицах зажигались фонари, а поезда продолжали курсировать по своим маршрутам. Для юных посетителей павильон «Транспорт» был просто сказочным местом.
Смотрите старые фотографии: Диорама «Единая транспортная система». 1980-1985 гг.: https://pastvu.com/p/763911
Павильон «Транспорт» на сайте ВДНХ: https://vdnh.ru/map/4221/
В девяностые годы, как и в других павильонах ВВЦ, тематическая экспозиция «Транспорта» была свёрнута и уступила место торговым точкам. Ещё в 2010 году в «Транспорте» продавали саженцы, а спустя год здание было опечатано. Приближалось время перемен, после косметического ремонта павильон вновь открылся – не как торговый, а как выставочный.
Боковая стена павильона
В парадном зале павильона сохранились фрески с изображением трудовых будней колхозников. На неопределённый срок живописный соцреализм скрылся под баннером-растяжкой, реставрация оригинальных фресок потребует времени, привлечения грамотных специалистов, материальных затрат.
Смотрите старые фотографии: Люстра и капители колонн в павильоне «Транспорт». 1998 год: https://pastvu.com/p/61224
С апреля 2014 года посетители могут увидеть выставку «Россия делает сама», на ней представлены избранные раритеты из коллекции Политехнического музея. Экспозиция посвящена достижениям советских учёных и изобретателей и переехала сюда из реконструируемого музейного здания Политеха.
Макет атомной бомбы РДС-1 (1949 год). Аббревиатура можно расшифровать как «радиоактивный двигатель Сталина», а сами учёные называли изделие «Россия делает сама».
Робот Сепулька (1962 год). Создан конструктором М.Александровым и художником М.Гороховым на опытно-экспериментальной фабрике Всесоюзного общества «Знание». Движение робота и голосовая магнитофонная запись включались по радио на расстоянии не свыше 20 метров.
«Наш любимый лунный трактор». «Луноход-1» (1970 год)
Телевизионный приёмник «Ленинград» (1948 год)
В августе 2014 года в вводном зале павильона на выставке-ретроспективе видеоигр всех времён и народов можно было вспомнить детство золотое с давно забытыми волшебными словами «Денди», «Супер Марио», «Сега Мега Драйв». В экспозиции представлена игровая электроника восьми поколений – более 30 оригинальных игровых устройств – от первой домашней приставки Odyssey Magnavox, выпущенной в 1972 году в комплекте с цветными пластиковыми накладками на экран телевизора, до новейшей консолей с восьмиядерным процессором.
Первая в мире игровая домашняя приставка Odyssey Magnavox разработана американским инженером Ральфом Баером. За несколько лет (с 1972 по 1975 год) было продано 330 000 экземпляров этой консоли по цене $99.95. Поиграть можно было в настольный теннис, причём на экране ноль реализма, теннисисты изображены как белые полоски, которые отбивают туда-сюда белый квадратик-мячик. Чтобы поиграть в футбол, жмурки или прятки, на экран телевизора надо наклеить полупрозрачный пластиковый лист, на котором изображены соответствующие новой игре декорации. Играть можно одному или вдвоём.
«Электроника Видеоспорт-3» – отечественный вариант игровой системы pong-типа, выпускавшийся с 1983 по 1990 год на заводе «Экистон» в Павловском Посаде. Советский гаджет стоил 96 рублей. Игроки могли развивать скорость реакции, глазомер, координацию движений в теннисе, футболе и лапте, а воспользовавшись световым пистолетом,- тренировать навыки спортивной стрельбы.
Ещё одна игрушка от советского производителя – «Электроника ИМ» (игра микропроцессорная). Это портативное игровое устройство выпускалось с 1984 года в нескольких модификациях. Самой первой игрой стал пиратский клон Nintendo – «Ну, погоди!», в котором наш Волк заменил чужеземного Микки Мауса.
Приставка Dendy появилась в 1992 году и стала самой популярной видеоигрушкой на постсоветском пространстве. Цена вопроса $94. «Денди, Денди, мы все любим Денди! Денди – играют все!» Кстати, талисман приставки – слонёнок Денди – нарисован российским аниматором Иваном Максимовым. А вообще Dendy был тайваньско-китайским клоном японской Nintendo Entertainment System.
В Советском Союзе были построены десятки заводов и верфей, со стапелей которых сходили самые современные корабли: рыболовецкие сейнеры, плавучие краны, ледоколы, портовые буксиры, нефтеналивные танкеры, пассажирские суда разных типов, в том числе на воздушной подушке и на подводных крыльях. Некоторые разработки не имели аналогов в мире. Логическим продолжением транспортной экспозиции стал павильон «Судостроение», построенный в 1967 году.
Смотрите старые фотографии: Павильон «Судостроение». 1969 год: https://pastvu.com/p/75070
Смотрите старые фотографии: Катер на ВДНХ. 1960-1965 гг.: https://pastvu.com/p/426724 До постройки специализированного павильона катера выставлялись вокруг павильона «Транспорт СССР» или в круглом пруду на площади Промышленности.
Вывеска «Судостроение» крепилась на стеле в виде корабельной мачты перед павильоном, а у входа установлены два больших якоря с цепями. Архитектура брежневского времени была напрочь лишена декоративных элементов, но создатели павильона всё-таки смогли сделать функциональную постройку запоминающейся благодаря слегка закруглённой пристройке с лестницами и балконами, напоминавшими палубу теплохода.
Площадь построенного из металла, бетона и стекла павильона была не слишком велика, внутри показывали стенды с фотографиями и текстовой информацией, макеты кораблей, но на открытой площадке можно было выставить крупногабаритные экспонаты. Старожилы вспоминают установленные здесь катера, суда на подводных крыльях, фрагмент корабельной рубки. В небольшом бассейне проводились соревнования по судомоделизму.
Смотрите старые фотографии: Корабельная рубка. 1975 год: https://pastvu.com/p/416643
В девяностые годы помещения бывшего павильона «Судостроение» арендовали фирмы по производству мясоперерабатывающего оборудования, а затем нуждающееся в ремонте здание оказалось заброшено и снесено в 2014 году в связи со строительством океанариума.
Два снимка 2012 и 2019 годов с одной точки: так было и так стало.
Кафе «Центральное» тоже оказалось заброшенным, но возродилось как кафе «Дельфин».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метка: ВДНХ.