29 апреля 2019 года
Фотопроект «Город на память». 462. ВСХВ-ВДНХ СССР. «Поволжье» и «Азербайджанская ССР»
Появившаяся на ВСХВ-1939 площадь Колхозов дважды серьёзно серьёзно меняла облик – в 1954 году довоенные республиканские павильоны были реконструированы или заменены новыми зданиями, а спустя несколько лет в связи с появлением новых отраслей промышленности старые фасады стали выглядеть архаично. Представьте себе павильон под названием «Радиоэлектроника и связь», над которым возвышается революционный матрос, на барельефе красногвардейцы штурмуют Царицыно, а у входа течёт настоящая вода из водостоков нарисованной плотины. По решению архитекторов неактуальный декор, украшавший бывший павильон «Поволжье», оказался спрятан за модернистским фальш-фасадом.
Первая версия павильона «Поволжье» предназначалась для экспозиции Башкирской, Калмыцкой АССР, АССР немцев Поволжья, Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской и Оренбургской областей. Здание было построено в 1937 году по проекту А.Чалтыкьяна, но архитектурное решение не оправдало ожиданий комиссии и последовала реконструкция павильона, выполненная архитекторами С.Знаменским и А.Колесниченко.
Смотрите старые фотографии: Павильон «Поволжье». 1939 год: https://pastvu.com/p/466273
Смотрите старые фотографии: Панно Куйбышевская ГЭС. 1939 год: https://pastvu.com/p/65219
Смотрите старые фотографии: Скульптура Ленина в павильоне «Поволжье». 1939 год: https://pastvu.com/p/67415
Центром композиции главного фасада служил стальной мост над водным каскадом, символизирующим мощные воды Большой Волги, и панно с изображением Куйбышевского гидроузла. Правое крыло украшал барельеф, посвященный земледелию (скульпторы С.Лахтин и М.Бирюков). А на двадцатиметровой стеле над павильоном возвышалась статуя героя Гражданской войны Василия Чапаева на лихом коне (скульптор П.Баландин).
В 1949 году выяснилось, что деревянные конструкции пришли в негодность и на ВСХВ-1954 регион Поволжья представлял новый павильон, созданный по проекту И.Яковлева и И.Шошенского. В оформлении фасада горельефами было использовано ещё больше сюжетов – здесь и трудовые будни советских людей, и взятие Царицына в годы Гражданской войны, и батальные сцены одного из главных сражений Великой Отечественной – Сталинградской битвы (Царицын и Сталинград – прежние названия одного и того же города, известного нынче как Волгоград). К традиционным для убранства ВСХВ скульптурам механизатора и колхозницы добавились революционный матрос и солдат Советской армии.
Павильон привлекал внимание посетителей шумом живых водных потоков, вырывающихся из-под витражей с изображениями Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций на стенах боковых крыльев фасада.
Смотрите старые фотографии: Павильон «Поволжье». 1954 год: https://pastvu.com/p/876628
Смотрите старые фотографии: Скульптура революционного матроса. 1954 год: https://pastvu.com/p/876629
Смотрите старые фотографии: Горельеф «Победа под Царицыным». 1954 год: https://pastvu.com/p/67803
Смотрите старые фотографии: Скульптура комдива Чапаева. 1954-1955 гг.: https://pastvu.com/p/868294 В новой архитектурной редакции не нашлось места скульптуре легендарного кавалериста, которую сняли с павильона и установили в сквере во дворе. Земляки Чапаева посчитали, что герою не место на задворках, договорились о перевозке памятника в Чебоксары, где установили на высокий постамент на Чапаевской площади.
Смотрите старые фотографии: Интерьер одного из залов павильона «Поволжье». 1954 год: https://pastvu.com/p/67802
В 1959 году главная выставка страны получила нынешнее привычное название – ВДНХ. Достижения трудящихся СССР теперь демонстрировались посетителям не по территориальному принципу, а по отраслевому. Павильон был реконструирован и стал называться «Радиоэлектроника и связь». Его новый фасад, собранный из алюминиевых пластин, напоминал стилизованный радиоприёмник (архитектор В.Гольштейн, инженер И.Шошенский).
Павильон «Радиоэлектроника и связь» («Поволжье») на сайте ВДНХ: https://vdnh.ru/map/4231/
Смотрите старые фотографии: Павильон «Радиоэлектроника». 1959 год: https://pastvu.com/p/205985
Смотрите старые фотографии: Павильон «Радиоэлектроника». 1959-1962гг.: https://pastvu.com/p/638015
Цветное телевидение впервые в СССР было представлено именно на ВДНХ, над павильоном возвышалась мачта с антенной для приёма телесигнала.
Смотрите старые фотографии: В павильоне. 1963 год: https://pastvu.com/p/487475
Оформление витрин, сохранившееся с восьмидесятых годов
Любопытно, что изменения не коснулись прочих стен здания, на которых сохранены декоративные элементы, лепнина «Поволжья».
После распада СССР чем только ни торговали в павильонах ВДНХ, переименованной в ВВЦ. Кто тогда заботился о сохранности деталей интерьера? От былой роскоши осталась лишь лепнина на потолке да капители колонн.
Даже в самых нарядных павильонах ВСХВ есть много технических помещений и лестничных маршей, унылых, как подъезд в «хрущёвке».
Открытие выставки готовилось при Сталине, но вскоре после смерти вождя народов архитектурные концепции поменялись и пафосный сталинский ампир стал моветоном. История умалчивает кем и как принималось решение о реконструкции 1958-1959 годов. Архитекторы под модернистским фальш-фасадом сохранили «поволжские» артефакты, чем в период борьбы с архитектурными излишествами вполне могли навлечь гнев чиновников и заслужить ярлык волюнтаристов. Вероятно, старое не стали ломать по бюджетным соображениям, сделали работу быстро и экономично.
Нынешняя реставрация павильонов ВСХВ на площади Колхозов, начатая в 2014 году, напоминает археологические раскопки – взорам горожан открываются исторические фасады «Поволжья», которые мало кто видел.
Нет однозначного мнения, правильно ли в случае с «Поволжьем» поступают городские власти. Работы по открытию фасада начались в спешном порядке, без проведения государственной историко-культурной экспертизы, без разработки реставрационной концепции и без обсуждения с общественностью.
«Возрождая ВДНХ, мы не ломаем, а открываем людям исторические фасады зданий, являющихся памятниками регионального значения»,- сказал в интервью «Российской газете» руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский.
С мнением чиновника не согласна историк и общественный деятель Ирина Трубецкая: «Можно (и нужно) спорить о ценности разбираемых фасадов, но при разворачивании того масштабного городского, если не государственного проекта, который мы наблюдаем на ВДНХ, нельзя не признавать двух вещей – соблюдения закона и соблюдения исторической правды. Модернистские фасады снимают, потому что кто-то сверху так решил, потому что эти фасады якобы искажают вид того самого мифического «ансамбля ВДНХ 1954 года».
Первая реакция некоторых градозащитников при виде строителей, срезающих болгарками алюминиевые листы, была панической: «На ВДНХ сносят павильон!» Но уже вскоре в разных изданиях стали появляться серьёзные аналитические публикации на тему – как совместить две реальности: сталинскую ВСХВ и хрущёвскую ВДНХ?
В материале Константина Михайлова «Две реальности ВДНХ» http://www.archnadzor.ru/2014/05/22/dve-realnosti-vdnh/ собраны разные точки зрения. Константин Михайлов о модернистских фасадах: «Это – пласт истории страны. Это – пласт истории ВДНХ, который запечатлен в облике нескольких павильонов выставки. И этот пласт сейчас просто стирают ластиком с лица ВДНХ, как будто она не переживала вместе со страной 1960-е годы и не радовалась достижениям радиоэлектроники».
В принципе, вся история выставки связана со сносами и реконструкциями. Доходило до того, что некоторые свежепостроенные здания 1937-1938 годов сносились, даже не открывшись. Десятки изящных павильонов 1939 года были уничтожены ко второму открытию ВСХВ, а вторая волна сносов пришлась на брежневские времена. Демонтаж модернистского фальш-фасада «Радиоэлектроники» – уже свершившийся факт и теперь остаётся ждать продолжения реставрационных работ, которые за пять лет не сильно продвинулись.
В 1937 году на соседнем участке было построено здание для экспозиции Крыма и Северного Кавказа, но к открытию ВСХВ его сменили два новых павильона — «Армянская ССР» и «Азербайджанская ССР». Не зная всех обстоятельств, не зная, как проекты проходили согласование, трудно судить об эффективности работы первого главного архитектора выставки Вячеслава Олтаржевского, но представляется, что он действительно не справился. Слишком много зданий было построено и после осмотра комиссией сразу же снесено.
Архитекторы павильона «Азербайджанская ССР» С.Дадашев и М.Усейнов обильно украсили здание декором с национальным колоритом – карниз портика украшен майоликой, полукупол увит позолоченными виноградными лозами, фонтаны, цветное стекло в оконных проёмах, шебеке — решетки из орехового дерева, а на боковых фасадах – фрески работы О.Павленко, Л.Фейнберга и лепные узоры.
Экспозиция показывала успехи республики в области растениеводства и ирригации, животноводства, шелководства и рыболовства, культуры и быта – азербайджанцы привезли в Москву чай и кофе, айву и виноград, дыни и рахат-лукум, апельсины и лимоны.
Смотрите старые фотографии: Павильон «Азербайджанская ССР». 1939 год: https://pastvu.com/p/17693
Смотрите старые фотографии: Павильон «Азербайджанская ССР». 1939 год: https://pastvu.com/p/270602
Смотрите старые фотографии: Скульптура «Чабан». 1939 год: https://pastvu.com/p/65862
Смотрите старые фотографии: Вход в павильон. 1939 год: https://pastvu.com/p/14476
Смотрите старые фотографии: Левое панно на фасаде. 1939 год: https://pastvu.com/p/14478
Смотрите старые фотографии: Правое панно на фасаде. 1939 год: https://pastvu.com/p/14477
Смотрите старые фотографии: Боковой фасад. 1939 год: https://pastvu.com/p/65193
Смотрите старые фотографии: Павильон «Азербайджанская ССР». 1954-1955 гг.: https://pastvu.com/p/866780 Перед открытием ВСХВ-1954 довоенный павильон не стали перестраивать.
Смотрите старые фотографии: Экскурсия в павильоне. 1954 год: https://pastvu.com/p/67418
Смотрите старые фотографии: Аквариум в сквере за павильоном «Азербайджанская ССР». 1954 год: https://pastvu.com/p/106372 В саду за павильоном высадили плодовые деревья и установили восьмигранный аквариум, в котором плавали осетры и севрюги из Каспийского моря.
В саду за павильоном высадили плодовые деревья и установили восьмигранный аквариум, в котором плавали осетры и севрюги из Каспийского моря.
Смотрите старые фотографии: Зимний сад в павильоне «Вычислительная техника». 1963-1983 гг.: https://pastvu.com/p/106477
В 1959 году по проекту архитектора И.Цукермана к павильону пристроили ещё один зал с оранжереей. Зимний сад был открыт круглый год и удивлял гостей ВДНХ многообразием флоры.
В 1963 году восточная сказка в павильоне сменилась новаторскими разработками советских учёных и конструкторов – в залах разместилась экспозиция «Вычислительная техника», рассказывающая о производстве электронно-вычислительных, управляющих машин и оргтехники.
Смотрите старые фотографии: Павильон «Вычислительная техника». 1972-1974 гг.: https://pastvu.com/p/883116
В 1967 году исторический портик был скрыт металлическим фасадом, проект которого разработала архитектурная мастерская ВДНХ СССР под руководством Л.Мариновского, впрочем, как и в случае с «Поволжьем», азербайджанский декор не был уничтожен. Ценители сталинской архитектуры сравнивали фальш-фасад с «саркофагом» или «намордником».
Павильон «Вычислительная техника и информатика» («Азербайджанская ССР») на сайте ВДНХ: https://vdnh.ru/map/4232/
Вид спереди был вполне инновационный, а вот сбоку здание стало выглядеть странно.
В постсоветский период в павильоне шла бойкая торговля китайским ширпотребом и продуктами, а в левом крыле разместилась выставка восковых фигур. С 2010 года муссировались слухи о возможной передаче этого здания в аренду Республике Азербайджан под культурно-выставочный центр.
Хроника реставрации павильона
Было – стало
Было – стало
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метка: ВДНХ.