01.05.2019 23:00

На ВДНХ открылась выставка Рерихов

ВДНХ продолжает разнообразить выставочную деятельность: в бывшем павильоне «Армянская ССР» открылась масштабная экспозиция Государственного музея Востока.

Название экспозиции «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ» символично: Николай Рерих уделял большое внимание сохранению культурного наследия человечества, «Пакт Рериха» стал первым в мире договором о защите культурных ценностей, признанным ведущими мировыми державами. Рерих был известен современникам как синтетическая личность — философ, путешественник, археолог, общественный деятель, но в СССР признавали лишь его талант художника. Для Советского правительства общественная деятельность Рериха представлялась сомнительной, ведь он после революции эмигрировал, построил небоскрёб в Нью-Йорке, в Индии занимался теософией и религиозными практиками. Николай Рерих предпринимал попытки вернуться на Родину, но получал отказы.

Выставка на ВДНХ представляет более 400 живописных работ Николая Рериха, отчасти приоткрывая завесу тайны его необычной биографии. В экспозиции представлены ранние полотна на тему Древней Руси, картины американского периода, гималайские пейзажи, написанные во время Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедиций, и работы индийского периода, оказавшегося самым плодотворным в его творчестве.

Главный зал павильона украшает огромное панно по эскизу Рериха — Мадонна-Хранительница.

Николай Рерих известен как основатель русского архитектурного пейзажа, во время поездки по древним русским городам он создал немало полотен, посвящённых русскому зодчеству. Художника увлекал также период становления российской государственности ещё дохристианского периода и в своём творчестве он использовал символы, образы, находки из археологических экспедиций, в которых участвовал.

Картина «Ангел последний», написанная в 1912 году, оказалась пророческой, Рерих словно предчувствовал и грядущую Первую Мировую войну, и гонения большевиков на Православие.

По состоянию здоровья Рерих переехал в Карелию, которая была частью Российской империи, но после Октябрьской революции оказалась за пределами России. Так художник оказался в вынужденной эмиграции, а затем предпочёл уехать в Лондон, чтобы иметь возможность совершить задуманное путешествие по Индии. В этот период Рерих отказался от работы маслом и начал писать темперой, произошла смена и художественно-эстетических подходов, многие полотна связаны с духовной тематикой, причём на одной и той же картине принципы китайского традиционного пейзажа могут сочетаться с православной иконографией. Россия в равной степени находится и в Европе, и в Азии. В религии у Рериха был своеобразный надконфессиональный взгляд, не ограниченный только Православием или только буддизмом или только индуизмом.

Оказавшись за границей, Рерих продолжает писать картины, связанные с православной духовностью, грозными периодами истории Родины — «Земля славянская», «Добрые травы», «Святогор» и другие. Художник в это время жил в Гималаях и фоном картин зачастую служили окружавшие его горные пейзажи.

В годы Второй Мировой войны, несмотря на прежние противоречия с большевистской властью, Николай Рерих однозначно поддерживает советский народ в борьбе против фашизма, пишет статьи, выступает по радио, перечисляет деньги в фонд Красного креста. В его творчестве этого периода нет батальных полотен, он пишет образ правителя Ярослава Мудрого, защитившего Русь от печенегов. Его «Партизаны» — тоже универсальный образ защитников Отечества, образ не исторический, а духовный.

Впечатления о путешествиях отражены в серии гималайских горных этюдов. По этим местам проходила Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха. Считается, что живопись Рериха оказывает лечебное терапевтическое воздействие, для этого достаточно просто посмотреть на его картины.

Один из залов посвящён творчеству сына Николая Рериха — Святослава, который жил и работал в Индии. Его живопись посвящена быту индийской деревни, жанровые сценки наполнены глубоким философским звучанием, гималайские пейзажи взывают к вечной жизни и красоте, одним из самых ярких дарований Святослава Рериха является портретное искусство.

Экспозиция «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ» открылась 27 апреля в павильоне № 13 (бывшем «Здравоохранение»/«Армянская ССР»).

В павильоне представлено не только художественное наследие семьи Рерихов — один из залов отведён под выставку открытых фондов Государственного музея Востока.

Государственный музей Востока: https://www.orientmuseum.ru

Текст и фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Репортаж. Метки: ВДНХ, Николай Рерих.

Комментарии


Другие публикации

29.05.2019 в 03:23

ВДНХ снова в моде


Главная выставка страны отмечает своё 80-летие выставкой «ВДНХ в моде», представляющей наряды из коллекции историка моды Александра Васильева.

Дата мероприятия: 12.07.2019

Фестиваль «Вдохновение»: на ВДНХ покажут новую оперу-шоу Leonardo


12-14 июля фестиваль искусств «Вдохновение» представит уникальное шоу знаменитого итальянского «театра чуда» NoGravity.

28.05.2019 в 15:17

«Город на память». 477. ВСХВ-ВДНХ СССР. «Золотой колос»: ресторан и фонтан


Вокруг пруда собраны павильоны, поощряющие вредные привычки, которые сопутствуют культурному отдыху посетителей ВСХВ: «Главпиво», «Главликёрводка», «Главтабак», ресторан.

27.05.2019 в 12:44

«Город на память». 476. ВСХВ-ВДНХ СССР. По Медовой дороге за пруды


Если бы Винни-Пух оказался на ВСХВ, он наверняка выбрал для своих прогулок Медовую дорогу, ведь она приведёт сладкоежку к павильону «Пчеловодство».

26.05.2019 в 13:36

«Город на память». 475. ВСХВ-ВДНХ СССР. Мичуринский сад


Каждый из участков сада посвящался определенной климатической зоне СССР от яблоневых участков средней полосы до субтропиков с персиками, мандаринами и лимонами.

25.05.2019 в 11:51

«Город на память». 474. ВСХВ-ВДНХ СССР. «Шелководство», «Книги», «ФиС»


В парковой зоне ВДНХ по соседству с Зелёным театром расположены несколько исторических зданий 1939-1954 годов, в некоторых павильонах сохранился уникальный декор.

22.05.2019 в 02:01

«Город на память». 473. ВСХВ-ВДНХ СССР. Зелёный театр


Зелёный театр на ВСХВ-ВДНХ СССР был культовым местом проведения «опен-эйров» социалистической эпохи, на этой сцене выступали известные эстрадные певцы и музыканты.

21.05.2019 в 09:43

«Город на память». 472. ВСХВ-ВДНХ СССР. «Лесная промышленность»


Экспозиция «Лесного хозяйства» рассказывала о значении лесного богатства СССР, способах использования древесины в народном хозяйстве, методах восстановления лесов.

20.05.2019 в 11:41

«Город на память». 471. ВСХВ-ВДНХ СССР. Хованский вход и «Гидрометеорология»


Ко 1954 году территория выставки приросла новыми землями, появился Хованский вход с чугунными воротами для прохода и проезда, а также двумя кассовыми павильонами.

18.05.2019 в 19:43

«Город на память». 470. ВСХВ-ВДНХ СССР. Южная аллея


К 1954 году в окрестностях Южной аллеи засеяли демонстрационные поля, построили несколько павильонов, среди которых самый красивый - павильон «Юные натуралисты».

16.05.2019 в 17:40

«Город на память». 469. ВСХВ-ВДНХ СССР. Южный вход


В 1939 году Всесоюзная сельскохозяйственная выставка обходилась без Южного входа, в те времена в нём не было необходимости.

12.05.2019 в 21:26

«Город на память». 468. ВСХВ-ВДНХ СССР. Фонтан «Дружба народов»


Фонтан «Дружба народов» - кульминация прогулки по центральным площадям ВСХВ.

11.05.2019 в 02:27

«Город на память». 467. ВСХВ-ВДНХ СССР. Павильоны республик Прибалтики


В 1940 году состав Советского Союза пополнился сразу тремя прибалтийскими республиками - Эстонской ССР, Латвийской ССР и Литовской ССР.

06.05.2019 в 10:26

«Город на память». 466. ВСХВ-ВДНХ СССР. Казахстан и его соседи


В наши дни ВДНХ возвращает павильону Казахской ССР его исторический облик 1954 года.

04.05.2019 в 21:18

«Город на память». 465. ВСХВ-ВДНХ СССР. Дружба народов от Карелии до Кавказа


В оформление павильонов на ВСХВ-1954 архитекторы привнесли неповторимый национальный колорит.

03.05.2019 в 14:43

«Город на память». 464. ВСХВ-ВДНХ СССР. Площадь Колхозов-1954


Анатолий Жуков, назначенный в 1949 году главным архитектором ВСХВ, серьёзно переработал проект Олтаржевского и его преобразования затронули площадь Колхозов.