16.05.2019 21:47

Как электромобиль, только автобус

С 14 по 16 мая выставочный комплекс «Сокольники» принимал выставку экологически чистых транспортных средств «ЭлектроТранс 2019». Звезда выставки — электробус КамАЗ-6282, уже восемь месяцев эксплуатирующийся в Москве. Его основное преимущество перед автобусами — экологичность, преимущество перед троллейбусами — не требуется контактная сеть.

Хотя электробус стоит дороже автобуса, его эксплуатация обходится примерно в три раза дешевле. Пробег троллейбуса, конечно, дешевле, но в этом сравнении надо учитывать и затраты на эксплуатацию троллейбусной контактной сети. А для пассажиров выгода электробуса перед другими видами транспорта очевидна — комфортный салон вмещает 85 человек (количество мест для сидения — 33), машина низкопольная, просторная, бесшумная и не зависит от неисправности контактной сети (не стоит в пробках).

Предусмотрены два вида подзарядки литий-титанатных (LTO) аккумуляторных батарей — ночная и ультрабыстрая, когда подзарядка на конечной станции осуществляется за 10-15 минут, запас хода при такой зарядке около 50 километров. Обычно электробус заряжают после каждого «плеча» (от конечной до конечной), не допуская снижения заряда батареи меньше 50%. За восемь месяцев эксплуатации электробусов в Москве не было случая, чтобы машина встала на маршруте, не доехав до зарядной станции.

Во время пополнения заряда батареи водитель отмечает путёвку в диспетчерской и может успеть выпить чашку чая. Задача водителя — правильно стать по разметке под зарядную станцию, чтобы пантограф-токосъёмник ровно встал в купол. Когда зарядная сессия завершится, пантограф опустится автоматически. Важно, что при поднятом токосъёмнике происходит блокировка движения и электробус не тронется с места. На сегодня в парках и на конечных оборудованы и подключены 62 зарядные станции российского и китайского производства, пока они не все задействованы.

Длительный вариант зарядки осуществляется ночью на территории парка и занимает шесть часов. При этом используется не пантограф, а электрический кабель. Для оптимальной организации процесса планируется оборудовать порталы, например, на 15 машин, которые выстроятся в ряд для подзарядки. Но есть мнение, что при таком способе ресурс батареи будет вырабатываться быстрее.

Электробус уже прошёл первые зимние испытания и успешно справился с московскими холодами — литий-титанатные батареи рассчитаны на работу в диапазоне температуры воздуха от -40 до +40 градусов. Первый сезон выявил некоторые недостатки по электрике, по «железу», случались неполадки с зарядными станциями, когда система «не видела» электробус, но эти проблемы решаемы, а по батареям сходов не было.

154 электробуса поступили на эксплуатационную площадку филиала «Северо-восточный» (бывший 6-й троллейбусный парк ГУП «Мосгортранс» на улице Бочкова, открывшийся в 1962 году), из них 124 машины приняты и могут выезжать на линию. Особенность этой площадки в том, что здесь одновременно эксплуатируются электробусы КамАЗ-6282, ЛиАЗ-6274 («Группа ГАЗ») и троллейбусы, то есть параллельно работают три компании со своими сервисными центрами. Спустя некоторое время троллейбусы покинут улицу Бочкова, будут демонтированы опоры контактной сети и парк сосредоточится на обслуживании электробусов. После модернизации цехов на площадке могут разместиться 200 единиц подвижного состава.

КамАЗ-6282 и ЛиАз-6274 отличаются не только дизайном, но и техническими нюансами, поэтому каждую модель обслуживает свой сервисный центр со своим персоналом. В какой-то степени, КамАЗ и «Группа ГАЗ» являются конкурентами и для каждой компании предоставлены отдельные производственные помещения. Контракт производителей с городом заключён таким образом, что их «дочерние» сервис-центры берут на себя всё обслуживание, включая мойку кузова и санитарное состояние салона. То есть, водитель возвращается после смены в парк, в присутствии начальника смены и представителя ОТК сдаёт машину и идёт домой. А утром его сменщик принимает уже готовую к эксплуатации машину. Производитель предоставляет гарантию на 15 лет и весь этот жизненный цикл сервисная компания должна давать водителю машину, как новую. Замена аккумуляторных батарей производится один раз в пять или семь лет и в гарантийное обслуживание не входит.

Пока ни в одном трудовом справочнике нет такой профессии — «водитель электробуса». Для обучения водителей нового вида городского транспорта ГУП «Мосгортранс» открыл учебный центр, в котором водители автобусов и троллейбусов проходят стажировку. С улицы водителей не берут, в московских парках хватает опытных кадров, причём требования к водителям достаточно строгие — в течении последнего года не должно быть даже мелких ДТП по его вине и не должно быть грубых нарушений дисциплины. После троллейбуса водитель стажируется сначала на автобусе (у этих транспортных средств отличие в расположении педалей да и водительские правы нужны категории D) и только потом переходит к работе на электробусе.

За одну смену электробус проезжает в среднем 120 километров, а за месяц набегает около 5000 километров. Новых машин становится больше и среднесуточный выпуск электробусов на линию увеличивается, инновационный подвижной состав выходит на маршруты, где совсем недавно курсировали троллейбусы. Кстати, троллейбусы не режут на металлолом, а передают в другие города — в Ульяновск, Иваново, Смоленск, Рязань. По прогнозам специалистов, в Москве скоро не останется дизелей, в городе будут эксплуатироваться только экологически чистые виды общественного транспорта, причём электробусы составят серьёзную конкуренцию проверенным временем трамваям и троллейбусам.

На выставке «ЭлектроТранс 2019» АО «Уфимский трамвайно-троллейбусный завод» представил троллейбус «Горожанин», АО «Стройтранс» презентовал троллейбус «Авангард-2», а «ПК Транспортные Системы» впервые продемонстрировал трамвай «Львёнок».

В павильоне выставки «ЭлектроТранс 2019» привлекли внимание электрические трициклы RuTrike грузовых и пассажирских модификаций. Это совместное производство с китайскими коллегами — в Поднебесной уже давно и успешно работают над производством небольших и экономичных транспортных средств. Сборка машин и контроль качества осуществляется в Москве. В разных моделях грузоподъёмность трициклов варьируется от 200 до 1300 килограммов. Дальность хода от 20 до 80 километров в зависимости от выбранного комплекта аккумуляторных батарей.

На протяжении последних трёх лет техника хорошо зарекомендовала себя на российском рынке, трициклы активно покупают в Санкт-Петербурге, Москве, Краснодарском крае. Их сфера применения различна — от индивидуальных подсобных хозяйств до коммунального хозяйства и заводских производственных цехов. Трицикл с комплектом аккумуляторов обойдётся покупателю от 190 000 рублей, цена машины зависит от комплектации.

Текст и фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Репортаж. Метки: Мосгортранс, электробус.

Другие публикации

11.07.2019 в 23:41

«Город на память». 487. Филёвский автобусно-троллейбусный парк


Филёвский автобусно-троллейбусный парк — один из старейших в Москве, он открылся в 1940 году.

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.

06.07.2020 в 10:32

Жирона – приятное дополнение к путешествию


Мало кто из вас, вращая глобус и выбирая цель для очередного путешествия, ставил палец на Жироне и говорил – «Именно сюда я хочу съездить! Где там ближайший аэропорт?»

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

03.07.2020 в 19:01

«Фиксаж» вышел из карантина


4 июля в Новой Третьяковке открывается первый после пандемии коронавируса фестиваль современной фотографии «Фиксаж».

02.07.2020 в 16:00

У лукоморья дуб зеленый


1 июля, в последний день общенационального голосования по поправкам в Конституцию, на Пушкинской площади в Москве прошли несанкционированные протесты.

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 15:04

#ОСТАВАЙСЯНАУЛИЦЕ


Ещё месяц назад мы сидели дома под лозунгом #оставайсядома. Но есть люди, у которых дом это улица. Куда деваться им?

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.

28.06.2020 в 13:21

«Город на память». 603. Плавательный бассейн «Чайка»


После закрытия культового бассейна «Москва» город не остался без искусственного всепогодного водоёма - во дворах Пречистенской набережной прячется бассейн «Чайка».

27.06.2020 в 13:57

«Город на память». 602. Пречистенская набережная


На Хотевском плане 1852 года Пречистенская набережная незатейливо обозначена как Проезд по берегу реки Москвы, а современный топоним появился на плане Москвы 1881 года.

26.06.2020 в 11:24

«Русский блоггер» прошел околопарадом


Парадные и непарадные впечатления наших корреспондентов

25.06.2020 в 11:22

«Город на память». 601. Дарвиновский музей. Тематические выставки


Коллекция Государственного Дарвиновского музея, наглядно иллюстрирующая теорию эволюции Чарлза Дарвина, насчитывает свыше 400 000 единиц хранения.

22.06.2020 в 20:18

Храм Святого Семейства — долгострой во искупление грехов общества


Многие упрекали архитектора в том, что строительство ведётся слишком медленно, на что Антонио Гауди отвечал – «Мой заказчик никуда не торопится».