22.05.2019 10:46

Поющие в советском терновнике

Молодой талантливый режиссёр Никита Кобелев поставил ретро-спектакль «Московский хор» по пьесе Людмилы Петрушевской в Театре Маяковского. По традиции так следовало бы начать театральную рецензию на премьеру в культовом столичном театре, но с этим спектаклем ситуация необычайно интересная, поэтому необходимы предварительные пояснения.

Первая шокирующая деталь – режиссёр разместил актёров не на сцене, а в зрительном зале. Перестановка местами кардинально меняет восприятие спектакля. Собственные ощущения от внезапного нахождения «в святая святых» по ту сторону рампы и вид, открывающийся оттуда на всё театральное зрительное пространство, сразу же формируют определённое настроение, вводят в особое состояние для восприятия спектакля. Из зоны комфорта также выведены и актёры, некоторым из них пришлось экстремально передвигаться по ручкам кресел, а также увеличивать силу голоса, поскольку акустика уже другая. В зрительных рядах размещены предметы декораций, такие как стол, кровать, на задник, а это бельэтаж и балконы, проецируются световые проекции в виде фотографий. Черно-белые портреты расставлены также и по зрительному залу. Во все эти элементы сценографии заложен определённый смысловой и символический месседж, что способствует созданию уникальной атмосферы и полному зрительскому подключению.

Второй цепляющий зрителя крючок – тема и время. Действие в спектакле происходит на стыке 1956 и 1957 годов. Этот период являет собой точку разлома, в прошлом остались война, голод и страдания, сталинские аресты, ночные страхи, состоялся XX съезд партии с обличением культа вождя народов, по реабилитации начнут возвращаться домой невинно репрессированные граждане страны Советов, и они смогут посмотреть в глаза людям, писавшим на них доносы. Впереди Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, который пробьёт железный занавес и подарит людям забытый вкус свободы.

Но сейчас никто об этом пока не догадывается, все герои заняты репетициями в одном московском хоре, который готовится выступить на фестивале. Слаженно поющими в хоровом коллективе, одинаково одетыми и вместе живущими если не соседствуя в коммуналке, то где-то рядом по соседству – такой дружной, на первый взгляд, командой предстают перед зрителями сразу все герои спектакля. Но обманчивое впечатление общности быстро рассеивается, у каждого начинает прорисовываться своя жизненная отдельная горькая история, и вот здесь спектакль, являющий собой обыкновенный срез бытовой жизни советского гражданина обозначенного временного отрезка, начинает звучать пронзительными драматическими нотами. Жёсткий противоречивый замес из выяснений отношений, проблемного быта, обречённости семейных пут, вынужденного сосуществования друг с другом непримиримых антагонистов, одновременно с чистотой души, любовью, самоотверженностью, жаждой свободы – во всём этом мутном потоке из помоев и цветов, живут участники московского хора.

Ничего особенного, но при этом особенно всё. Так жили родители наших родителей, их дети и родственники, так жила вся страна. В этом, пожалуй, заключается основная ценность спектакля – в реконструкции времени не через политическую материю, а через жизнь обычного человека. Театральный язык выступает в данном случае как электрошокер, способный восстановить память и заново переосмыслить прошлое.

Народная артистка РФ Евгения Симонова, в буквальном смысле прожила в «Московском хоре» драматическую роль Лики, главы одной большой московской семьи – матери, свекрови, бабушки. Спектакль дорог ей по многим причинам. Из своих семейных архивов актёры принесли фотографии, среди ретро-портретов в зале можно увидеть портрет деда Евгении Павловны – Станислава Станкевича, который был расстрелян в 1937 году. Не все зрители поймут связь, но для каждого актёра это является важной личной историей.

Заслуженная артистка РФ Татьяна Орлова, сыгравшая сложную отрицательную роль сестры Лики Неты, на вопрос оправдывает ли она свою героиню, резко ответила: «Боже, что вы! Это сволочь, то самое отвратительное порождение сталинизма. Эти страшные люди есть продукт системы, последствия сталинского режима».

Исполнитель роли Саши, сына Лики, Михаил Евланов признался, что мечтал сыграть в этой пьесе ещё с 2002 года, когда жил в Петербурге, учился в Театральной академии и увидел «Московский хор», поставленный режиссёром Львом Додиным. В этом спектакле ему не пришлось ничего придумывать, он играл самого себя, семейные перипетии его героя схожи с личными жизненными обстоятельствами.

Никита Кобелев поставил уже 10 спектаклей в Театре Маяковского, среди которых «Кавказский меловой круг» и «Бердичев». Находясь в писке материала для нового спектакля, он вспомнил о пьесе Людмилы Петрушевской, нашёл её, перечитал, и спустя некоторое время понял, что пьеса не отпускает. Выстраданный опыт поколений советских людей, попытка форматирования общественного сознания, сохранение себя в чрезвычайных обстоятельствах – все поднятые в спектакле темы до сих пор не потеряли своей актуальности.

В «Московском хоре» также заняты Зоя Кайдановская, Дмитрий Прокофьев, Мария Болтнева, Ольга Пипченко, Юлия Соломатина и другие актеры. Костюмы создала Виктория Севрюкова. Художник-постановщик Моника Пормале. Художник по свету Оскарс Паулиньш.

В спектакле звучит музыка Баха, Моцарта, Шуберта, Перголези и Дунаевского.

Театр Маяковского. Московский хор. 20.05.19.03.Театр Маяковского. Московский хор. 20.05.19.04.Театр Маяковского. Московский хор. 20.05.19.05.Театр Маяковского. Московский хор. 20.05.19.06.Театр Маяковского. Московский хор. 20.05.19.09.Театр Маяковского. Московский хор. 20.05.19.11.Театр Маяковского. Московский хор. 20.05.19.14.Театр Маяковского. Московский хор. 20.05.19.18.Театр Маяковского. Московский хор. 20.05.19.19.Театр Маяковского. Московский хор. 20.05.19.20.Театр Маяковского. Московский хор. 20.05.19.24.Театр Маяковского. Московский хор. 20.05.19.29.Театр Маяковского. Московский хор. 20.05.19.31.Театр Маяковского. Московский хор. 20.05.19.32.Театр Маяковского. Евг.Симонова. 20.05.19.04.

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Культура. Метки: премьера, театр Маяковского.

Другие публикации

03.05.2021 в 01:59

Фарс-конфуз или просак Ла Суша


Миндаугас Карбаускис поставил в театре им. Вл. Маяковского спектакль «Школа жен» по пьесе Жана-Батиста Мольера в переводе Дмитрия Быкова.

21.01.2021 в 02:53

Как коррупция и ложь погубили империю


Пьеса «Ромул Великий» была написана Фридрихом Дюрренматтом в 1948 году и обозначена автором как «исторически недостоверная комедия».

20.01.2021 в 11:41

Лес рубят – щепки летят


20 и 21 января МХАТ им.Горького представляет премьеру спектакля «Лес» по пьесе Александра Островского.

17.12.2020 в 10:24

Якубович молится за нас


МХАТ им.Горького поставил спектакль о православной Вере с участием Дмитрия Певцова, Алисы Гребенщиковой, Леонида Якубовича.

03.06.2020 в 15:53

«Город на память». 587. Театр Маяковского и ГИТИС


В 1886 году в перестроенном особняке княгини Шаховской на Большой Никитской улице открылся театр «Парадиз», будущий Театр имени Маяковского.

19.03.2020 в 11:24

Нонна Гришаева наконец получила роль Людмилы Гурченко!


В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!

11.03.2020 в 23:13

Малый театр отметит день рождения Эйнштейна премьерой спектакля «Физики»


Попав внутрь элитной лечебницы для душевнобольных, инспектор полиции пытается понять, что на самом деле скрывается за его роскошным фасадом...

21.02.2020 в 00:11

«Три сестры» вернулись на Тверской бульвар


В МХАТ имени Горького 20 февраля состоялась премьера восстановленного спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова.

20.02.2020 в 00:59

Не про любовь. Ромео и Джульетта в РАМТе


14 февраля, в день всех влюбленных, в РАМТе состоялась очень созвучная празднику премьера: «Ромео и Джульетта».

17.02.2020 в 21:27

Три сестры сварили варенье в МХАТ


В МХАТ имени Горького начались прогоны спектакля «Три сестры» - реконструированной версии постановки Владимира Немировича-Данченко 1940 года.

16.01.2020 в 00:27

Трамвай иллюзий на языке жестов


В Центре Драматургии и Режиссуры на Беговой необычная премьера — спектакль «Белые деревья. Иллюзии» по мотивам пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание».