15.06.2019 21:35

«Город на память». 480. Люблино сталинское

15 июня 2019 года
Фотопроект «Город на память». 480. Люблино сталинское

На современном гербе Люблино не случайно изображено серебряное паровозное колесо – большую роль в развитии местности сыграла Московско-Курская железная дорога. Московская улица – главная улица города Люблино – в 1930-1950-е годы застраивалась жилыми домами для сотрудников станции, депо и Люблинского литейно-механического завода, производившего детали для железнодорожного транспорта. Почти все сталинки сохранились, но сейчас попали в список программы реновации.

Купец Конон Голофтеев, приобретший дурасовскую усадьбу, получил разрешение на постройку остановочного пункта Люблино-Дачное и стал успешно торговать загородными участками для летнего отдыха москвичей. Дачную жизнь несколько омрачала неизбежная индустриализация – в окрестностях станции возник посёлок служащих, открылись производственные мастерские, были построены угольные склады и графитный завод, а на сортировочных путях комплектовались железнодорожные составы.

Смотрите старые фотографии: Полустанок Люблино-Дачное. 1870-1885 год: https://pastvu.com/p/198590

Смотрите старые фотографии: Скульптуры в сквере возле станции Люблино. 1958 год: https://pastvu.com/p/38627

Смотрите старые фотографии: Авария с самосвалом, разгружавшим асфальт. 1970 год: https://pastvu.com/p/38631


Станция Люблино


Тихая улица, 2с1 – кирпичное станционное здание 1914 года постройки, в советское время здесь располагался линейный отдел милиции на станции Люблино


Памятник Владимиру Ленину


Памятный камень в честь 65-летия победы в битве на Курской дуге


Памятник командиру 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка генерал-майору Ивану Полбину (1905-1945)

Смотрите старые фотографии: Вынужденная посадка самолёта «Ньюпор». 1912 год: https://pastvu.com/p/144936

Полёт лейтенанта В.Дыбовского над Люблино в 1912 году едва не закончился трагедией: над станцией у аэроплана был повреждён мотор, но авиатор сумел приземлиться на соседнее картофельное поле. Лётчик и пассажир не пострадали, но у «Ньюпора» были сломаны шасси и крыло.


Железнодорожный путепровод на Батайской улице построен в 1907-1908 годах, в советские годы негабаритный автомобильный тоннель доставлял немало проблем водителям грузовиков.

Фрагменты оформления путепровода в стиле модерн

Смотрите старые фотографии: Наводнение на Батайской улице. 1963 год: https://pastvu.com/p/38664 В правом верхнем углу видно массивное здание Клуба имени III Интернационала.

Клуб сохранился, но на современной фотографии с этого ракурса его полностью заслоняют подросшие деревья.

В 1927 году Московским губернским советом профсоюзов была принята единая программа клубного строительства и одним из первых возведённых по программе зданий стал Клуб имени III Интернационала. До наступления «лихих девяностых» горожане культурно проводили здесь досуг, смотрели кино, занимались в кружках по интересам, а с распадом Союза развалилась и система финансирования учреждений культуры. В бывшем ДК «Люблино» открылся видеосалон, нетрезвая молодёжь веселилась на дискотеках и наблюдала ночные бои без правил. Сейчас здание на Люблинской, 48 закрыто на реконструкцию, часть помещений занимает РОСИЗО – учреждение, занимающееся разработкой и реализацией музейно-выставочных проектов.


Люблинская улица, 55 – заброшенный дом реконструирован в административное здание

Прогуляемся по Люблинской улицы от прудов в сторону Марьино

Смотрите старые фотографии: Люблинская улица. 1965 год: https://pastvu.com/p/38652 На снимке внизу – современный вид.


Люблинская улица, 61 – жилой дом (1988). Прежде на месте дома пролегала Молитвенная улица. За домом 61 по нечётной стороне Люблинской улицы сразу следует дом 107, а номера с 63 по 105 принадлежали давно снесённым частным домам в окрестностях Кубанской улицы.


Люблинская улица, 107 – жилой дом (1936)


Люблинская улица, 109 – жилой дом (1931)


Смотрите старые фотографии: Люблинская улица, 111. 1983 год: https://pastvu.com/p/260037 Жилой дом был построен в 1941 году, здесь жил артист театра и кино Олег Даль. Его отец, инженер-железнодорожник Иван Жерко, тридцать с лишним лет проработал на Люблинском литейно-механическом заводе. На месте снесённого дома, в котором жил артист театра и кино Олег Даль,  будет построено жильё по программе реновации.


Люблинская улица, 113А – пример типовой застройки Люблино, жилой дом с пристройкой для торговых помещений (1969)


Люблинская улица, 115 – жилой дом (1932)


Люблинская улица, 117 – жилой дом (1934)


Люблинская улица, 121 – жилой дом (1934)


Люблинская улица, 123 – жилой дом (1932)


Люблинская улица, 125 – жилой дом (1934)

Чётная сторона Люблинской улицы прилегает к железной дороге и промышленной зоне, в основном, здесь расположены профильные учебные заведения, мастерские, склады.


Люблинская улица, 54


Люблинская улица, 56 – комплекс зданий железнодорожного техникума (1949) и общежитие (1953), сейчас – Московский колледж профессиональных технологий

В 1971 году традиционные торговые точки, работавшие «через прилавок», стали перестраиваться на новый лад. Первый в Москве продуктовый универсальный магазин самообслуживания открылся по адресу: Люблинская улица, 60. Горожане прозвали магазины самообслуживания «самбери».

Смотрите старые фотографии: Первый московский универсам. 1971 год: https://pastvu.com/p/277874

Смотрите старые фотографии: Торговый зал универсама. 1974 год: https://pastvu.com/p/482051

Смотрите старые фотографии: Торговый зал универсама. 1974 год: https://pastvu.com/p/482050


Люблинская улица, 60 – в бывшем «самбери» позже размещались супермаркет, торговый центр, автомотоцентр, а сейчас здание реконструировано под фитнес-клуб.


Люблинская улица, 62 – рынок «Люблино»


Люблинская улица, 68 – автомобильные мастерские в здании бывшей базы Моспромторга


Люблинская улица, 127 – жилой дом (1932), в этом доме до войны жил слесарь механического цеха Люблинского литейно-механического завода Александр Авдеев, ставший лётчиком и погибший в бою в 1942 году.


Люблинская улица, 129 – жилой дом (1940)


Люблинская улица, 131 – школьное здание (1940), в котором размещались женская школа № 1 и школа № 14 города Люблино, с 1960 года – средняя школа № 75, затем – учебно-производственный комбинат № 9, сейчас здесь Колледж сферы услуг № 29.


Люблинская улица, 133 – жилой дом (1940), «Дом работников Люблинских полей орошения»


Люблинская улица, 149 – Дворец культуры (архитектор Константин Бартошевич) открылся в 1962 году и принадлежал Люблинскому комбинату треста «Мосочиствод». Строительство затянулось в связи с пересмотром проекта здания, лишившегося колоннады, характерной для подобных типовых учреждений 1950-х годов. В 1983 году Дворцу культуры присвоено имя Героя Советского Союза лётчика Ивана Астахова, погибшего в 1944 году при таране вражеского самолёта.


Проезд Кирова, 6с2 – Дом культуры «Звезда» (1946 или 1953) Люблинского литейно-механического завода был построен немецкими военнопленными и входил в состав заводского посёлка, на месте которого уже давно возвышаются многоэтажки. Дом культуры уцелел во время сносов, так как был одним из немногих очагов культуры в районе, здесь показывали кино, проводились концерты. В начале 1990-х здание было приватизировано и в нём устроили ночной клуб. В 2003 году бывший Дом культуры выставили на торги и его приобрела религиозная организация Приход Святой Ольги Римско-Католической церкви. Вероятно, это единственный в мире католический храм, построенный в стиле сталинского ампира.

После реконструкции в зале установлены атрибуты католического храма – алтарь, дарохранительница, амвон, с которого читают Слово Божие. На оконных витражах изображён библейский сюжет – Тайная вечеря, последняя трапеза Христа с учениками.


Икона Пресвятой Девы Марии «Звезда Пресветлая». Подлинник этой иконы, датированный 1675 годом, хранится в музее в Муроме.


По традиции в католических храмах звучит органная музыка


С советских времён частично сохранились лепные украшения в главном зале и одна картина, висевшая прежде в кабинете директора ДК. Изначально на полотне был изображён Владимир Ленин, но в 1991 году один из художников местного изобразительного кружка загрунтовал полотно и написал пейзаж под названием «Дорога в храм».


Совхозная улица, 2с1 – бывшее СПТУ № 166, полиграфический техникум, сейчас – Московский многопрофильный техникум имени Л.Красина

Смотрите старые фотографии: Посёлок строителей на Совхозной улице. 1949 год: https://pastvu.com/p/543950


На Совхозной улице в тени деревьев прячется незаметный для прохожих памятник Максиму Горького. Казалось бы, какое отношение имеет пролетарский писатель к району Люблино? Оказывается, на окрестных землях располагался большой совхоз имени Горького (позднее – тепличный комбинат «Горьковец»). В наши дни вместо теплиц построили три жилых микрорайона, а памятник литератору и название Совхозной улицы сохранились.

В первые годы советской власти посёлок Люблино получил статус города (который вскоре поглотил и окрестные сёла Перерва, Печатники и Кухмистерский посёлок) а в 1931 году по заданию советского правительства на территории опытных железнодорожных мастерских развернулось строительство завода «Можерез» с кузнечным, чугунолитейным и сталелитейным цехами. Возведение заводских корпусов велось ударными темпами – железной дороге срочно требовались детали для локомотивов и вагонов. Группа специалистов была командирована в Германию для закупки оборудования и готовых строительных конструкций. Ходом работ интересовались Иосиф Сталин и Серго Орджоникидзе, и строители не подвели – уже в 1933 году «Можерез» дал стране первую продукцию. Позднее предприятие получило название Люблинский литейно-механический завод (ЛЛМЗ), в его цехах трудились 10 200 рабочих и служащих.

Для предприятия, вскоре переименованного в Люблинский литейно-механический завод, были построены столовая, поликлиника и клуб, рабочие переселялись из дореволюционных бараков в новые жилые дома, по соседству открывались детские сады и школы. Практически все упомянутые в этом сюжете сталинки на Люблинской (прежде она называлась Московской) улице возведены для сотрудников завода.


Снесённый дом на Люблинской улице. Фото: https://ru.wikipedia.org/

В первые месяцы Великой Отечественной войны сотни заводчан записались добровольцами и ушли на фронт, а цеха ЛЛМЗ стали выполнять заказы для армии, здесь ремонтировались бронепоезда, изготавливались детали для снарядов.

Люблинцы помнят имена Героев Советского Союза лётчика-истребителя Александра Авдеева и танкиста Михаила Судакова – в память о не вернувшихся с войны рабочих названы улицы и скверы.

Сквер имени Александра Авдеева появился на Ставропольской улице в 1965 году.

Сквер имени Михаила Судакова обустроен в 1958 году стараниями люблинских комсомольцев. До войны на этом месте располагался склад ОКСа (объектов капитального строительства) Люблинского литейно-механического завода. Сюда подходила ветка со стороны Московско-Курской железной дороги, маневровый паровоз подавал вагоны с лесоматериалами для дальнейшей переработки. А в больших ямах на территории склада гасили известь.

В советские годы литейно-механический завод производил запасные части для железнодорожного транспорта – колёсные вагонные пары, буксы, зубчатые колёса, гильзы и поршни тепловозных дизелей. Но времена изменились и в 2014 году согласно постановлению Правительства Москвы ЛЛМЗ прекратил своё существование, производственное оборудование демонтировано, а на месте заводских корпусов растут жилые кварталы.


Здание 1926 года постройки использовалось как заводское общежитие


Ограда конца 1940-х годов


Водонапорную башню пока решено не сносить, объявлен архитектурный конкурс на её дальнейшее применение.


Ретроавтомобиль ГАЗ-53 на Люблинской улице

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Люблино.

Другие публикации