15.06.2019 21:35

«Город на память». 480. Люблино сталинское

15 июня 2019 года
Фотопроект «Город на память». 480. Люблино сталинское

На современном гербе Люблино не случайно изображено серебряное паровозное колесо — большую роль в развитии местности сыграла Московско-Курская железная дорога. Московская улица — главная улица города Люблино — в 1930-1950-е годы застраивалась жилыми домами для сотрудников станции, депо и Люблинского литейно-механического завода, производившего детали для железнодорожного транспорта. Почти все сталинки сохранились, но сейчас попали в список программы реновации.

Купец Конон Голофтеев, приобретший дурасовскую усадьбу, получил разрешение на постройку остановочного пункта Люблино-Дачное и стал успешно торговать загородными участками для летнего отдыха москвичей. Дачную жизнь несколько омрачала неизбежная индустриализация — в окрестностях станции возник посёлок служащих, открылись производственные мастерские, были построены угольные склады и графитный завод, а на сортировочных путях комплектовались железнодорожные составы.


Полустанок Люблино-Дачное. 1870-1885 год: https://pastvu.com/p/198590


Скульптуры в сквере возле станции Люблино. 1958 год: https://pastvu.com/p/38627


Авария с самосвалом, разгружавшим асфальт. 1970 год: https://pastvu.com/p/38631


Станция Люблино


Тихая улица, 2с1 — кирпичное станционное здание 1914 года постройки, в советское время здесь располагался линейный отдел милиции на станции Люблино


Памятник Владимиру Ленину


Памятный камень в честь 65-летия победы в битве на Курской дуге


Памятник командиру 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка генерал-майору Ивану Полбину (1905-1945)


Вынужденная посадка самолёта «Ньюпор». 1912 год: https://pastvu.com/p/144936
Полёт лейтенанта В.Дыбовского едва не закончился трагедией: над станцией Люблино у аэроплана был повреждён мотор, но авиатор сумел приземлиться на соседнее картофельное поле. Лётчик и пассажир не пострадали, но у самолёта были сломаны шасси и крыло.


Железнодорожный путепровод на Батайской улице построен в 1907-1908 годах, в советские годы негабаритный автомобильный тоннель доставлял немало проблем водителям грузовиков.

Фрагменты оформления путепровода в стиле модерн


Наводнение на Батайской улице. 1963 год: https://pastvu.com/p/38664 В правом верхнем углу видно массивное здание Клуба имени III Интернационала.


Клуб сохранился, но на современной фотографии его полностью заслоняют подросшие деревья.

В 1927 году Московским губернским советом профсоюзов была принята единая программа клубного строительства и одним из первых возведённых по программе зданий стал Клуб имени III Интернационала. До наступления «лихих девяностых» горожане культурно проводили здесь досуг, смотрели кино, занимались в кружках по интересам, а с распадом Союза развалилась и система финансирования учреждений культуры. В бывшем ДК «Люблино» открылся видеосалон, нетрезвая молодёжь веселилась на дискотеках и наблюдала ночные бои без правил. Сейчас здание на Люблинской, 48 закрыто на реконструкцию, часть помещений занимает РОСИЗО — учреждение, занимающееся разработкой и реализацией музейно-выставочных проектов.


Люблинская улица, 55 — заброшенный дом реконструирован в административное здание

Прогуляемся по Люблинской улицы от прудов в сторону Марьино


Люблинская улица. 1965 год: https://pastvu.com/p/38652 На снимке внизу — современный вид.


Люблинская улица, 61 — жилой дом (1988). Прежде на месте дома пролегала Молитвенная улица. За домом 61 по нечётной стороне Люблинской улицы сразу следует дом 107, а номера с 63 по 105 принадлежали давно снесённым частным домам в окрестностях Кубанской улицы.


Люблинская улица, 107 — жилой дом (1936)


Люблинская улица, 109 — жилой дом (1931)


Люблинская улица, 111. 1983 год: https://pastvu.com/p/260037 Жилой дом построен в 1941 году, здесь жил артист театра и кино Олег Даль. Его отец, инженер-железнодорожник Иван Жерко, тридцать с лишним лет проработал на Люблинском литейно-механическом заводе.


На месте снесённого дома будет построено жильё по программе реновации.


Люблинская улица, 113А — пример типовой застройки Люблино, жилой дом с пристройкой для торговых помещений (1969)


Люблинская улица, 115 — жилой дом (1932)


Люблинская улица, 117 — жилой дом (1934)


Люблинская улица, 121 — жилой дом (1934)


Люблинская улица, 123 — жилой дом (1932)


Люблинская улица, 125 — жилой дом (1934)

Чётная сторона Люблинской улицы прилегает к железной дороге и промышленной зоне, в основном, здесь расположены профильные учебные заведения, мастерские, склады.


Люблинская улица, 54


Люблинская улица, 56 — комплекс зданий железнодорожного техникума (1949) и общежитие (1953), сейчас — Московский колледж профессиональных технологий


Первый московский универсам. 1971 год: https://pastvu.com/p/277874
В 1971 году традиционные торговые точки, работавшие «через прилавок», стали перестраиваться на новый лад. Первый в Москве продуктовый универсальный магазин самообслуживания открылся по адресу: Люблинская улица, 60. Горожане прозвали магазины самообслуживания «самбери».


Торговый зал универсама. 1974 год: https://pastvu.com/p/482051


Торговый зал универсама. 1974 год: https://pastvu.com/p/482050


Люблинская улица, 60 — в бывшем «самбери» позже размещались супермаркет, торговый центр, автомотоцентр, а сейчас здание реконструировано под фитнес-клуб.


Люблинская улица, 62 — рынок «Люблино»


Люблинская улица, 68 — автомобильные мастерские в здании бывшей базы Моспромторга


Люблинская улица, 127 — жилой дом (1932), в этом доме до войны жил слесарь механического цеха Люблинского литейно-механического завода Александр Авдеев, ставший лётчиком и погибший в бою в 1942 году.


Люблинская улица, 129 — жилой дом (1940)


Люблинская улица, 131 — школьное здание (1940), в котором размещались женская школа № 1 и школа № 14 города Люблино, с 1960 года — средняя школа № 75, затем — учебно-производственный комбинат № 9, сейчас здесь Колледж сферы услуг № 29.


Люблинская улица, 133 — жилой дом (1940), «Дом работников Люблинских полей орошения»


Люблинская улица, 149 — Дворец культуры (архитектор Константин Бартошевич) открылся в 1962 году и принадлежал Люблинскому комбинату треста «Мосочиствод». Строительство затянулось в связи с пересмотром проекта здания, лишившегося колоннады, характерной для подобных типовых учреждений 1950-х годов. В 1983 году Дворцу культуры присвоено имя Героя Советского Союза лётчика Ивана Астахова, погибшего в 1944 году при таране вражеского самолёта.


Проезд Кирова, 6с2 — Дом культуры «Звезда» (1946 или 1953) Люблинского литейно-механического завода был построен немецкими военнопленными и входил в состав заводского посёлка, на месте которого уже давно возвышаются многоэтажки. Дом культуры уцелел во время сносов, так как был одним из немногих очагов культуры в районе, здесь показывали кино, проводились концерты. В начале 1990-х здание было приватизировано и в нём устроили ночной клуб. В 2003 году бывший Дом культуры выставили на торги и его приобрела религиозная организация Приход Святой Ольги Римско-Католической церкви. Вероятно, это единственный в мире католический храм, построенный в стиле сталинского ампира.

После реконструкции в зале установлены атрибуты католического храма — алтарь, дарохранительница, амвон, с которого читают Слово Божие. На оконных витражах изображён библейский сюжет — Тайная вечеря, последняя трапеза Христа с учениками.


Икона Пресвятой Девы Марии «Звезда Пресветлая». Подлинник этой иконы, датированный 1675 годом, хранится в музее в Муроме.


По традиции в католических храмах звучит органная музыка


С советских времён частично сохранились лепные украшения в главном зале и одна картина, висевшая прежде в кабинете директора ДК. Изначально на полотне был изображён Владимир Ленин, но в 1991 году один из художников местного изобразительного кружка загрунтовал полотно и написал пейзаж под названием «Дорога в храм».


Совхозная улица, 2с1 — бывшее СПТУ № 166, полиграфический техникум, сейчас — Московский многопрофильный техникум имени Л.Красина


Посёлок строителей на Совхозной улице. 1949 год: https://pastvu.com/p/543950


На Совхозной улице в тени деревьев прячется незаметный для прохожих памятник Максиму Горького. Казалось бы, какое отношение имеет пролетарский писатель к району Люблино? Оказывается, на окрестных землях располагался большой совхоз имени Горького (позднее — тепличный комбинат «Горьковец»). В наши дни вместо теплиц построили три жилых микрорайона, а памятник литератору и название Совхозной улицы сохранились.

В первые годы советской власти посёлок Люблино получил статус города (который вскоре поглотил и окрестные сёла Перерва, Печатники и Кухмистерский посёлок) а в 1931 году по заданию советского правительства на территории опытных железнодорожных мастерских развернулось строительство завода «Можерез» с кузнечным, чугунолитейным и сталелитейным цехами. Возведение заводских корпусов велось ударными темпами — железной дороге срочно требовались детали для локомотивов и вагонов. Группа специалистов была командирована в Германию для закупки оборудования и готовых строительных конструкций. Ходом работ интересовались Иосиф Сталин и Серго Орджоникидзе, и строители не подвели — уже в 1933 году «Можерез» дал стране первую продукцию. Позднее предприятие получило название Люблинский литейно-механический завод (ЛЛМЗ), в его цехах трудились 10 200 рабочих и служащих.

Для предприятия, вскоре переименованного в Люблинский литейно-механический завод, были построены столовая, поликлиника и клуб, рабочие переселялись из дореволюционных бараков в новые жилые дома, по соседству открывались детские сады и школы. Практически все упомянутые в этом сюжете сталинки на Люблинской (прежде она называлась Московской) улице возведены для сотрудников завода.


Снесённый дом на Люблинской улице. Фото: https://ru.wikipedia.org/

В первые месяцы Великой Отечественной войны сотни заводчан записались добровольцами и ушли на фронт, а цеха ЛЛМЗ стали выполнять заказы для армии, здесь ремонтировались бронепоезда, изготавливались детали для снарядов.

Люблинцы помнят имена Героев Советского Союза лётчика-истребителя Александра Авдеева и танкиста Михаила Судакова — в память о не вернувшихся с войны рабочих названы улицы и скверы.

Сквер имени Александра Авдеева появился на Ставропольской улице в 1965 году.

Сквер имени Михаила Судакова обустроен в 1958 году стараниями люблинских комсомольцев. До войны на этом месте располагался склад ОКСа (объектов капитального строительства) Люблинского литейно-механического завода. Сюда подходила ветка со стороны Московско-Курской железной дороги, маневровый паровоз подавал вагоны с лесоматериалами для дальнейшей переработки. А в больших ямах на территории склада гасили известь.

В советские годы литейно-механический завод производил запасные части для железнодорожного транспорта — колёсные вагонные пары, буксы, зубчатые колёса, гильзы и поршни тепловозных дизелей. Но времена изменились и в 2014 году согласно постановлению Правительства Москвы ЛЛМЗ прекратил своё существование, производственное оборудование демонтировано, а на месте заводских корпусов растут жилые кварталы.


Здание 1926 года постройки использовалось как заводское общежитие


Ограда конца 1940-х годов


Водонапорную башню пока решено не сносить, объявлен архитектурный конкурс на её дальнейшее применение.


Ретроавтомобиль ГАЗ-53 на Люблинской улице

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Люблино.

Комментарии


Другие публикации

18.09.2019 в 19:37

Международный фестиваль циркового искусства


Завершился 18-й Международный фестиваль циркового искусства, который с 5 по 8 сентября проходил в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре.

Дата мероприятия: 07.09.2019

Парк «Сокольники»: 100 музеев под одной крышей


В День города Москвы в Сокольниках можно будет совершить путешествие по частным музеям со всей страны.

18.08.2019 в 17:29

«Город на память». 496. Кунцево. Рабочий посёлок


Кунцевские рабочие микрорайоны небогаты «архитектурными излишествами», тем не менее представляют собой примеры гармоничной застройки с уютными дворами и фонтанами.

15.08.2019 в 21:26

Удачная посадка


Аварийная посадка самолета в поле из-за столкновения со стаей птиц.

06.08.2019 в 23:02

«Город на память». 494. Сталинки в Кожухово


К середине ХХ века Кожухово превратилось в рабочую окраину Москвы, застроенную жилыми домами и общежитиями для рабочих окрестных заводов.

04.08.2019 в 20:43

«Город на память». 493. Кожуховский затон


В 1968 году воды Москвы-реки потекли по искусственным Новинковскому и Нагатинскому рукавам.

31.07.2019 в 10:44

«Город на память». 492. Лефортово


Лефортово появилось на левом берегу Яузы напротив Немецкой слободы более 300 лет назад.

27.07.2019 в 19:44

Москва за честные выборы


В столице прошел митинг в поддержку кандидатов, не допущенных на выборы в Мосгордуму.

25.07.2019 в 09:04

«Город на память». 491. Лефортовский парк


На левом берегу Яузы в 1703 году был разбит сад, который создавался по образцу знаменитого Версальского парка, поэтому современники прозвали его «Версаль на Яузе».

19.07.2019 в 14:10

«Город на память». 490. Центральный дом архитектора


Архитектурный ансамбль ЦДА в Гранатном переулке включает в себя постройки разных эпох: дореволюционный особняк Анны Леман, сталинскую центральную часть и здание 1975 г.

18.07.2019 в 01:36

«Город на память». 489. Гранатный переулок


Гранатный переулок получил название в XVII веке по располагавшемуся здесь Гранатному двору - казённой мануфактуре по изготовлению гренад (гранат).

13.07.2019 в 23:16

«Город на память». 488. Фили «для служебного пользования»


«Город на память» показывает не только «застывшую в камне музыку» (как назвал архитектуру Иоганн Вольфганг Гете), но и живую современную жизнь мегаполиса.

11.07.2019 в 23:41

«Город на память». 487. Филёвский автобусно-троллейбусный парк


Филёвский автобусно-троллейбусный парк — один из старейших в Москве, он открылся в 1940 году.

10.07.2019 в 13:47

«Город на память». 486. Из села Гиреево в село Ивановское


В середине XIX века путь из сельца Гиреево (Гереево) в село Ивановское пролегал бы сначала лесом, а затем лугами мимо пруда и мыловаренного завода.

06.07.2019 в 23:28

Сергей Собянин: «В городе можно жить здорово, долго и счастливо»


На Moscow Urban Forum Мэр Москвы Сергей Собянин и руководители городских департаментов представили некоторые итоги работы за минувшее десятилетие.