03.07.2019 02:48

«Город на память». 484. Перово. Музей истории войны в Афганистане

3 июля 2019 года
Фотопроект «Город на память». 484. Перово. Музей истории войны в Афганистане

До декабря 1979 года в СССР мало кого интересовали политические коллизии в Афганистане, да и о существовании этого небольшого государства на южной границе СССР вспоминали только школьники на уроке географии. После ввода советских войск для поддержки одной из сторон военного конфликта внутри Афганистана об этой стране заговорили, но осторожно, не вдаваясь в подробности. Наступила горбачёвская «гласность», однако пресса продолжала следовать инструкциям, смещала акцент на гуманитарную помощь и скрывала боевые потери. После распада СССР табу было снято и появилась возможность открыто говорить об Афганской войне.

В Перово сначала был создан Клуб воинов-интернационалистов «Долг», объединивший ветеранов войны в Афганистане. На общественных началах в помещении, выделенном райкомом КПСС, открылась небольшая выставка, как крик души в память о тех, кто не вернулся. В 1993 году состоялось открытие Музея истории войны в Афганистане, который позднее перешёл в ведение департамента культуры города Москвы. Музей располагается на первом этаже жилого дома по адресу: 1-я Владимирская улица, 12к1.

Кварталы Владимирских улиц – территория бывшего Владимирского посёлка, сложившегося ещё до войны и застроенного в 1950-1960-х годах кирпичными домами для проживания сотрудников предприятий промзоны № 54 «Прожектор».

Смотрите старые фотографии: Бараки Владимирского посёлка. 1955 год: https://pastvu.com/p/23245

Смотрите старые фотографии: Владимирский посёлок. 1955 год: https://pastvu.com/p/23303

Смотрите старые фотографии: Комната в общежитии. 1957-1958 гг.: https://pastvu.com/p/879148

У Перово славная трудовая биография. В промзоне располагались Московский прожекторный завод (1932), Перовский комбинат стройматериалов (1937), завод № 703 («Салют») (1942), завод железобетонных изделий № 21 (1944), завод «Стройконструкция-5» (1946), вентиляторный завод, складская база «Перово» Главснаба, автокомбинат № 14, Московский завод телевизионных блоков «Янтарь» и другие.

Смотрите старые фотографии: Флаг на месте будущего строительства Московского прожекторного завода. 1932 год: https://pastvu.com/p/1222 На фото на заднем плане виден Измайловский лес. В течение последующих 30 лет безлюдное болотистое поле полностью застроят производственными корпусами и жилыми кварталами.

Смотрите старые фотографии: Железнодорожный переезд через улицу Плеханова. 1981 год: https://pastvu.com/p/73394

Рельсы ведут к транспортно-сырьевому цеху ЖБИ-11, дровяному складу деревообрабатывающего комбината, складской базе Управления снабжения Мосгорисполкома.

В годы Великой Отечественной войны промышленная зона выполняла оборонные заказы: здесь производились боеприпасы для «Катюши», радиолокаторные станции, вооружение и оборудование для нужд армии и флота. В память о погибших на фронте рабочих установлены мемориалы.


Памятник рабочим вентиляторного завода установлен 9 мая 1965 года

После войны некоторые НИИ и заводы получили секретный статус «почтовых ящиков» и продолжали работать на укрепление обороны СССР, в частности, в рамках советской атомной программы здесь получен первый в СССР графит для ядерных реакторов. Другие предприятия выпускали мирную продукцию – завод ЖБИ № 21 первым начал применять сборное домостроение. Первоначально завод специализировался на производстве шлакоблоков, позже было налажено производство железобетонных блоков, а с 1960-х годов – панелей для многоэтажных зданий.

Одним из самых богатых предприятий был Московский прожекторный завод, построивший в Перово жилые кварталы, школы, детские сады. Распад СССР роковым образом отразился на экономике: в рыночных условиях прежде востребованное производство сворачивалось, заводы проходили процедуру банкротства, сдавали площади в аренду под склады и офисы.

Парадные фасады большинства зданий облицованы сайдингом, скрывшим унылую индустриальную архитектуру, а в обозримом будущем часть промышленной зоны планируется застроить жилыми кварталами.


1-я Владимирская улица, 4 – жилой дом (1954)


1-я Владимирская улица, 8 – жилой дом (1955)


1-я Владимирская улица, 10Б – Дворец культуры «Прожектор» с концертным залом на 900 мест, помещениями для кружков и спортивных секций построен в 1972 году.

Смотрите старые фотографии: ДК «Прожектор». 1972-1974 гг.: https://pastvu.com/p/34525


Кинотеатр «Слава» на шоссе Энтузиастов, 58 был построен по проекту Ивана Жолтовского в 1952-1957 годах и отличался роскошными интерьерами фойе и кинозала. В начале девяностых прокатная индустрия переживала кризис и кинотеатр превратился в развлекательный центр с рестораном, ночным клубом, бильярдной. В 2007 году в здании случился пожар и с тех пор объект культурного наследия скрывается под строительной сеткой.

Смотрите старые фотографии: Кинотеатр «Слава». 1960 год: https://pastvu.com/p/256833

Заведение общественного питания, прежде известное как «Старт»,  на привычном месте, но в очередной раз сменило вывеску и закрылось на реконструкцию.

Смотрите старые фотографии: Кафе «Старт» на 1-й Владимирской улице. 1963-1964 гг.: https://pastvu.com/p/445112


1-я Владимирская улица, 15к1 – жилой дом (1963)


1-я Владимирская улица, 15к3 – библиотека Корнея Чуковского на первом этаже жилого дома


1-я Владимирская улица, 11 – памятник молодогвардейцу Олегу Кошевому установлен в школьном дворе в 1960 году. В школе № 1852 создан музей, посвящённый Великой Отечественной войне.


На 2-й Владимирской улице три дома 1951-1952 годов постройки реконструированы в эстетике конструктивизма и ещё три корпуса построены заново на месте снесённых пятиэтажек. Получились стильные здания с элитными квартирами. Увы, переселенцам из «хрущёвок» ничего подобного не светит – грядущая массовая реновация пойдёт по пути уплотнительной застройки многоэтажными «человейниками».

Смотрите старые фотографии: 2-я Владимирская улица, 10. Дом юного техника «Прожектор». 1973-1980 гг.: https://pastvu.com/p/98241


2-я Владимирская улица, 17 – жилой дом (1958)


Котельная (1955)


2-я Владимирская улица, 14 – пожарная часть № 5 УГПС ВАО (1955)


3-я Владимирская улица, 7 – школа № 667, женская школа № 42, коррекционная школа, Московский заочный педагогический институт, сейчас – лицей МПГУ.

Смотрите старые фотографии: Школа во Владимирском посёлке. 1939 год: https://pastvu.com/p/22902

Школа во Владимирском посёлке – первая крупноблочная школа на 880 учащихся (1939, архитектор Б.Леонов). Отделка пилястров фасада имитирует розовый мрамор.

Трамвай на 3-й Владимирской улице

Смотрите старые фотографии: Трамвай на 3-й Владимирской улице. 1978 год: https://pastvu.com/p/111858


В Перово жили также рабочие завода «Серп и молот», в 1970 году на пересечении улиц Металлургов и 2-й Владимирской был установлен бетонный памятник «Металлурги» (скульптор Н.Львов).


Улица Металлургов, 25 – жилой дом (1957)


Выставочный зал истории войны в Афганистане

Создатели экспозиции Государственного выставочного зала истории войны в Афганистане не ставили задачу рассказать обо всех событиях войны, начавшейся в 1979 году штурмом дворца Амина в Кабуле и завершившейся в 1989 году выводом советских войск из Афганистана. Основная часть музея – мемориальная, в память о не вернувшихся братьях по оружию. В музейных залах ведётся работа по военно-патриотическому воспитанию, проходят «Уроки Мужества» для школьников и студентов.
Официальный сайт: https://afgan-zal.ru

Рассказывает ветеран войны, директор музея Игорь Ерин:
«С чего началась война? Надо исходить из политической обстановки: на протяжении 2500 километров Афганистан граничил с советскими союзными республиками и появилась информации о возможном вводе американских войск в Афганистан, а власть там была ненадежная. Думали, конечно, что воевать не будем – постоим и уйдём…

Мы пришли в Афганистан не просто так, а поддержать коммунистическую партию. Все кишлаки вблизи Кабула и других крупных городов соблюдали нейтралитет и лояльно к нашим относились. Но промышленности нет, крестьянство беднело, да еще у всех оружие на руках. Потом западные страны стали им поставлять оружие, вплоть до «стингеров». Наши боевые вертолеты были оснащены тепловыми ракетами, отвлекающими «стингеры». Были и аэрофлотовские рейсы (эпизод из фильма «Девятая рота»), иногда гробы возили, иногда личный состав, пополнение. Они беззащитны перед ракетой, выпущенной с земли. Но когда «борт» поднимался, его вертолеты сопровождали, они и принимали удар на себя, и атаковали позицию, откуда «стингер» стрелял.

Шесть месяцев готовили в учебке сержантский состав, специалистов, наводчиков-механиков на БМП, водителей танков. А пехоту обучали три месяца. Много призывников было из Средней Азии, у них культура похожая, тоже мусульмане, и организм к жаре привычный. Создавались бригады спецназа для ликвидации отдельных банд, 10-15 человек отслеживали, уничтожали, наводили на цель артиллерию. Бронежилеты всегда одевали, он восемь килограмм весит. Эти пластины неоднократно спасали жизнь бойцам, жизнь человеческая очень хрупкая. Когда пуля летит – не разбирает в кого, чья жизнь оборвётся? Были случаи, когда люди совершали подвиги, заслоняя командира грудью ценой собственной жизни. Кто-то оставался с пулемётом прикрывать отход своих товарищей. Пик наших потерь пришелся на 1984-1985 годы.

Люди, побывавшие на войне, под огнём, начинают воспринимать жизнь совсем по-другому. Кто знает, что мы там делали правильно, что неправильно? Ещё в конце шестидесятых годов Советский Союз строил в Афганистане дороги, гидроэлектростанции, университет им построили. Но в те времена была своя специфика, считалось, что знаешь коран – а остальное не обязательно, учителей могли убивать, чтобы грамоте не учил. А во время войны в дальних кишлаках по всякому было: с некоторыми нейтралитет соблюдали, мы не стреляем по вам, вы не стреляете по нам. Были кишлаки коммунистические, «мы хотим, как у вас – колхозы строить». А были враждебные, где мулла провел хорошую агитационную работу или деньги получали извне, или половина кишлака в банде. Бывало, один брат в банде, а другой в коммунистах – всё перемешалось.

На одном стенде в музее представлены книги, листовки афганской оппозиции: коран, наглядные пособия для молодых моджахедов, афганских партизан. Здесь написано, как пользоваться СВД, ППШ, устраивать засады. Вообще, для мужчины защищать, воевать – это нормальная работа, а у афганцев это в крови, они с детства привыкают защищаться. Афганистан, как буферная зона, плацдарм между Индией и Средней Азией, часто становился объектом нападений. До нас и Чингис-Хан, и Тамерлан, и Александр Македонский, и англичане потом входили в эту горную страну, но никто не удержался. Третий рейх, оказывается, тоже вынашивал планы вторжения в Индию через Афганистан, в 1939 году немцы пытались вести переговоры со Сталиным о размещении дивизии СС в Туркмении. У каждой страны были и есть свои национальные интересы в Средней Азии. Но в Афганистане тяжело воевать и выживать в условиях горной и пустынной местности, постоянная жара, с водой напряги, дороги плохие и кругом воинственные племена. С Пакистаном у них практически открытая граница, племена кочуют через границу. Они всегда воевали и между собой, но если приходил внешний враг – то объединялись против него.

И офицеры, и солдаты служили два года, раненых, контуженных списывали по ранению. И заболеть там можно было в пять минут: желтуха, тиф. Климат очень жаркий, ветер «афганец» дует, испарения, вода грязная. В полевых условиях легко заразиться друг от друга, из двадцати двух бойцов половина в строю, половина в лазарете. Если вовремя не выдернуть человека из подразделения, то все заболеть могут. Тиф это – температура под сорок, ничего не соображаешь, понос с кровью. Антибиотики кололи, весь военный билет исписан, какие лекарства тебе вводили. Малярия ещё. От болезней люди почти не умирали, но печень можно было посадить. Некоторые уже в Москве заболевали от инфекций, подхваченных в Афгане. А местные жители живут, у них врожденный иммунитет, тот же гепатит у них – как у нас насморк. Они неприхотливы к еде, рис в основном едят, к воде привыкли. Толстых людей нет, все сухенькие такие.

Афганская война закончилась, но с распадом Советского Союза на юге не стало спокойнее. Азербайджан воевал с Арменией, Приднестровье запылало, Нагорный Карабах ещё никто не помирил, грузины воюют с абхазами. И в Афганистане гражданская война продолжается, американцы вошли в Афганистан, чтобы освободить страну от талибов и уже который год воюют с теми, кого раньше поддерживали».

По инициативе ветеранов сквер на Зелёном проспекте возле метро «Перово» стал называться Афганским. Сквер благоустроен на месте посёлка Перово Поле, в котором, как говорят, проживали преимущественно татары. К 1975 году их деревянные избы снесли, а часть фруктовых садов сохранилась – так возник безымянный сквер. Городские власти собирались построить здесь киноконцертный зал, универсам, общественные учреждения, но эти планы семидесятых годов не были реализованы.

Скульптурная композиция, изображающая скорбящих матерей, создана Вадимом Сидуром в 1972 году. Скульптура была задумана Сидуром как символ трагедии войны, о которой он знал не понаслышке. Сидур прошёл Великую Отечественную, после тяжёлого ранения вернулся с фронта инвалидом. Изначально автор создал небольшую отливку и лишь в 1992 году, уже после его смерти, эта работа воплотилась в скульптуру «Оставшимся без погребения» в Афганском сквере как мемориал воинам-москвичам, погибшим при исполнении интернационального долга. Вероятно, это первый в СССР памятник солдатам – участникам войны в Афганистане.

В сквере планируется построить храм священномученика Игнатия Богоносца в Новогиреево – главный храм ветеранских организаций участников боевых действий, но местные жители на данном этапе выступают против строительства. Освящённый закладной камень был осквернён вандалами.


Новогиреевская улица, 37А – кирпичная пристройка (1985), в которой располагается музей Вадима Сидура. При советской власти Вадима Сидура обвиняли в формализме и пацифизме, исключили из партии и запретили демонстрировать работы в СССР. При этом за рубежом состоялось 30 выставок, а его скульптуры «Памятник погибшим от насилия», «Треблинка», «Взывающий» и другие были установлены в городах Германии и США. После смерти скульптора Союз художников забрал рабочую мастерскую на Комсомольском проспекте и большое наследие Сидура стало негде хранить.

По счастливой случайности свободное помещение нашлось в Перово и сначала здесь прошла выставка, которую за семь недель посетили 15 000 человек, а вскоре Перовский выставочный зал получил официальный музейный статус и в 1989 году был переименован в Музей Вадима Сидура. В его залах представлено около 200 экспонатов, проходят выставки современных художников, концерты и литературные вечера.

Официальный сайт: http://www.mmoma.ru/exhibitions/muzej_vadima_sidura/

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Перово, Афганская война.

Другие публикации