11.07.2019 23:41

«Город на память». 487. Филёвский автобусно-троллейбусный парк

11 июля 2019 года
Фотопроект «Город на память». 487. Филёвский автобусно-троллейбусный парк

Филёвский автобусно-троллейбусный парк (улица Дениса Давыдова, 2) — один из старейших в Москве, он открылся в 1940 году как 3-й троллейбусный парк, а в шестидесятые годы по соседству был построен 8-й автобусный парк и оба автотранспортных предприятия объединили в одно, способное обслуживать 600-700 единиц подвижного состава.

В феврале 1939 года были заложены фундаменты первых зданий, среди которых цех текущего ремонта, административный комплекс, жилой дом для сотрудников парка, профилакторий, а в октябре 1940-го в парк уже прибыли первые троллейбусы ЯТБ-4. Подвижной состав насчитывал 139 новых троллейбусов. Во время Великой Отечественной войны часть машин эвакуировали в Куйбышев, а после возвращения и небольшого ремонта эти троллейбусы передали в Варшаву, где открылось первое в Польше троллейбусное движение.


3-й троллейбусный парк. 1950-1960 гг.: https://pastvu.com/p/728044


Мемориал работникам парка, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны

Филёвский автобусно-троллейбусный парк, который после реорганизации носит название Филиал Центральный ГУП «Мосгортранс», обслуживает более 60 автобусных и троллейбусных маршрутов Москвы.


Филёвский автобусно-троллейбусный парк. 1994 год: https://pastvu.com/p/35713

В парке проводится ежедневное обслуживание подвижного состава, мойка, уборка, контрольно-измерительные работы, проверка электрооборудования и основных узлов, отвечающих за безопасность, — рулевого управления и тормозной системы. Первый троллейбус выходит на маршрут в четыре утра, а последний заезжает в парк в полтретьего ночи. В парке работает почти 2000 человек, из которых более половины — линейные водители.


3-й троллейбусный парк. 1948 год: https://pastvu.com/p/730527


Борис Ельцин в Филёвском автобусно-троллейбусном парке. 1985-1987 гг.: https://pastvu.com/p/512461

В диспетчерской установлены системные программы, подключённые к ГЛОНАСС и контролирующие водителей на маршруте в режиме реального времени. Зональный диспетчерский центр занимается регулированием движения на маршруте, отслеживая интервал.

Рабочий день водителя начинается с получения путевого листа и предрейсового медосмотра, где компьютер замеряет давление, проверяет пульс и проводится обязательное тестирование на алкоголь. После медосмотра водитель получает съёмные валидаторы и начинает готовить машину к выезду на линию.


Из Филёвского парка стартуют парады троллейбусов. На фото единственный сохранившийся экземпляр троллейбуса ЯТБ-1 («ярославский троллейбус, первая модель»), такие машины выпускались в 1936-1937 годах Ярославским автомобильным заводом. По московским маршрутам ЯТБ-1 курсировал с 1936 по 1948 год, но в коллекции Мосгортранса такого раритета нет и специально для участия в параде троллейбусов этот экземпляр доставлен из города на Неве. ЯТБ-1 № 44 1936 года выпуска был обнаружен спустя шестьдесят лет на дачном участке в Ленинградской области и после восстановления стал действующим экспонатом Музея городского электротранспорта Санкт-Петербурга.

Музейные ретроавтомобили выставляются здесь и на День города.


Автобусный прицеп ПН-4 по прозвищу «племянник» (предшественник сочленённых моделей). Первый такой прицеп эксплуатировался в ФАТП в 1962 году на маршруте Киевский вокзал — посёлок Сетунь.


Армейский санитарный автобус ЛиАЗ-677М

Конкурсы на звание лучшего водителя автобуса проводятся в Москве с конца 1960-х годов, в те времена соревнования проходили в автопарках, победитель получал почётную грамоту, новый автобус и право выступить на городском финале, приуроченном к Дню работника автомобильного транспорта. Как писала газета «За отличный рейс», конкурс в 1976 году был одним из самых массовых с участием 9000 человек, а 48 лучших вышли на финальные старты, проходившие на Гребном канале в Крылатском. С 1998 года конкурс водительского мастерства проходит в рамках городской акции «Московские мастера».

По традиции мероприятия ГУП «Мосгортранс» сопровождает выставка ретротехники, которую в другие дни можно увидеть в Музее московского транспорта на Рогожском Валу. Если для большинства горожан это экзотика, то для профессионалов — ностальгия. Многие из присутствующих на конкурсе в молодости начинали работать на автобусах ЛиАЗ-677, который уже успел стать музейным экспонатом. Как это было? Двигатель располагался в кабине — вся копоть на водителе, летом — жара, была и ещё одна обязанность — в микрофон объявлять остановки.

Говорят, что самый первый конкурс проводился на автобусах ЛАЗ, сейчас главным героем соревнований в Филёвском автобусно-троллейбусном парке стал ЛиАЗ-529222, который эксплуатируется на многих городских маршрутах.

Конкурс по фигурному вождению состоит из нескольких упражнений. «Бокс» и «Стоянка» — это огороженные с трёх сторон прямоугольники, имитирующие заезд машины в гараж. Задача водителя завести автобус на стоянку, не задев ограничительных стоек с флажками. «Змейка» предполагает проезд через несколько створов передним и задним ходом, не задевая стоек. «Тоннельные ворота», «Колея», «Автобусная остановка» это задания на точность проезда и точность остановки в заданном месте. Большинство упражнений взяты из ежедневной практики водителя.

Советские женщины водили исключительно трамваи и иногда троллейбусы, но в наши дни условия труда изменились и дамы вполне комфортно чувствуют себя за рулём автобуса.

Идея использования на московских маршрутах электробусов — автобусов с электродвигателями и аккумуляторами повышенной ёмкости — появилась лет десять назад, но только сейчас начала обретать реальные черты. Подобная технология уже давно внедряется в разных странах Европы, Америки и Азии.

В Филёвском автобусно-троллейбусном парке прошли тестирование китайский электробус Ютонг (Yutong) и российский ЛиАЗ-6274. Электробус Yutong китайского производства вмещает до 73 пассажиров и оборудован 36 сидениями. Максимальная скорость движения составляет 69 км/ч. Заявленный запас хода — до 200 километров, аккумуляторы заряжаются от электрической сети с напряжением 380 вольт. По словам представителей компании, машина адаптирована к температуре от минус 30 до плюс 35 градусов. Для зарядки аккумуляторов, которая занимает пять-шесть часов, используются стационарные колонки, рассчитанные на подключение двух машин.

Салон отечественного электробуса ЛиАЗ-6274 заполнен чугунными заготовками, машина тестируется с нагрузкой в пять тонн в разных погодных условиях. Электробус создан «Группой ГАЗ» на базе низкопольного автобуса большого класса ЛиАЗ-5292. Он отличается высокой мобильностью и экологичностью, полностью адаптирован для проезда маломобильных граждан. Представленная Ликинским автобусным заводом модель вмещает до 90 пассажиров, в салоне предусмотрено 27 мест для сидения. Максимальная скорость движения электробуса составляет 80 км/ч. Аккумуляторы заряжаются от электрической сети с напряжением 380 вольт.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Мосгортранс, московский троллейбус.

Другие публикации

24.11.2019 в 16:39

В Москве открылся сезон катков


В Москве открылись катки в парках города. 22 ноября торжественно открылся Главный каток страны на ВДНХ.

20.11.2019 в 03:47

«Город на память». 523. Яуза. Ростокинский акведук — платформа Яуза


Главная ростокинская достопримечательность - акведук Мытищинского водопровода, построенный в 1783-1784 годах.

19.11.2019 в 14:41

«Город на память». 522. Яуза. Проспект Мира — Городок Моссовета


В Ростокино река пересекает транспортную магистраль, со стародавних времён известную как Ярославское шоссе, а с 1957 года - как проспект Мира.

18.09.2019 в 19:37

Международный фестиваль циркового искусства


Завершился 18-й Международный фестиваль циркового искусства, который с 5 по 8 сентября проходил в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре.

18.08.2019 в 17:29

«Город на память». 496. Кунцево. Рабочий посёлок


Кунцевские рабочие микрорайоны небогаты «архитектурными излишествами», тем не менее представляют собой примеры гармоничной застройки с уютными дворами и фонтанами.

15.08.2019 в 21:26

Удачная посадка


Аварийная посадка самолета в поле из-за столкновения со стаей птиц.

06.08.2019 в 23:02

«Город на память». 494. Сталинки в Кожухово


К середине ХХ века Кожухово превратилось в рабочую окраину Москвы, застроенную жилыми домами и общежитиями для рабочих окрестных заводов.

04.08.2019 в 20:43

«Город на память». 493. Кожуховский затон


В 1968 году воды Москвы-реки потекли по искусственным Новинковскому и Нагатинскому рукавам.

31.07.2019 в 10:44

«Город на память». 492. Лефортово


Лефортово появилось на левом берегу Яузы напротив Немецкой слободы более 300 лет назад.

27.07.2019 в 19:44

Москва за честные выборы


В столице прошел митинг в поддержку кандидатов, не допущенных на выборы в Мосгордуму.

25.07.2019 в 09:04

«Город на память». 491. Лефортовский парк


На левом берегу Яузы в 1703 году был разбит сад, который создавался по образцу знаменитого Версальского парка, поэтому современники прозвали его «Версаль на Яузе».

19.07.2019 в 14:10

«Город на память». 490. Центральный дом архитектора


Архитектурный ансамбль ЦДА в Гранатном переулке включает в себя постройки разных эпох: дореволюционный особняк Анны Леман, сталинскую центральную часть и здание 1975 г.

18.07.2019 в 01:36

«Город на память». 489. Гранатный переулок


Гранатный переулок получил название в XVII веке по располагавшемуся здесь Гранатному двору - казённой мануфактуре по изготовлению гренад (гранат).

13.07.2019 в 23:16

«Город на память». 488. Фили «для служебного пользования»


«Город на память» показывает не только «застывшую в камне музыку» (как назвал архитектуру Иоганн Вольфганг Гете), но и живую современную жизнь мегаполиса.

10.07.2019 в 13:47

«Город на память». 486. Из села Гиреево в село Ивановское


В середине XIX века путь из сельца Гиреево (Гереево) в село Ивановское пролегал бы сначала лесом, а затем лугами мимо пруда и мыловаренного завода.