The show must go on
В центре имени Мейерхольда Балет Москва отметил свое 30-летие премьерой спектакля «Танцпол». Стояла задача объединить два коллектива, существующие под одним брендом, но представляющие разные направления – классическое и современное.
Для работы над спектаклем был приглашен хореограф Йерун Вербрюгген. На его счету постановки в Большом театре Женевы, Марсельском и Финском национальном балете. Бельгийский хореограф предложил идею, благодаря которой на сцене смогли органично сосуществовать обе труппы. Спектакль переносит зрителя в Америку 20-х годов прошлого века во времена великой депрессии. Тогда в индустрии развлечений появилось новое явление — танцевальные марафоны.
Участниками могли стать представители любого танцевального жанра. Для одних людей марафон был любопытным зрелищем, для других – средством наживы, а для третьих – последней надеждой вырваться из нищеты и заработать на хлеб. Весь денежный приз доставался одному победителю, поэтому битва шла порой не на жизнь, а на смерть. Иногда танцующие падали в изнеможении и больше уже не вставали. Смерть настигала их при свете софитов. Это щекотало нервы публики, и поднимало рейтинги.
Спектакль начинается с разминки. Артисты упражняются, не обращая внимания ни друг на друга, ни на зрителей, заполняющих места в зале. Все сосредоточены только на желании выстоять и победить. В погоне за призрачным счастьем участники очень серьезны и даже деловиты. В середине сцены страшная метка — мелом обведено тело очередной жертвы, как напоминание каждому, что он может стать следующим.
Появляется распорядитель, своими решительными рубленными движениями больше напоминающий рефери на боксерском ринге, и дает старт очередному раунду. Начинается сумасшедший танец-битва, танец-сражение. В ход идет весь арсенал умений: кружения, поддержки, акробатические элементы. Пуанты сменяют каблуки и ролики. Завораживает красота, сила, мощь движений, только это красота солдата, собравшего все силы для последнего боя.
Художник Дмитрий Разумов одел артистов в нейтральные светлые и серые костюмы и создал минимальный реквизит, сливающийся с черными стенами. Музыка композитора Стефана Левина подчеркивает нарастающее напряжение переплетением джазовых тем с электронной музыкой. Прожекторы выхватывают и ведут отдельные пары, что еще более усиливает контраст. В музыке отчетливо слышны зловещие нотки. И вот первая жертва оказывается на полу, обведенная мелом. Номер танцора превращается в криминальную метку. Что это — несчастный случай или убийство? И кто убийца?
Но на эти вопросы нет времени. The show must go on. Безжизненное тело быстро убирают с площадки без всяких церемоний, а оставшийся в одиночестве партнер продолжает двигаться, будто не замечая исчезновения того, кто был рядом.
Люди танцевали и будут танцевать всегда и везде. На улицах, в ночных клубах, на балетных подмостках, вокруг костра под ритуальные барабаны. В танце заключена таинственная сила, которая может спасти, стать лекарством, последней надеждой, а может разрушить, если азарт не позволит вовремя остановиться и превратит танец в убийственный наркотик. Язык тела лучше всего подходит для рассказа об изматывающей и азартной природе танца, о стремлении к успеху, доведенном до предела, до саморазрушения.
Объединенный коллектив вобрал в себя лучшие черты классического и современного балета. Артисты продемонстрировали серьезную хореографическую подготовку в сочетании со способностью проигрывать, проживать чувства и эмоции. В этом есть особый шарм и собственный стиль «Балета Москва».
Текст:
Фото: Сергей Чалый