02.09.2019 22:03

Возвращение имени. Поговорим не о Матиссе, но о Щукине

Резонансная выставка «Щукин. Биография коллекция» в ГМИИ им. Пушкина открывается в 11am, но длинная очередь, обвивающая музейные ступени и выходящая на Волхонку, уже выстроилась в ожидании задолго заранее. Каждое имя художника, чьи картины представлены на выставке — Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Альфред Сислей, Андре Дерен, Анри Руссо — сейчас является бриллиантом мирового искусства. Но нашёл и открыл их для широкой публики русский купец, старообрядец, текстильный магнат — Сергей Щукин.

Невероятно отрадно, что наконец-то наступило время, когда из стыдного забвения зазвучало имя российского коллекционера, благодаря стараниям и безупречному чутью и вкусу которого, в предреволюционной России была собрана уникальная коллекция картин.

Можно только себе представить, какая трагедия личная и всероссийская стоит за лаконичностью фразы «после эмиграции Щукина и Морозова в 1919 году их коллекции остались в России». Оставив своё детище, в котором заключался смысл его жизни, Щукин бежал от красного террора в Париж. Часть средств была прозорливо переведена им в шведский банк и позволяла жить на достойном уровне, но более покупать картины он не мог, поэтому переходил на другую сторону улицы, если случайно встречался со своим фаворитом Анри Матиссом, который бестактно продолжал предлагать ему свои работы.

А ведь недавно, всё было совсем иначе! Как Петр I когда-то прорубал окно в Европу и стриг бороды, так и Щукин в какой-то мере продирался сквозь колючие заросли непонимания, неприятия и агрессивного отторжения новых форм в европейском искусстве. Привезти в Москву Матисса! Этот шаг вызвал бомбическую реакцию консервативно настроенного общества. Щукин ошеломлял Матиссом, примерно как сейчас эпатирует зрителей Кирилл Серебренников.

Из дневника В.Переплетчикова. 1903
«Вчера был на «пятнице» у Сергея Ивановича Щукина. Он получил две картины Гогена. Те гости, которые бывают у него: доктора, присяжные поверенные, словом, русские интеллигенты-картежники, хохочут, хохочут над картинами. Смех довольных людей, в меру занимающих себя интеллектуальными удовольствиями, в меру играющих в карты, смех над ищущими и дерзающими очень симпатичен. Я не требую от них понимания, да и на что оно им, что дает оно им в русской действительности».

Глаз коллекционера его главный инструмент – видит цвет, россыпи оттенков, распознаёт технику, как и вкус представляет собой утончённую способность чувствовать прекрасное. Архисложная задача — увидеть красоту в нарочитой уродливости или обманчивой простоте. Щукин учился на своих ошибках, и чрезвычайно много читал. Он имел одну из самых больших библиотек в то время в России. Переходя из зала в зал можно увидеть его личный «прогресс» в художественном восприятии, если можно так выразиться. Он мог уже сам, обходясь без консультантов, безошибочно распознавать гениальность художника.

Сила визуального воздействия картин из щукинской коллекции сродни сногсшибательной. Мягкие переливы нежных красок на полотнах импрессионистов и звериная маскулинная энергия буйного цвета «дикаря» Матисса, шокирующий переход от философской задумчивости «серо-голубых» картин Пикассо к каннибальскому искажению им же человеческих лиц и тел. Неподвижность, плакатность гладких плоских фигур у Анри Деррена и сладкая чувственность причудливых почти райских кущ Полинезии у Гогена.Щукин постоянно открывал и для себя, и соответственно для публики, всё новые и новые имена. Он выбирал картины, которые не создавались исключительно с целью нравиться. Напротив, могущие вызывать самые разные ощущения, вплоть до тошнотворного отторжения. Любое художественное полотно ведь пропитано энергией его создателя. За каждой весёлой розовой или другой яркой краской не всегда стоит безумное радование создавшего её художника, а возможно совершенно противоположная эмоция. Этот диссонанс и ощущается на уровне магнетизма и невидимого воздействия на человеческие чувства.

Невозможно выделить «лучшую картину» в его коллекции, как и выбрать имя «лучшего художника», хотя самые нашумевшие экспонаты – панно «Танец» Матисса и великолепный Гоген, бесспорно собирают вокруг себя неподвижные онемевшие толпы посетителей. Они выставлены в отдельных залах, зеркально напротив друг друга хотя и на расстоянии. Важно заметить, что первые залы по маршруту выставки отданы коллекциям братьев Сергея Щукина — Петру, Ивану и Дмитрию.

Яков Тугендхольд, 1914
«Россия, снежная Москва может гордиться тем, что дала приют этим экзотическим цветам вечного лета, которых не сумела подобрать их официальная родина-мачеха Франция. В этом московском убежище не только самое большое собрание Гогеновских картин, но, быть может, и наилучшее по своему выбору». В настоящее время коллекция картин, собранная Сергеем Ивановичем Щукиным оценивается в сумму порядка 10 миллиардов долларов.

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Репортаж. Метка: ГМИИ имени Пушкина.

Другие публикации

24.10.2019 в 13:32

«Город на память». 510. ГМИИ имени А.С.Пушкина


Музей изящных искусств имени Александра III открылся в торжественной обстановке 31 мая 1912 года в присутствии императора Николая II.

23.10.2019 в 01:48

«Город на память». 508. Волхонка и Пушкинский музей


В наши дни Волхонка знаменита своими музеями - ГМИИ имени Пушкина и Московской картинной галереей Ильи Глазунова.

26.09.2019 в 11:32

Коллекция Фонда Луи Вюиттон покидает Москву


На протяжении трёх месяцев зрители могли увидеть знаковые работы Альберто Джакометти, Ива Кляйна, Жан-Мишеля Баския, Энди Уорхола и других авторов.

21.03.2019 в 22:48

«Тутанхамон — единственный соперник выставки Сергея Щукина»


В июне 2019 года два ведущих русских музея - Эрмитаж и ГМИИ имени Пушкина - в едином порыве объединят свои коллекции, чтобы вспомнить Сергея Щукина и Ивана Морозова.

Дата мероприятия: 21.11.2019

Фестиваль «Песня года» состоится 7 декабря


«Песня года» - долгожданный песенный праздник, объединяющий артистов и зрителей. Язык музыки не имеет границ.

20.11.2019 в 03:47

«Город на память». 523. Яуза. Ростокинский акведук — платформа Яуза


Главная ростокинская достопримечательность - акведук Мытищинского водопровода, построенный в 1783-1784 годах.

19.11.2019 в 14:41

«Город на память». 522. Яуза. Проспект Мира — Городок Моссовета


В Ростокино река пересекает транспортную магистраль, со стародавних времён известную как Ярославское шоссе, а с 1957 года - как проспект Мира.

18.11.2019 в 16:57

«Город на память». 521. Яуза. Леоново — Ростокино


Пустошь Леоново впервые упоминается в писцовых книгах XVI века, а в 1626 году эти земли были пожалованы князю Ивану Хованскому, который обустроил здесь поместье.

18.11.2019 в 00:45

Эксперт считает, что «Магазин будущего» напугал потребителей RFID в России


Доверие к RFID – один из главных драйверов начала использования ритейлерами этих технологий.

15.11.2019 в 22:52

«Город на память». 520. Яуза. Свиблово — Ботанический сад


Село Свиблово - вотчина боярина Фёдора Свибло - впервые упоминается в летописи в 1417 году как «сельце Федоровьское Свиблово на Яузе».

15.11.2019 в 11:38

«Город на память». 519. Яуза. Институт пути


За последние годы берега Яузы стали гораздо привлекательнее для прогулок, к примеру, заброшенный железнодорожный мост Бескудниковской ветки переделан в пешеходный.

Дата мероприятия: 01.12.2019

Moscow Classic Ensemble на сцене Центрального Дома Архитектора


1 декабря 2019 года на исторической сцене Центрального Дома Архитектора состоится выступление оркестра Moscow Classic Ensemble.

13.11.2019 в 18:18

«Ангелы Чарли». Только не так


Новые «Ангелы Чарли» - это звездный состав, дорогостоящие спецэффекты и гаджеты, локации по всему миру и юмор.

13.11.2019 в 10:53

В Астрахани репетировали ДТП


В результате крупной аварии на федеральной трассе под Астраханью 5 человек погибли, 9 пострадали. И все понарошку.