08.09.2019 19:39

«Город на память». 500. Капотня

8 сентября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 500. Капотня

Село Капотня впервые упомянуто в завещании Московского князя Ивана Калиты, которое датируется 1336 годом: «Се далъ есмь сыну своему болшему Семену село Копотеньское». Местные жители ловили и коптили рыбу (предположительно, название села происходит от слова «коптить»), выращивали на не самых плодородных глинистых землях зерновые и овощные культуры. Многовековой крестьянский уклад резко изменился лишь при советской власти, когда в 1938 году был введён в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод.


На фото: Нефтеперерабатывающий завод на картине 1985 года, выставленной в фойе Дворца культуры в Капотне.

По мнению археологов, первые поселения на территории нынешней Капотни возникли ещё в железном веке. Городище того времени состояло из нескольких домов, напоминающих общежития из нескольких комнат с глиняными очагами. Стены домов изготавливались из обмазанного глиной плетня, двускатная крыша опиралась на деревянные столбы, а вместо пола был насыпан песок. Люди промышляли охотой и рыболовством, на полях росли пшеница и ячмень.

В средние века Копотенское (Капотненское) село стало вотчиной Николо-Угрешского монастыря и крестьяне стали платить немалый монастырский оброк. Налоги всё росли и позднее, в 1756 году, в Капотне случился крестьянский бунт против монастырского игумена Иллариона, который для подавления восстания вызвал солдат. Спустя несколько лет императрица Екатерина II объявила монастырские земли государственной собственностью и село Капотня оказалось в ведении Коллегии экономии.

Деревянная церковь Рождества Богородицы срублена в 1658 году в Екатерининской пустыни Подольского уезда, а в 1789 году перевезена в Капотню. Церковь разобрана на дрова в 1933 году, на этом месте теперь участок кладбища.

Каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне построен в 1860-1870 годах в русско-византийском стиле, который сочетает древнерусские и византийские традиции зодчества. В 1911 году при храме на средства промышленника Лыжина была создана приходская школа, в ней обучали не только грамоте, но и ремёслам — ткацкому, слесарному, столярному, переплётному делу.

При советской власти богослужения в храме запретили, купола демонтировали, а здание использовалось заводом в качестве складского помещения, на улице в ларьке торговали пивом. Лишь в 1991 году началось возрождение православной святыни — главы над храмом и колокольней построены заново, собраны три иконостаса, в храме открылась воскресная школа для взрослых и группа милосердия.


Мемориальная капличка. На старинном кладбище, расположенном по соседству с храмом, похоронены воины, умершие от ран во время отступления русской армии после Бородинского сражения в 1812 году.

В XIX веке Капотня стала богатеть, в 1882 году Товарищество Московского пароходства выкупило часть земель для строительства шлюза и плотины на Москве-реке, промышленник Герасим Блудов открыл кирпичное производство, в Чагино заработали два торфяных завода. В Капотне появилась земская школа, в которой учились и дети из соседних деревень.


Карта 1929 года: http://www.retromap.ru

В окрестностях Капотни на месте обширного Чагинского болота располагались участки Люблинских полей орошения — системы иловых площадок первой очереди московской канализации. Она была введена в эксплуатацию в 1898 году. Очистка сточных вод производилась по типу «ботанической площадки» путём регулярного напуска их на влажную, пронизанную корнями растений почву.

В 1980-1990-х годах на месте полей фильтрации после очистки почвы выросли жилые кварталы и от обширной системы остался лишь последний действующий участок на подъезде к Капотне — шламохранилище. Это природоохранное гидротехническое сооружение представляет собой яму, в которую слоями уложены обезвоженные осадки (шлам) с Люблинских полей.

В 1904 году над юго-восточными окраинами Москвы пронёсся сокрушительный ураган, уничтоживший село Чагино, но в топонимике его название сохранилось — Чагино возродилось при советской власти как рабочий посёлок строящегося нефтеперерабатывающего завода. Решение о возведении Московского крекинг-завода № 413 было принято Наркоматом тяжёлой промышленности в 1936 году и уже спустя два года завод переработал в бензин первую тонну нефти. На самом деле на тот момент в РСФСР было не 413, а всего пять нефтеперерабатывающих заводов и все они находились в районах нефтедобычи.

Московский крекинг-завод стал производить бензин для автомобилей, авиационное топливо, сжиженный газ и сырьё для химической промышленности. Поначалу нефть доставлялась баржами с Бакинских нефтепромыслов и выгружалась в Братеевской пойме, позднее была построена сеть магистральных трубопроводов.

Хотя в песне Гарика Сукачёва про Тому упоминается станция Капотня, но такой пассажирской станции нет — только товарная на заводской территории и в Капотню ведёт лишь одна-единственная автомобильная дорога. В советские годы улица Капотня была крайне проблемной из-за постоянных дорожных пробок, но в наши дни транспортная ситуация улучшилась — от метро «Братиславская» с небольшими интервалами курсируют автобусы, в том числе экспрессы. А вдоль улицы Капотня проложены велодорожки.

В Капотне установлены два памятника нефтяникам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг совершили рабочие, оставшиеся на производстве, — завод не эвакуировался в тыл и продолжал под бомбёжками поставлять Красной армии горюче-смазочные материалы. Во время битвы за Москву бронетехника уходила на передовую, заправившись на территории завода. Вражеская авиация с первых месяцев войны совершала массированные ночные налёты на Капотню, но огонь зенитных батарей не позволил причинить серьёзный ущерб стратегическому объекту. Завод был тщательно замаскирован, а в трёх километрах в стороне построена его бутафорская фанерная копия.

Монтаж конструкций нефтеперерабатывающих установок продолжался до 1942 года, склады стройматериалов располагались на месте огородов, реквизированных у местных жителей. К строительным работам были подключены и немецкие военнослужащие, взятые в плен во время битвы за Москву.

В 1952 году крекинг-завод получил название Московский нефтеперерабатывающий завод, внедрил новые технологические процессы и освоил выпуск новых видов продукции. Современный производственный комплекс ежегодно перерабатывает 11 миллионов тонн нефти, обеспечивает половину потребности Москвы в бензине и дизельном топливе, является основным поставщиком авиационного топлива для столичных аэропортов.

МНПЗ продолжает замену оборудования, что позволит снизить негативное воздействие предприятия на окружающую среду. Долгое время своеобразной «визитной карточкой» предприятия была вышка с круглосуточно горящим факелом — таким образом завод утилизировал избыточные углеводороды. После проведения экологической модернизации местная «достопримечательность» погасла.

Московский нефтеперерабатывающий завод построил для сотрудников жилые дома, профилакторий, дом культуры, школы, детские сады. Жилая часть района поделена на пять кварталов, в которых проживают 30 000 горожан. Первые дома возводились в окрестностях заводской проходной, в последующие десятилетия были освоены свободные площади ближе к Бесединскому мосту. Здесь прослеживается хронология застройки: в первом квартале Капотни — кирпичные дома-общежития, во втором квартале можно встретить «сталинские» дома с декором на фасадах, в третьем — панельные «хрущёвки», а четвёртый и пятый застроены типовыми многоэтажками.


Капотня. 1-й квартал. На месте бараков в 1957-1964 годах построены кирпичные дома.


Капотня. 1-й квартал, дом 6 был построен как общежитие Моспромстроя, а при Лужкове приставы переселяли сюда злостных неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги.

Заводской стадион


Капотненский вещевой и продуктовый рынок (1996) стилизован под типовые колхозные рынки 1950-х годов.


Здание санатория-профилактория МНПЗ построено в 1956 году


Детский сад (1954)


Школа (1953)

Капотня. 2-й квартал

Жилая и административная застройка 2-го квартала: довоенные общежития барачного типа соседствуют со стильными сталинками, возведёнными по индивидуальным проектам. Две самые старые сталинки 1937 и 1939 годов предназначались, вероятно, для администрации, инженеров и рабочих-стахановцев.

Дворец культуры был построен в 1972 году, а старый Дом культуры находился возле стадиона и его перестроенное здание в наши дни используется спортивной школой. В ДК «Капотня» есть спортивный и концертный зал (в 2019 году закрылся на ремонт), 25 помещений для проведения занятий в кружках, центр семейного досуга, компьютерный класс, кафе, музей боевой славы, музей восковых фигур.

В России об искусстве создания объёмных фигур из воска узнали в конце XVII века, когда царь Пётр I привёз из Западной Европы несколько восковых бюстов. До революции мастера создали несколько впечатляющих коллекций, а вот в советское время работа с воском была непопулярна. Интерес возродился в наши дни и музеи восковых фигур уже не редкость. Фигуры, представленные во Дворце культуры, изготовил житель Капотни Виктор Жарков.

Экспонаты из музея боевой славы найдены местными школьниками на полях сражений Великой Отечественной войны.


3-й квартал Капотни застроен панельными домами


Коттеджная застройка для многодетных семей

Капотня. 4-й квартал

В 2019 году проводится комплексная реконструкция Капотни с благоустройством скверов и детских площадок, заменой асфальта и бордюров, а однообразные типовые дома раскрашиваются в красный, жёлтый, синий и фиолетовый цвета.

Бесединский мост построен на МКАД в 1960 году (инженер Р.Гальперин, архитектор Г.Корнеев), сейчас в непосредственной близости от кольцевой дороги располагается 5 квартал Капотни.

С моста открываются панорамы на Капотню и расположенное на противоположном берегу Москвы-реки Братеево. Но добираться из Капотни в Братеево по МКАДу — всё равно что чесать левой рукой правое ухо. А ведь раньше короткая дорога между двумя бывшими сёлами существовала, она вела от жилых домов к Москве-реке, где действовала паромная переправа на другой берег.


Отмеченная на картах старая дорога на обоих берегах реки сохранилась до сих пор, вот только переправы здесь давно нет.


На набережной Москвы-реки вместо стоянки заброшенных теплоходов появилась зона отдыха, протянувшаяся от 1 квартала до МКАД. Нефтеперерабатывающий завод крайне важен для столичной экономики и за последние годы городские власти и собственно завод приложили немало усилий для превращения одного из самых депрессивных индустриальных районов во вполне уютное место проживания сотрудников МНПЗ. О благоустройстве Капотни можно почитать в блоге Ильи Варламова: https://varlamov.ru/1483062.html


Заболоченный пруд


Здесь будет декоративный маяк

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, Капотня.

Другие публикации

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.