10.09.2019 08:31

Мудрец

В театре «У Никитских Ворот» 4 сентября состоялась премьера спектакля «Мудрец». В пьесе Александра Николаевича Островского тема противостояния власти и прогресса является лишь фоном для подробного рассмотрения личности героя, его внутреннего выбора. Ум и талант вопреки ожиданиям редко делают человека счастливым.

Особенно бывает трудно молодому, умному, энергичному человеку, когда ему противостоят люди, уже достигшие положения в обществе, власти и денег. Они прикладывают огромные усилия, чтобы укрепить свое положение ещё больше. Главное для них не пропустить ничего живого и прогрессивного в свой благополучный мир, ничего, что могло бы нарушить устоявшийся порядок вещей. Очень важный господин Крутицкий даже написал трактат «о вредности реформ вообще».

Иногда кажется, что у многих наших чиновников этот трактат стал настольной книгой, и они читают его перед сном для хорошего настроения. «Отличные способности? Жаль! С отличными способностями теперь некуда деться; он остается лишний. Такие все места заняты: одно Бисмарком, другое Бейстом..» – так иронично Иван Иванович Городулин отвечает на просьбу о протекции для молодого человека.

К сожалению, частым спутником ума и таланта является гордость. Чем больше человек осознает свои достоинства, тем больше гордится этим. Тем не менее, у него всегда остается свобода выбора: либо в пользу всего лучшего что есть в нём, чести, совести, благородства, либо в пользу своей гордыни, эгоизма, зависти. Наш герой, Егор Глумов, обладает острым умом, проницателен и красноречив. Он понимает, что не сможет ничего добиться, высмеивая ограниченность высокопоставленных особ, зато точно станет гонимым и нежелательным лицом. Чтобы горе от ума не сломало ему жизнь, он выбирает иной путь — становится льстивым, подобострастным, всячески демонстрирует глупость и покорность, а весь свой ум, красноречие, всю свою желчь доверяет единственному другу, своему дневнику. Егор Глумов — это Чацкий, который решает превратиться в Молчалина. Вот как он описывает качества, необходимые, чтобы выбиться в люди: «Не рассуждать, когда не приказывают, смеяться, когда начальство вздумает сострить, думать и работать за начальников и в то же время уверять их со всевозможным смирением, что я, мол, глуп, что все это вам самим угодно было приказать. Кроме того, нужно иметь еще некоторые лакейские качества, конечно в соединении с известной долей грациозности».

Режиссер-постановщик спектакля — Аркадий Кац. При всей скромности этого человека, чтобы перечислить его послужной список, звания и регалии, понадобится целый абзац. В своей режиссерской работе он обходится без эпатажных приемов, без желания поразить всех оригинальностью. При этом ему удается создать на сцене благоприятное пространство, позволяющее актерам чувствовать себя свободно, играть без напряжения и с куражом, благодаря которому спектакль наполняется незабываемыми моментами.

Например, когда Крутицкий и Мамаев, рассуждая о вредности нововведений, для пущей убедительности переворачивают стол с ног на голову, Манефа для гадания неожиданно берет в руки контрабас и начинает играть, Глумов и Городулин дуэтом исполняют марсельезу, а находчивый слуга в нужный момент обеспечивает каждому «рояль в кустах», гитару для серенады, и даже контрабас со смычком для спиритического сеанса.

Не буду никого выделять особо, потому что весь актерский ансамбль достоин самых добрых слов. При постановке «Мудреца» Аркадий Борисович Кац выступил также в роли сценографа. Оказалось, что можно создать необходимую атмосферу, используя довольно скромные сценические средства: развешанные по периметру сцены старинные платья и несколько предметов мебели, соответствующие эпохе. Вешалки с платьями могли служить одновременно кулисами, портьерами, а при необходимости поднимались, что позволяло почувствовать смену места действия, перенести нас на более открытое пространство, например, в сад госпожи Турусиной.

Прошло вот уже 150 лет, а пьеса ничуть не устарела. Напротив, она приобрела еще большую актуальность и продолжает вызывать неизменный интерес у думающей публики, особенно когда за ее постановку берется настоящий мастер классического театра. Спектакль получился очень живой и оставляет приятное послевкусие.

"Мудрец", реж. Аркадий Кац"Мудрец", реж. Аркадий Кац"Мудрец", реж. Аркадий Кац"Мудрец", реж. Аркадий Кац"Мудрец", реж. Аркадий Кац"Мудрец", реж. Аркадий Кац"Мудрец", реж. Аркадий Кац"Мудрец", реж. Аркадий Кац"Мудрец", реж. Аркадий Кац"Мудрец", реж. Аркадий Кац"Мудрец", реж. Аркадий Кац"Мудрец", реж. Аркадий Кац"Мудрец", реж. Аркадий Кац"Мудрец", реж. Аркадий Кац"Мудрец", реж. Аркадий Кац"Мудрец", реж. Аркадий Кац"Мудрец", реж. Аркадий Кац"Мудрец", реж. Аркадий Кац"Мудрец", реж. Аркадий Кац

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Театр У Никитских ворот.

Другие публикации