В театре «У Никитских Ворот» 4 сентября состоялась премьера спектакля «Мудрец». В пьесе Александра Николаевича Островского тема противостояния власти и прогресса является лишь фоном для подробного рассмотрения личности героя, его внутреннего выбора. Ум и талант вопреки ожиданиям редко делают человека счастливым.
Особенно бывает трудно молодому, умному, энергичному человеку, когда ему противостоят люди, уже достигшие положения в обществе, власти и денег. Они прикладывают огромные усилия, чтобы укрепить свое положение ещё больше. Главное для них не пропустить ничего живого и прогрессивного в свой благополучный мир, ничего, что могло бы нарушить устоявшийся порядок вещей. Очень важный господин Крутицкий даже написал трактат «о вредности реформ вообще».
Иногда кажется, что у многих наших чиновников этот трактат стал настольной книгой, и они читают его перед сном для хорошего настроения. «Отличные способности? Жаль! С отличными способностями теперь некуда деться; он остается лишний. Такие все места заняты: одно Бисмарком, другое Бейстом..» – так иронично Иван Иванович Городулин отвечает на просьбу о протекции для молодого человека.
К сожалению, частым спутником ума и таланта является гордость. Чем больше человек осознает свои достоинства, тем больше гордится этим. Тем не менее, у него всегда остается свобода выбора: либо в пользу всего лучшего что есть в нём, чести, совести, благородства, либо в пользу своей гордыни, эгоизма, зависти. Наш герой, Егор Глумов, обладает острым умом, проницателен и красноречив. Он понимает, что не сможет ничего добиться, высмеивая ограниченность высокопоставленных особ, зато точно станет гонимым и нежелательным лицом. Чтобы горе от ума не сломало ему жизнь, он выбирает иной путь — становится льстивым, подобострастным, всячески демонстрирует глупость и покорность, а весь свой ум, красноречие, всю свою желчь доверяет единственному другу, своему дневнику. Егор Глумов — это Чацкий, который решает превратиться в Молчалина. Вот как он описывает качества, необходимые, чтобы выбиться в люди: «Не рассуждать, когда не приказывают, смеяться, когда начальство вздумает сострить, думать и работать за начальников и в то же время уверять их со всевозможным смирением, что я, мол, глуп, что все это вам самим угодно было приказать. Кроме того, нужно иметь еще некоторые лакейские качества, конечно в соединении с известной долей грациозности».
Режиссер-постановщик спектакля — Аркадий Кац. При всей скромности этого человека, чтобы перечислить его послужной список, звания и регалии, понадобится целый абзац. В своей режиссерской работе он обходится без эпатажных приемов, без желания поразить всех оригинальностью. При этом ему удается создать на сцене благоприятное пространство, позволяющее актерам чувствовать себя свободно, играть без напряжения и с куражом, благодаря которому спектакль наполняется незабываемыми моментами.
Например, когда Крутицкий и Мамаев, рассуждая о вредности нововведений, для пущей убедительности переворачивают стол с ног на голову, Манефа для гадания неожиданно берет в руки контрабас и начинает играть, Глумов и Городулин дуэтом исполняют марсельезу, а находчивый слуга в нужный момент обеспечивает каждому «рояль в кустах», гитару для серенады, и даже контрабас со смычком для спиритического сеанса.
Не буду никого выделять особо, потому что весь актерский ансамбль достоин самых добрых слов. При постановке «Мудреца» Аркадий Борисович Кац выступил также в роли сценографа. Оказалось, что можно создать необходимую атмосферу, используя довольно скромные сценические средства: развешанные по периметру сцены старинные платья и несколько предметов мебели, соответствующие эпохе. Вешалки с платьями могли служить одновременно кулисами, портьерами, а при необходимости поднимались, что позволяло почувствовать смену места действия, перенести нас на более открытое пространство, например, в сад госпожи Турусиной.
Прошло вот уже 150 лет, а пьеса ничуть не устарела. Напротив, она приобрела еще большую актуальность и продолжает вызывать неизменный интерес у думающей публики, особенно когда за ее постановку берется настоящий мастер классического театра. Спектакль получился очень живой и оставляет приятное послевкусие.
Рубрика: Культура. Метка: Театр У Никитских ворот.
В случае «Лолиты» в театре «У Никитских ворот» давайте называть вещи своими именами.
В Театре у Никитских ворот долгожданная премьера: русский мюзикл Марка Розовского «Тайна Распутина».
Театр у Никитских ворот подготовил к юбилею Достоевского премьеру спектакля по рассказу «Сон смешного человека». Режиссер, художник и исполнитель — Николай Рингбург.
В театре «У Никитских ворот» прошел пресс-показ спектакля Марка Розовского «Истребление тиранов».
В театре у Никитских ворот состоялась премьера спектакля Марка Розовского «Тереза Ракен» по одноименной пьесе Эмиля Золя.
В театре «У Никитских ворот» в цикле «Лента поэзии» прошёл литературно театральный вечер, посвящённый творчеству Баратынского.
В театре «У Никитских ворот» состоялась премьера спектакля Марка Розовского «Фанни»
В Театре у Никитских ворот состоялась премьера спектакля «Убивец». Написал и поставил пьесу Марк Розовский.
Брюки-дудочки, клетчатый пиджак, яркий галстук-селедка, набриолиненный кок - вот устойчивый образ стиляги, тиражируемый советской пропагандой...
Драматурга Теннесси Уильямса можно назвать мастером романтической безысходности и певцом Великой Депрессии.
В связи с реконструкцией исторического здания Политехнического музея его фонды размещаются в корпусах бывшего автозавода в Текстильщиках.
Авторские экскурсии, старинные песни и подарок от Арины Родионовны — 21 мая Ленинградская область присоединилась к Всероссийской акции «Ночь музеев»
Победители Олимпиады в Пекине и участники проекта «Ледниковый период» показали специальные номера под живое исполнение песен из советских кинофильмов
Объединенный Театр на Таганке показал премьеру спектакля Дениса Хусниярова "Дон Кихот"
В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.
На редкость удачная и своевременная премьера спектакля «Душа моя Павел» состоялась в Российском Молодежном театре.