13.09.2019 03:09

Пер Гюнт — герой нашего времени

4 сентября в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова состоялась премьера постановки «Пер Гюнт» по романтической поэме Генрика Ибсена. Это первая работа Юрия Бутусова в роли главного режиссера театра Вахтангова. Пьеса очень сложная и многоплановая, в ней переплетены разные стороны человеческой жизни, неизменно волнующие людей: политика, милосердие, любовь. Вот как режиссер сформулировал для себя основные темы: «Поиски самого себя, мир, раздавливающий человека, рвущий его в клочья, человеческий бунт против предназначения, романтический гимн всепобеждающей любви». Наш герой — бунтующий молодой человек, мечтатель и романтик, эгоистичный и ранимый совершенно не вписывается в спокойную, размеренную, раз и навсегда предопределенную деревенскую жизнь. С одной стороны он хочет разбогатеть и поправить их с мамой дела, с другой стороны, он совершенно неспособен увидеть ту грань, за которой его выходки превращаются в преступления, а эгоизм – в предательство.


Он ищет себя, но в этом поиске постоянно заходит в тупик. Его страшит перспектива стать связанным какими-то обязательствами, и путь к себе превращается в бегство от себя. Вместо путеводной звезды его жизнью начинает управлять Кривая, мифологический персонаж. Она кружит человека, все время возвращая его в исходную точку.


Стремление «быть самим собой» превращается в жалкое никчёмное «быть самим собой довольным». Это первый шаг к тому, чтобы из человека превратиться в тролля. На афише главный герой изображен с заклеенными скотчем глазами и ртом. Человек, не имеющий своего лица. Пер Гюнт – мечтатель, фантазер стал взрослым только внешне, а внутри он не хочет взрослеть, брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь. Он достигает совершенства в способности к мимикрии. Когда он оказывается среди троллей, то превращается в тролля, среди работорговцев становится работорговцем, среди обезьян он быстро перевоплощается в обезьяну. Главное успеть вовремя превратиться обратно.


Жизнь остаётся для Пера детской игрой, в которой всегда можно сказать «Я в домике». Не удивительно, что в какой-то момент Пер уже не один на сцене. Их становится двое. Отсутствие цельности приводит к раздвоению личности. И неизбежно наступает момент расплаты. Если ты не стал ни героем, ни злодеем, остался никем и ничем, пустым местом, то обязательно попадешь в руки пуговичника, который переплавляет никчемные души в обычные пуговицы, поскольку ни на что большее они не годны. Спасти нашего героя от небытия, от превращения в оловянную пуговицу, может только любящее сердце девушки. Что бы не делал Пер, какие бы не совершал ужасные вещи, в лесной сторожке его всегда ждёт Сольвейг, олицетворение безусловной веры в любимого человека, готовности к самопожертвованию.

Важное место в пьесе отведено отношениям Пера и его матери Осе. Бесконечно несчастная женщина, брошенная спившимся мужем, она нежно любит своего мальчика, терпит все его выходки, поддерживает во всем. Но сын уезжает и забывает о ее существовании на много лет. За это предательство она так и не сможет его простить.



Спектакль длится 4 часа, не прост для восприятия и требует от зрителя немалой внутренней работы. 3 акта постоянного напряжения, на грани, на острие. Когда заканчивались слова, их продолжением звучали песни на французском, английском, немецком, русском, норвежском и лапландском языках. Форма подачи жёсткая, со зрителем никто не церемонится, не боится ранить, а может быть и наоборот, хочет ранить. Может быть современному зрителю уже невозможно донести вечные истины старыми испытанными художественными методами. Может быть не осталось других способов, другого языка. Только так – жёстко, с кровью, с болью, чтобы нельзя было увернуться. Персонажи купаются в краске, вымазываются глиной, истекают кровью, и все это многократно отражается в зеркалах и транслируется на экране. Как будто все непонятное, скрытое, уродливое, что происходит в потемках души человека вытащили на свет и многократно увеличили. Возникает зябкое, неприятное ощущение полной беспомощности, как во сне, когда ты не властен над происходящим. Ты уже не можешь закрыть глаза, чтобы не видеть этого и не можешь проснуться, чтобы остановить это.




Перед просмотром было бы неплохо перечитать пьесу, чтобы лучше ориентироваться в сюжете. По словам режиссера, работать над пьесой было трудно, но замечательно: “Спектакль ещё только рождается. Мне очень хочется, чтобы это случилось.”

Пер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий Бутусов

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: театр Вахтангова, Бутусов.

Другие публикации