13.09.2019 03:09

Пер Гюнт — герой нашего времени

4 сентября в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова состоялась премьера постановки «Пер Гюнт» по романтической поэме Генрика Ибсена. Это первая работа Юрия Бутусова в роли главного режиссера театра Вахтангова. Пьеса очень сложная и многоплановая, в ней переплетены разные стороны человеческой жизни, неизменно волнующие людей: политика, милосердие, любовь. Вот как режиссер сформулировал для себя основные темы: «Поиски самого себя, мир, раздавливающий человека, рвущий его в клочья, человеческий бунт против предназначения, романтический гимн всепобеждающей любви». Наш герой — бунтующий молодой человек, мечтатель и романтик, эгоистичный и ранимый совершенно не вписывается в спокойную, размеренную, раз и навсегда предопределенную деревенскую жизнь. С одной стороны он хочет разбогатеть и поправить их с мамой дела, с другой стороны, он совершенно неспособен увидеть ту грань, за которой его выходки превращаются в преступления, а эгоизм — в предательство.


Он ищет себя, но в этом поиске постоянно заходит в тупик. Его страшит перспектива стать связанным какими-то обязательствами, и путь к себе превращается в бегство от себя. Вместо путеводной звезды его жизнью начинает управлять Кривая, мифологический персонаж. Она кружит человека, все время возвращая его в исходную точку.


Стремление «быть самим собой» превращается в жалкое никчёмное «быть самим собой довольным». Это первый шаг к тому, чтобы из человека превратиться в тролля. На афише главный герой изображен с заклеенными скотчем глазами и ртом. Человек, не имеющий своего лица. Пер Гюнт – мечтатель, фантазер стал взрослым только внешне, а внутри он не хочет взрослеть, брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь. Он достигает совершенства в способности к мимикрии. Когда он оказывается среди троллей, то превращается в тролля, среди работорговцев становится работорговцем, среди обезьян он быстро перевоплощается в обезьяну. Главное успеть вовремя превратиться обратно.


Жизнь остаётся для Пера детской игрой, в которой всегда можно сказать «Я в домике». Не удивительно, что в какой-то момент Пер уже не один на сцене. Их становится двое. Отсутствие цельности приводит к раздвоению личности. И неизбежно наступает момент расплаты. Если ты не стал ни героем, ни злодеем, остался никем и ничем, пустым местом, то обязательно попадешь в руки пуговичника, который переплавляет никчемные души в обычные пуговицы, поскольку ни на что большее они не годны. Спасти нашего героя от небытия, от превращения в оловянную пуговицу, может только любящее сердце девушки. Что бы не делал Пер, какие бы не совершал ужасные вещи, в лесной сторожке его всегда ждёт Сольвейг, олицетворение безусловной веры в любимого человека, готовности к самопожертвованию.

Важное место в пьесе отведено отношениям Пера и его матери Осе. Бесконечно несчастная женщина, брошенная спившимся мужем, она нежно любит своего мальчика, терпит все его выходки, поддерживает во всем. Но сын уезжает и забывает о ее существовании на много лет. За это предательство она так и не сможет его простить.



Спектакль длится 4 часа, не прост для восприятия и требует от зрителя немалой внутренней работы. 3 акта постоянного напряжения, на грани, на острие. Когда заканчивались слова, их продолжением звучали песни на французском, английском, немецком, русском, норвежском и лапландском языках. Форма подачи жёсткая, со зрителем никто не церемонится, не боится ранить, а может быть и наоборот, хочет ранить. Может быть современному зрителю уже невозможно донести вечные истины старыми испытанными художественными методами. Может быть не осталось других способов, другого языка. Только так — жёстко, с кровью, с болью, чтобы нельзя было увернуться. Персонажи купаются в краске, вымазываются глиной, истекают кровью, и все это многократно отражается в зеркалах и транслируется на экране. Как будто все непонятное, скрытое, уродливое, что происходит в потемках души человека вытащили на свет и многократно увеличили. Возникает зябкое, неприятное ощущение полной беспомощности, как во сне, когда ты не властен над происходящим. Ты уже не можешь закрыть глаза, чтобы не видеть этого и не можешь проснуться, чтобы остановить это.




Перед просмотром было бы неплохо перечитать пьесу, чтобы лучше ориентироваться в сюжете. По словам режиссера, работать над пьесой было трудно, но замечательно: «Спектакль ещё только рождается. Мне очень хочется, чтобы это случилось.»

Пер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий БутусовПер Гюнт, реж. Юрий Бутусов

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: театр Вахтангова, Бутусов.

Другие публикации

04.12.2019 в 10:38

Звезда Театрала 2019


2 декабря в театре Вахтангова в 12-й раз прошло вручение премии зрительских симпатий «Звезда Театрала».

30.03.2019 в 21:04

Девять выпускников Щуки, желание и книжка с пьесой Лопе де Вега


В спектакле «Комедия о вдове» главное, что он был создан без режиссёра, - все участники творческой труппы являются полноправными режиссёрами, авторами, сочинителями.

22.12.2018 в 22:01

«Город на память». 362. Калошин переулок


В наши дни в Калошин переулок зачастили театралы - на премьеры Симоновской сцены Театра имени Вахтангова и в Центральный Дом актёра на спектакли и концерты.

30.11.2018 в 08:51

Любовь — её отсутствие и её имитация


Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат режиссеру Андрею Максимову, создавшему на сцене театра имени Вахтангова спектакль «Брюсов переулок».

26.11.2018 в 11:22

Колдовство в хрустальном мраке. «Брюсов переулок» в Театре Вахтангова


На суд театральной публики режиссёр Андрей Максимов представил свой авторский спектакль по мотивам произведений поэта-символиста Валерия Брюсова — «Брюсов переулок».

17.09.2018 в 14:59

«Фальшивая нота»: без фальши


После летних каникул театр имени Вахтангова открыл свой девяносто восьмой сезон. Сбор труппы традиционно начался с поздравления юбиляров.

22.03.2018 в 20:27

Люби меня, как я тебя. «Бовари» в Театре Вахтангова


В Вахтанговском событие – премьера Флобера на Симоновской сцене.

01.02.2018 в 11:10

Да придёт Спаситель!


Завтра наверняка придет Годо, жизнь продолжается, значит, у ночи отвоёван ещё один день.

07.12.2017 в 19:52

«Звезда Театрала» — эпизод 10


Под музыкальную тему из «Звездных войн» состоялось X юбилейное вручение премии «Звезда Театрала». Церемония награждения победителей прошла в театре им. Вахтангова на Арбате.

05.11.2017 в 22:52

«Вахтанговская империя» разрастается


2 ноября Московская театральная общественность собралась на Арбате, чтобы увидеть обновлённые интерьеры Театра-студии имени Рубена Симонова, переданного на баланс Театру имени Вахтангова.

12.10.2017 в 10:55

Ричард III — личный демон Шекспира


Театр имени Вахтангова взялся за постановку одной из самых сложных, интригующих и драматичных пьес о короле-узурпаторе, чьи 500-летние останки были найдены в Англии в феврале 2013 года.

11.09.2017 в 21:42

Планы на будущее в Театре имени Вахтангова


Художественный руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас твердо намерен повторить прошлогодний успех – заполняемость зрительного зала в завершившемся сезоне составила 97%.

14.11.2016 в 13:31

«Царь Эдип»: чтобы прозреть — нужно ослепнуть


Переплетение времени в разности одежд максимально приближают действие к сегодняшнему зрителю.

24.03.2016 в 16:38

«Гроза» на Новой сцене Театра им. Вахтангова


«Отчего люди не летают так, как птицы?!..» — философский, трепетный и живой спектакль «Гроза» под руководством режиссера-постановщика Уланбека Баялиева.