Драматург посвятил свою работу «нашим родителям и Владимиру Видеманну», чья книга «Запрещенный Союз. Хиппи, мистики, диссиденты» послужила документальным первоисточником в его работе. Возросший интерес к движению «Хиппи» возможно связан сейчас с зашкаливающим градусом насилия со стороны власти. И в то же время уже сформированная в постсоветском обществе ценность внутренней свободы заставляет людей искать мирные способы протеста. Американские хиппи протестовали против всех видов войны, агрессии, подавления человеческой личности. Причем утверждали свои ценности прежде всего своим образом жизни. Провозглашая свой главный принцип «ахимсы» – отказа от насилия, они заплетали цветы себе в волосы, раздавали их прохожим, вставляли в оружейные дула, при этом улыбались со словами: «Make love, not war», «Любите и не воюйте». Власти насилия и оружия они противопоставляли «Flower Power», силу цветов. За это их и называли «Дети цветов». В Советском Союзе движение хиппи не приобрело такого размаха, вместе с тем, это настроение все же просочилось за железный занавес, и его семена упали на благодатную почву оттепели.
Вера в свой внутренний мир — это все, что могут противопоставить герои спектакля государственной машине, подавляющей всякое инакомыслие. Остается бежать от реальности в придуманный идеальный мир, где уже есть свобода и нет никаких ограничений. Красная кнопка на крышечке пятновыводителя «Сопалс» нажата, вдох, и начинается игра, или ТРИП, путешествие в иную реальность, где на Красной площади над мавзолеем возвышается огромный жёлтый глаз, всевидящее око, удерживающее в своей власти весь Советский Союз.
В этот виртуальный мир через особую дверь могут запросто проникнуть даосские монахи и поручить нашим хиппи ответственную миссию: отправится на Красную площадь и с помощью тайного оружия — даосской флейты уничтожить средоточие зла — страшный жёлтый глаз. И тогда империя падёт, и все 15 порабощенных республик станут свободными, а люди смогут жить счастливо и без страха. Замечательная находка автора – джокер, безличный персонаж, спецагент, предотвращающий любую возможную угрозу для системы. Он может появиться в образе кого угодно: милиционера, родителя, прохожего. Главная его задача – вернуть человека в систему. Этакий мистер Смит из «Матрицы».
Однажды войдя в эту игру, наши герои не покидают этот круг, пока для кого-то не случается game over. Айвар попадает в тюрьму и сгорает там, Калле-Кришна выбирает карьеру чиновника и становится успешной частью системы, Ану вступает в брак не по любви, как бы отвечая жестокому миру на его нелюбовь, Арлекин попадает в психушку, а Леннон и Улле обретают смысл жизни в любви друг к другу, в семье и в детях. Друзья входили в игру вместе, нажав красную кнопку, но в процессе игры их мировоззрение менялось, и дальше каждый шел своим путем.
Молодые актеры, занятые в постановке, проявили себя как хорошие интересные рассказчики, способные увлечь зрителя своим повествованием. Хореограф Александр Андрияшкин помог оживить эту статичную композицию, добавив в нее немного пластики. Художник Наталья Чернова, автор главной и единственной декорации создала на сцене огромный вращающийся круг. Это пространство игры, где возможно все: мгновенно перенестись в любое место, обрести любую способность. Это и колесо судьбы, и бесконечный океан грез. Видеохудожник Дмитрий Соболев наполнил этот воображариум сменяющимися картинками: конопляное поле, квартира с плавающими обоями, фейерверк светящихся огней, даосский монастырь, Красная площадь. Талгат Баталов – молодой режиссер, заявивший о себе такими работами как «Пустота», «Узбек». Он не боится экспериментировать, предлагать спорные решения, продолжает развиваться как режиссер, и его новые работы на этом пути вызывают неизменный интерес у зрителей, а это главный критерий успеха. И все же осталось несколько вопросов. Первый – о состоятельности самой идеи. Действительно ли человек способен противостоять системе, отгородившись от жесткой несправедливой жизни погружением в состояние наркотического транса? Это противостояние или просто бегство от реальности? Второй вопрос: почему режиссер использует такие скудные художественные средства? Театр подразумевает проигрывание истории, а не просто ее выразительное повествование. Спектакль скорее можно отнести к жанру литературно-музыкальной композиции, хотя рамки современного театра настолько широки, что мало что может в них не вписаться. Это обращение к молодому зрителю на понятном ему языке, и похоже, оно было услышано и воспринято.