15.09.2019 08:43

Хиппи, даосская флейта и всевидящее око

Драматург посвятил свою работу «нашим родителям и Владимиру Видеманну», чья книга «Запрещенный Союз. Хиппи, мистики, диссиденты» послужила документальным первоисточником в его работе. Возросший интерес к движению «Хиппи» возможно связан сейчас с зашкаливающим градусом насилия со стороны власти. И в то же время уже сформированная в постсоветском обществе ценность внутренней свободы заставляет людей искать мирные способы протеста. Американские хиппи протестовали против всех видов войны, агрессии, подавления человеческой личности. Причем утверждали свои ценности прежде всего своим образом жизни. Провозглашая свой главный принцип «ахимсы» – отказа от насилия, они заплетали цветы себе в волосы, раздавали их прохожим, вставляли в оружейные дула, при этом улыбались со словами: «Make love, not war», «Любите и не воюйте». Власти насилия и оружия они противопоставляли «Flower Power», силу цветов. За это их и называли «Дети цветов». В Советском Союзе движение хиппи не приобрело такого размаха, вместе с тем, это настроение все же просочилось за железный занавес, и его семена упали на благодатную почву оттепели.


Вера в свой внутренний мир — это все, что могут противопоставить герои спектакля государственной машине, подавляющей всякое инакомыслие. Остается бежать от реальности в придуманный идеальный мир, где уже есть свобода и нет никаких ограничений. Красная кнопка на крышечке пятновыводителя «Сопалс» нажата, вдох, и начинается игра, или ТРИП, путешествие в иную реальность, где на Красной площади над мавзолеем возвышается огромный жёлтый глаз, всевидящее око, удерживающее в своей власти весь Советский Союз.


В этот виртуальный мир через особую дверь могут запросто проникнуть даосские монахи и поручить нашим хиппи ответственную миссию: отправится на Красную площадь и с помощью тайного оружия — даосской флейты уничтожить средоточие зла — страшный жёлтый глаз. И тогда империя падёт, и все 15 порабощенных республик станут свободными, а люди смогут жить счастливо и без страха. Замечательная находка автора – джокер, безличный персонаж, спецагент, предотвращающий любую возможную угрозу для системы. Он может появиться в образе кого угодно: милиционера, родителя, прохожего. Главная его задача – вернуть человека в систему. Этакий мистер Смит из «Матрицы».


Однажды войдя в эту игру, наши герои не покидают этот круг, пока для кого-то не случается game over. Айвар попадает в тюрьму и сгорает там, Калле-Кришна выбирает карьеру чиновника и становится успешной частью системы, Ану вступает в брак не по любви, как бы отвечая жестокому миру на его нелюбовь, Арлекин попадает в психушку, а Леннон и Улле обретают смысл жизни в любви друг к другу, в семье и в детях. Друзья входили в игру вместе, нажав красную кнопку, но в процессе игры их мировоззрение менялось, и дальше каждый шел своим путем.


Молодые актеры, занятые в постановке, проявили себя как хорошие интересные рассказчики, способные увлечь зрителя своим повествованием. Хореограф Александр Андрияшкин помог оживить эту статичную композицию, добавив в нее немного пластики. Художник Наталья Чернова, автор главной и единственной декорации создала на сцене огромный вращающийся круг. Это пространство игры, где возможно все: мгновенно перенестись в любое место, обрести любую способность. Это и колесо судьбы, и бесконечный океан грез. Видеохудожник Дмитрий Соболев наполнил этот воображариум сменяющимися картинками: конопляное поле, квартира с плавающими обоями, фейерверк светящихся огней, даосский монастырь, Красная площадь. Талгат Баталов – молодой режиссер, заявивший о себе такими работами как «Пустота», «Узбек». Он не боится экспериментировать, предлагать спорные решения, продолжает развиваться как режиссер, и его новые работы на этом пути вызывают неизменный интерес у зрителей, а это главный критерий успеха. И все же осталось несколько вопросов. Первый – о состоятельности самой идеи. Действительно ли человек способен противостоять системе, отгородившись от жесткой несправедливой жизни погружением в состояние наркотического транса? Это противостояние или просто бегство от реальности? Второй вопрос: почему режиссер использует такие скудные художественные средства? Театр подразумевает проигрывание истории, а не просто ее выразительное повествование. Спектакль скорее можно отнести к жанру литературно-музыкальной композиции, хотя рамки современного театра настолько широки, что мало что может в них не вписаться. Это обращение к молодому зрителю на понятном ему языке, и похоже, оно было услышано и воспринято.

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: ЦИМ, июльансамбль.

Другие публикации

19.07.2019 в 00:30

«Танцпол» — танцы со смертью


Очередная премьера Балета Москва в ЦИМе навеяна американскими танцевальными марафонами времен Великой депрессии.

23.06.2022 в 14:59

«Город на память». Политехнический музей. Открытая коллекция


В связи с реконструкцией исторического здания Политехнического музея его фонды размещаются в корпусах бывшего автозавода в Текстильщиках.

22.05.2022 в 04:40

«Ночь музеев» в Ленинградской области прошла во главе с Петром Великим


Авторские экскурсии, старинные песни и подарок от Арины Родионовны — 21 мая Ленинградская область присоединилась к Всероссийской акции «Ночь музеев»

09.05.2022 в 16:44

«Любимые песни о главном» прозвучали в Петербурге


Победители Олимпиады в Пекине и участники проекта «Ледниковый период» показали специальные номера под живое исполнение песен из советских кинофильмов

04.05.2022 в 10:36

Новая трактовка “Дон Кихота” в Театре на Таганке


Объединенный Театр на Таганке показал премьеру спектакля Дениса Хусниярова "Дон Кихот"

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

21.04.2022 в 11:02

«Душа моя Павел» – спектакль о свободе выбора. РАМТ


На редкость удачная и своевременная премьера спектакля «Душа моя Павел» состоялась в Российском Молодежном театре.

20.04.2022 в 19:13

Контрабас (Новое звучание) – ценителям качественного звука


В МХТ состоялась премьера спектакля "Контрабас (Новое звучание)" по раннему произведению Патрика Зюскинда.

19.04.2022 в 21:00

Шарлотта Ивановна, покажите фокус!


«Вишневый сад» подкупает нежностью названия, тогда как эта чеховская пьеса в самом буквальном понимании - бухгалтерская.

19.04.2022 в 09:06

Магадан – это ты, Магадан – это мы. “Магадан/Кабаре” в Театре ОКОЛО


Приходя в ОКОЛО необходимо расстаться с представлениями, какими должны быть спектакли в целом.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

15.04.2022 в 22:40

В КСК «Измайлово» прошёл турнир по пони-спорту


Юные пони-спортсмены смело перепрыгивали препятствия и демонстрировали навыки верховой езды.