24.09.2019 10:18

«Город на память». 502. Кожевники индустриальные

24 сентября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 502. Кожевники индустриальные

Кожевенная слобода с XVI века заселялась ремесленниками. Поначалу местные жители торговали лошадьми и занимались выделкой кож, а к концу XIX века окрестности были застроены малыми и большими мануфактурами, многие из которых сохраняли исторически сложившуюся специализацию: здесь были сконцентрированы 17 из 19 московских кожевенных заводов. В наши дни фабричные корпуса, представляющие историческую ценность, отреставрированы и перепрофилированы в бизнес-центры, некоторые индустриальные строения советского периода снесены, но здесь ещё можно увидеть кирпичные жилые дома, общежития и даже бараки, построенные для рабочих.


Фрагмент плана Замоскворецкого района Москвы, 1933 год: http://www.retromap.ru

На плане Замоскворецкого района Москвы 1933 года наглядно видно, что Кожевники от железной дороги до набережной Москвы-реки представляли собой обширную промышленную зону. Здесь располагались кожзавод «Труженик», 1-я Ситценабивная фабрика, Зеркальная фабрика, Кожзавод имени Кагановича, завод «Кровля из отдубины», Холодильник имени 10-летия Октября, Химзавод имени Сталина со складами, Дрожжевой завод Моссельпрома, Красильно-аппретурно-пошивочная фабрика Инкооптруд, завод «Пресс», хлебозавод № 7, нефтесклад и другие промышленные объекты.


Кожевническая улица, 5 — жилой дом с магазинами «Гастроном», «Булочная-кондитерская», «Бакалея» (1938), это одна из двух парадных сталинок, построенных в Кожевниках перед войной.


Кожевническая улица, 7 — обувная фабрика «Парижская коммуна» — одно из немногих предприятий в Кожевниках, которое продолжает работать по первоначальному профилю и сохранило за собой историческую территорию.

Обувное производство разместилось в корпусах Михайловской мануфактуры на Кожевнической улице, которая занималась текстильным производством, а во время Первой Мировой войны было перепрофилировано под военные нужды на изготовление артиллерийских снарядов. После революции купцы Михайловы эмигрировали из России и фабричные помещения пустовали. Весной 1921 года председатель треста Москож И.Лабковский с коллегами осмотрели законсервированное здание и посчитали его пригодным для организации нового предприятия. Рабочие московских обувных предприятий полукустарного типа, расположенных в клетушках и подвалах, пересказывали друг другу новость о том, что «на берегу Москвы-реки отделывается большая фабрика, в которой пыль будут всасывать пылесосы, а все машины — вертеть электричеством».

На Кожевническую улицу были свезены станки с пяти небольших фабрик: № 1 (бывшая «Универсаль»), № 3 (бывший «Меркурий»), № 8 (под этим номером ранее трест Москож объединил три предприятия, принадлежавших до этого Марину, Жилину и Луцкому), № 10 (бывшая фабрика Левитина) и № 11 (бывшая «Буффало»). В 1935 году в штамповочном цехе «Парижской коммуны» была впервые в СССР создана получившая широкое распространение форма популяризации опыта передовиков — школа стахановских методов работы.

29 октября 1941 года, когда линия фронта близко подошла к Москве, Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации фабрики «Парижская коммуна» в Свердловск, на Урал вывезли 1800 станков и машин. Часть производства оставалась в столице, рабочие днём по 12 часов трудились у станков, а ночью дежурили в составе команд по тушению зажигательных бомб. В то время две трети сотрудников фабрики составляла непризывная молодёжь и подростки.

После войны фабрика восстановила ассортимент мирного времени, началась реконструкция цехов, оснащение их новым оборудованием. Школа фабрично-заводского обучения, разместившаяся в одном из старых корпусов, готовила молодые кадры для предприятия. Начало 1960-х годов для отечественного производства стало временем создания объединений во многих отраслях промышленности и Московская обувная фабрика «Парижская коммуна» стала головным предприятием МПОО «Заря». Реконструкция и реорганизация производства на базе старых корпусов «Парижской коммуны», техническое перевооружение цехов велись постоянно. Новые корпуса возводились поэтапно, один за другим, и нынешний вид комплекс приобрёл к 1995 году.


Кожевническая улица, 10с1 — реконструированное здание института «Курортпроект» (1973), который проводил инженерные изыскания, технические обследования и проектирование курортов и других профсоюзных объектов на всей территории СССР и за рубежом. Сейчас вместо серой бетонной коробки появилась стеклянная башня бизнес-центра.


Монументальная композиция на входе в институт «Курортпроект» (не сохранилась)


Кожевническая улица, 14 — основанный до революции чугунолитейный и механический завод В.Винтера специализировался на изготовлении чугунного литья, прессов, машин для кожевенного производства. В первые годы советской власти на его базе был создан завод Реммаштреста, а в 1950-е годы — завод «Пневмоаппарат». В наши дни старые и новые строения занимает бизнес-центр «Кожевники Плаза».


Кожевническая улица, 15с1 — бани возведены в 1931-1933 годах по типовому проекту архитектора Владимира Ивашкевича, до 1940-х годов носили название «Бани № 4 Кировского района». Фасад здания украшен керамическими фризами с изображением трудовых будней пролетариев и колхозников. После рабочего дня труженики занимались спортом, а затем шли мыться в Кожевнические бани.

Смотрите старые фотографии: Кожевнические бани. 1950 год: https://pastvu.com/p/90627


За баней находилось кирпичное здание фабрики-прачечной (снесено под новую застройку)


Кожевническая улица, 16 — Московская экспериментальная трикотажная фабрика — одно из старейших предприятий отрасли, основано в 1930 году. Фабрика являлась единственной научно-производственной базой Всесоюзного научно-исследовательского института трикотажной промышленности (ВНИИТП) и специализировалось на выпуске изделий верхнего трикотажа для женщин, мужчин и молодёжи.


Вот так неприглядно выглядел фасад дома 26с1 по Кожевнической улице совсем недавно, до революции это был доходный дом (1914, архитектор С.Антонов).

Смотрите старые фотографии: Дом на углу Кожевнического вражка. 1925 год: https://pastvu.com/p/41555 Из подписи к газетной фотографии: «О восстановлении дома никто из засевших там нетрудовых элементов не заботится. Дом даже не поддерживается в порядке. Мало-помалу жилые помещения разрушаются. Штукатурка обваливается, тротуары в угрожающем состоянии. Во дворе грязь».

Интерьеры подъездов домов по нечётной стороне Кожевнической улицы.


Кожевническая улица, 17с1 — жилой дом (1925) расселён, тем не менее в 2016 году на верхнем этаже пустого дома случился пожар.


Кожевническая улица, 22 — палаты суздальского купца Ивана Лихонина, совладельца суконной фабрики (XVII век), здание перестраивалось в XIX веке, а сейчас заброшено.


Кожевническая улица, 20 — комплекс строений Авторемонтного кузовного завода «Аремкуз», основанного в 1927 году Трестом московских транспортных предприятий как Автокузовные и обозные мастерские. До революции в этих корпусах находился завод металлоизделий и свинцовых труб Николая Растеряева. Деятельность предприятия началась с ремонта, а затем и изготовления кузовов для автобусов «Лейланд». В 1930-е годы «Аремкуз» помимо ремонта производил опытные единичные экземпляры автомобилей, разрабатывал кабины для тракторов, после Великой Отечественной войны выпустил около 300 автобусов АКЗ, изготавливал фургоны и другие специальные кузова (к примеру, пожарные и агитационные машины, криминалистические лаборатории). С 1960-х годов сюда со всей Москвы привозили ремонтировать автобусы, а в последние годы своего существования «Аремкуз» входил в структуру ГУП «Мосгортранс» и производил капитальный и восстановительный ремонт автобусов ЛиАЗ и Mercedes, наладил производство микроавтобусов «Аремкуз-3247» на базе «ГАЗели». «Аремкуз» сыграл заметную роль в становлении и развитии городского транспорта, но времена изменились и в 2005 году завод окончательно закрылся.

Смотрите старые фотографии: «Аремкуз». Автобус с кузовом «Лейланд». 1927-1933 гг.: https://pastvu.com/p/607108

Смотрите старые фотографии: Ремонт автобусов ЗИС-16 на заводе «Аремкуз». 1950 год: https://pastvu.com/p/419955

Смотрите старые фотографии: «Аремкуз». Автобус АКЗ-51. 1950-1956 гг.: https://pastvu.com/p/607112

Смотрите старые фотографии: «Аремкуз». Пожарная автоцистерна ПМЗМ-3 с кузовом АКЗ-13. 1953-1956 гг.: https://pastvu.com/p/607111

Смотрите старые фотографии: «Аремкуз». Автобусы ЛиАЗ-677 в цеху. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/90514


Автобус АКЗ-1 выпускался на «Аремкузе» в 1947-1948 годах


1-й Кожевнический переулок, 5 — продуктовый магазин в строении 1917 года


1-й Кожевнический переулок, 8 — здание построено 1885 году. Участок за этим домом относился к «Ткацко-ленточной фабрике Г.Гандшин и Я.Вирц» (1-й Кожевнический переулок, 6), основанной в 1887 году (Лентоткацкая фабрика № 6 «Непрерывка», Московская лентоткацкая фабрика). В XIX веке было построено два основных производственных корпуса, позднее реконструированных (в частности, деревянные перекрытия заменены на железобетонные). Выпускаемые на фабрике ленты технического и специального назначения находили применение в различных отраслях народного хозяйства: обувной, швейной, военной, полиграфической, электротехнической. На территории находились и общежития для рабочих, которые относительно недавно были расселены, а на месте фабрики, выведенной из Кожевников на Лосиноостровскую улицу, обосновался бизнес-центр «Павелецкий».


2-й Кожевнический переулок, 1 — граффити


2-й Кожевнический переулок, 2 — жилой дом (1855), в советские годы в нём размещалось отделение милиции


2-й Кожевнический переулок, 3 — жилой дом (предположительно, 1905)


2-й Кожевнический переулок, 4 — детский сад (1937) построен то ли для «Аремкуза», то ли для обувной фабрики «Парижская коммуна».


2-й Кожевнический переулок, 6 — церковь Живоначальной Троицы. Первая деревянная церковь Живоначальной Троицы была построена в слободе кожевников в первой четверти XVII века, каменное здание возведено к 1689 году, а в 1722 году к нему пристроена колокольня.

Смотрите старые фотографии: Церковь Живоначальной Троицы в Кожевниках. 1882 год: https://pastvu.com/p/9579 Пройдёт несколько десятилетий и церковь окажется зажатой со всех сторон между заводских корпусов, зданий института и детского сада.

После Октябрьской революции богослужения были запрещены, здания частично перестроены под нужды соседних промпредприятий, а возрождение церковной жизни началось в 1992 году. Интересно, что нынешний настоятель церкви иерей Олег Тогобецкий помимо духовного имеет медицинское образование и большой опыт работы с зависимыми пациентами. Он открыл при храме Центр «Реабилитация LIVE», в котором людям с любым гражданством и любым вероисповеданием помогают избавиться от наркотической и алкогольной зависимости.


2-й Кожевнический переулок, 8 — Всесоюзный НИИ проблем организации и управления образован в 1971 году для совершенствования управления народным хозяйством на базе широкого применения средств вычислительной техники. Институт реализовал несколько проектов всесоюзного масштаба, создал вычислительные центры в Минске, Киеве, Риге, Ташкенте, Туле, Томске, Новосибирске и других городах, разработал и сдал в эксплуатацию крупные автоматизированные системы. В современный период более 50000 предприятий воспользовались тестовыми программами института.


2-й Кожевнический переулок, 7 — административно-офисное здание


2-й Кожевнический переулок, 7А — заброшенное здание


2-й Кожевнический переулок, 10 — кирпичный жилой дом (1867), богадельня, устроенная на средства купца Н.Куманина. Изначально дом был двухэтажным, с храмом Петра и Павла на втором этаже, и увенчан одной главой.

Смотрите старые фотографии: Церковь Петра и Павла в Петро-Николаевской богадельне московского купеческого общества. 1914 год: https://pastvu.com/p/7440

После Октябрьской революции храм закрыли, богадельню надстроили третьим этажом и приспособили под общежитие. В 1967 году после очередной реконструкции появился четвёртый этаж, а фасад лишился остатков архитектурных украшений, впрочем, под слоем штукатурки кое-где проглядывают заложенные арочные оконные проёмы.


2-й Кожевнический переулок, 12 — Первая государственная фабрика технического фильца была выделена из войлочного цеха Московского кожевенного завода в 1931 году. В 1971 году на этой производственной базе создано Московское производственное валяльно-войлочное объединение, объединившее Московскую фабрику технического войлока, Икшинскую сапоговаляльную фабрику, Битцевскую фетро-обувную фабрику и Московскую фабрику валяной обуви. В настоящее время территория находится в ведении ЗАО «Горизонт».


4-й Кожевнический переулок, 1 — жилой дом (1890)

Вдоль железнодорожных путей станции Москва-Пассажирская-Павелецкая в глубину промышленной зоны № 1 «Павелецкая» ведёт Летниковская улица, названная в 1922 году в честь Ивана Летникова (1889—1920) — рабочего и первого послереволюционного директора местного завода «Поставщик». До этого улица называлась Гусятниковской — с XVIII века здесь жили представители влиятельного купеческого рода Гусятниковых.


Летниковская улица, 2 — офисно-гостиничный комплекс «Вивальди-Плаза» выстроен на месте Московского фурнитурного завода (кожевенная фабрика Бахрушиных, завод «Красный кожевник»).


Летниковская улица, 4с5 — производственное здание дореволюционной постройки


Летниковская улица, 11с8-10 — торгово-складское здание на месте дубильного цеха Московского кожевенного завода. Цех занимал площадь 5000 квадратных метров, в нём размещались барабаны, в которых происходило дубление кожи — первый и очень важный процесс её обработки.

Не только этот участок, но и вся окрестная территория относилась к Московскому кожевенному заводу. Предприятие было создано в XIX веке на базе кустарных шорно-кожевенных мастерских Карла Тиля и Генриха Тиля. В 1894 году был организован «Торговый дом К.Тиль и Ко», который объединил кожевенный и лакировочный завод, военно-шорную, войлочную, перчаточную, чулочную, брезентовую фабрики. Но у фабрикантов что-то не заладилось и в 1912 году после банкротства торгового дома кожевенное производство перешло к Московскому акционерному обществу «Поставщик» (после революции — «Красный Поставщик», а затем — Московский кожевенный завод).


Летниковская улица, 8с1 — старое здание, вошедшее в состав комплекса Международный деловой центр «Святогор». На этой территории прежде располагалось несколько предприятий, сырьевая база, труболитейный завод. Современные здания в Кожевниках причудливо соседствуют с постройками XIX века. Впрочем, исторические постройки зачастую скрыты сайдингом и их сложно опознать.


Летниковская улица, 10 — после закрытия фабрик площади сдавались в аренду под мастерские, офисы, студии. На фото: съёмка клипа на Летниковской.


Летниковская улица, 10 — к 2019 году территория Московского опытного кожевенного завода «Мосисккож», полиграфической фабрики «Святогор» и завода НИИтракторосельхозмаш полностью зачищена от старых построек и огорожена.


Летниковская улица, 10с2 — современное здание, деловой центр «Святогор № 2»

Летниковская улица выводит к Жукову проезду, названному по фамилии одного из домовладельцев XVIII века.


Жуков проезд, 21 — жилой дом (1911)


На месте апарт-комплекса «Level Павелецкая» до начала 1990-х годов располагался Детский городок № 2 с фруктовым садом, фонтаном, каруселями, скульптурами, библиотекой и спортивными площадками — в общем, настоящий зелёный оазис посреди угрюмой промышленной зоны.


Жуков проезд, 8 — Холодильник имени 10-летия Октября (Хладокомбинат № 3) открылся в 1924 году, но по архитектуре здание напоминает дореволюционную индустриальную постройку. Возможно, изначально это был один из корпусов немецкого завода по производству красителей «Фарбениндустрие», позднее приспособленный под холодильник.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве.

Другие публикации

22.01.2021 в 00:16

«Город на память». 638. Поварская улица — Кекушев, Веснины, Толстой, Михалков


Финальный отрезок Поварской улицы представляет архитектурные изыски и городские истории на любой вкус.

21.01.2021 в 18:00

«Город на память». 637. Поварская улица — Бунин, Жилярди, Горький, Гнесины


Прогулка по Поварской улице продолжается. Каждый дом, каждая усадьба здесь связаны с именами выдающихся деятелей культуры.

19.01.2021 в 02:04

«Город на память». 636. Поварская улица — Воровский, Фемида, Кальмеер


В древности по трассе нынешней Поварской улицы проходила торговая Волоцкая дорога, ведущая из Москвы к Великому Новгороду.

13.01.2021 в 01:28

«Город на память». 635. Московские кинотеатры. «Урал»-«Янтарь»


Ревизия показала, что за последние годы кинотеатры советской постройки понесли большие потери, но ещё сохранившиеся продолжают борьбу за зрителя.

11.01.2021 в 23:30

«Город на память». 634. Московские кинотеатры. «Саяны»-«Улан-Батор»


В кинотеатре «Спутник» в Лефортово зрители могут не только посмотреть новые фильмы, но и побывать на выставке раритетного кинопроекционного оборудования.

10.01.2021 в 22:48

«Город на память». 633. Московские кинотеатры. «Полярный»-«Сатурн»


Самый известный московский кинотеатр носил название «Россия», он открылся в 1961 году и сохранил на фасаде оригинальную вывеску. Сейчас зал арендует Театр мюзикла.

09.01.2021 в 23:19

«Город на память». 632. Московские кинотеатры. «Орёл»-«Полёт»


Как писал в 1954 году путеводитель «По Москве», «в пятой пятилетке в Москве намечается построить 27 новых благоустроенных кинотеатров на 12500 мест».

08.01.2021 в 12:33

«Город на память». 631. Московские кинотеатры. «Ладога»-«Орбита»


Содержание и ремонт кинотеатров требовали серьёзных расходов и администрациям кинотеатров ничего не оставалось, как сдавать помещения в аренду.

07.01.2021 в 17:50

«Город на память». 630. Московские кинотеатры. «Звёздный»-«Кунцево»


В третью часть обзора советских кинотеатров попал уникальный технический аттракцион - Круговая кинопанорама, открывшаяся 16 июня 1959 года на ВДНХ.

05.01.2021 в 00:53

«Город на память». 628. Московские кинотеатры. «Авангард» — «Владивосток»


«Город на память» навёл справки о 138 кинотеатрах, работавших в Москве в 1970-1980-х годах.

23.12.2020 в 02:08

«Город на память». 627. Камушки и «Москва-Сити»


Камушками называют пресненский жилой микрорайон, расположенный почти на самом берегу Москвы-реки на месте старых Дорогомиловских каменоломен.

09.11.2020 в 22:51

«Город на память». 625. Красноказарменная улица


Очередной лефортовский сюжет посвящён не петровским или екатерининским временам, а преимущественно советской науке и студенчеству.

08.11.2020 в 13:34

«Город на память». 624. Рогожская слобода


Своим возникновением Рогожская слобода обязана императрице Екатерине II, выделившей старообрядцам землю в благодарность за вклад в борьбу с эпидемией чумы.

07.11.2020 в 12:29

«Город на память». 623. Сталинки на Первомайской улице


Окрестности села Измайлово вошли в состав столицы в 1935 году как часть нового района - Сталинского.

15.10.2020 в 23:12

«Город на память». 622. Северный речной вокзал 2020


Главным украшением канала Москва-Волга стал Северный речной вокзал, построенный по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского.