01.10.2019 00:43

«Город на память». 503. Кожевники. Мануфактура Цинделя

1 октября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 503. Кожевники. Мануфактура Цинделя

Текстильная мануфактура «Эмиль Циндель» (Первая ситценабивная фабрика) была основана в XIX веке и вскоре стала крупнейшим промышленным предприятием в Кожевниках. На протяжении сотни с лишним лет текстильщики выпускали богатый ассортимент качественных тканей. Разве кто-то мог тогда предположить, что предприятие с такими традициями может стать ненужным городу? Но фабрика закрылась, а старинные индустриальные корпуса после бережной реконструкции получили вторую жизнь – в качестве офисов делового квартала «Новоспасский».

Дербеневская набережная, 7 – комплекс зданий ситценабивной фабрики «Мануфактура Эмиля Цинделя» – краснокирпичный ансамбль дореволюционной индустриальной архитектуры, созданный в 1874-1914 годах. И прежде это выгодное место на берегу Москвы-реки не пустовало и с 1823 года было занято ситценабивной мастерской швейцарского промышленника Бухера – многоцветный рисунок набивался на ткань с помощью деревянных шаблонов.

Ещё в то время правительство поощряло «импортозамещение», запретив ввоз набивных тканей из-за рубежа и поощряя отечественных производителей. Предприятие в Кожевниках развивалось, меняло владельцев, пока его не возглавили Э.Циндель и Э.Мейер. В 1874 году было образовано паевое Товарищество ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель» с уставным капиталом 1 500 000 рублей. Среди учредителей Товарищества значились известные предприниматели И.Лямин, К.Солдатенков, А.Хлудов, торговые дома Л.Кнопа, Ценхера и «К.Малютин с сыновьями».

После преобразования фирмы Цинделя в паевое товарищество фабрика подверглась коренной реконструкции с возведением новых корпусов по проектам архитектора Залесского и внедрением современных технологий, в частности, закупки английских станков фирмы «Де Джерси», приводимых в действие паровыми машинами. К 1899 году были построены собственное красильное и мерсеризованное отделения, корпус для отбеливания и набивки тканей, проложена железнодорожная ветка. Фабрика производила широкий ассортимент продукции: ситец, сатин, батист, набивные шелковые и шерстяные ткани, жаккардовые ткани, материю для мебели и многое другое.

Ежегодно фирма выступала на рынке с новой коллекцией тканей. Изделия фабрики неоднократно удостаивались престижных наград, в том числе высшей награды на Всемирной выставке в Париже, а также права изображения Государственного герба Российской империи на вывесках, рекламе, ярлыках. Товары марки «Эмиль Циндель» конкурировали на мировом рынке с продукцией ведущих иностранных производителей, филиалы и склады основаны в Нижнем Новгороде и Наро-Фоминске, В Ташкенте, Коканде, Хиве, в китайском Синанфу. В Москве фирменные магазины открылись на самых престижных площадках – в Петровском Пассаже Солодовникова и в Верхних торговых рядах (ГУМ).

На территории делового квартала «Новоспасский» вдоль ограды вывешен многометровый баннер с иллюстрированным рассказом об истории Мануфактуры Цинделя. На фото: образцы рисунков тканей.

Смотрите старые фотографии: Рабочие у фабричных ворот. 1908 год: https://pastvu.com/p/51455

Смотрите старые фотографии: Набивной корпус. 1908 год: https://pastvu.com/p/109774

Смотрите старые фотографии: Отделочная мастерская. 1902 год: https://pastvu.com/p/101641

Смотрите старые фотографии: Граверная мастерская. 1902 год: https://pastvu.com/p/101633

Смотрите старые фотографии: Отправка товаров с фабрики. 1903 год: https://pastvu.com/p/112367

Мануфактура не испытывала недостатка в кадрах, к началу ХХ века на фабрике трудились 3100 человек, но условия были каторжные. Рабочий день начинался в 7:00, а заканчивался в 19:00, на обед давали час. В день текстильщик зарабатывал 40 копеек, из них четверть уходила на питание, к тому же мастера имели безраздельную власть над подчинёнными и штрафовали за малейшую провинность. На фабрике широко использовался детский труд, примерно треть работников была моложе 15 лет, причём им платили меньше, но заставляли выполнять взрослую норму. Отработав смену в шумном и пыльном цеху, рабочий отправлялся на отдых в барак или сарай, где на общих нарах спали люди всех возрастов, мужчины и женщины. Кому не хватало места – ночевали в шалашах на берегу Москвы-реки.

Не удивляет, что возмущение пролетариев условиями труда началось задолго до большевистской революции – с 1875 года за рабочими установили полицейский надзор, а в 1894 году произошло первое крупное волнение на фабрике с участием 1500 рабочих. В дни Декабрьского восстания 1905 года текстильщики вышли на баррикады, возведённые на Дербеновской улице, а мануфактура стала революционным центром Замоскворечья. Царское правительство подавило мятеж силами Семёновского полка и драгунов, владельцы фабрики провели массовые увольнения и сократили заработную плату.

Февральская революция 1917 года вынудила фабрикантов пойти на уступки, интересы рабочих и служащих отныне представлял фабзавком, который возглавил большевик Ф.Бундурин. К осени экономические требования сменились на политические, текстильщики из Кожевников вступали в ряды Красной гвардии и приняли участие в Октябрьской социалистической революции.

После Октябрьской революции фабрика была национализирована и стала известна как Первая Московская ситценабивная фабрика, выпускавшая ситец, фланель, штапель, мужское и женское бельё, ночные сорочки, скатерти, салфетки, постельное бельё. В 1931 году на фабрике открылся учебный комбинат, готовящий кадры для текстильной промышленности, на протяжении всего советского периода строилось жильё, дети трудящихся отдыхали на загородной даче и в пионерском лагере.

С началом Великой Отечественной войны из 2300 сотрудников Первой ситценабивной фабрики 920 были призваны в ряды РККА, 230 добровольно вступили в народное ополчение. До 1944 года оставшиеся рабочие выполняли только оборонные заказы – выделку парашютной ткани, изготовление огнезащитной кирзы для танкистов и лётчиков, материала для плащ-палаток. Механические мастерские производили детали для оружия, корпуса для снарядов и гранат.

В послевоенные пятилетки производство было реконструировано в несколько этапов, механизация вытесняла ручной труд, совершенствовались оборудование и технологии. Продукция Первой ситценабивной фабрики была представлена на зарубежных выставках и экспортировалась в 35 стран мира. Фабрика гордилась своими рабочими династиями, на ней работали семьями.

Увы, крупные предприятия, завязанные на поставщиков и заказчиков из разных республик СССР, оказались наиболее уязвимы во время экономического хаоса девяностых годов. Акционирование не спасло фабрику от банкротства и в 2006 году после реставрации исторического ансамбля здесь расположился деловой квартал «Новоспасский», на территории которого работают офисы 150 российских и международных компаний. В деловом квартале есть кафе, рестораны, магазины, фитнес-центр, салоны цветов, медицинский центр.

В 2011 году в здании фабричной котельной открылся частный музей – «Институт русского реалистического искусства», знакомящий посетителей с живописью отечественных художников-реалистов. На репродукциях – работы художников Михаила Кончаловского, Сергея Антонова, Клавдии Тутеволь, Гелия Коржева на выставке в ИРРИ. Хотя на фасаде продолжают висеть афиши, музей закрылся летом 2019 года и его дальнейшая судьба неизвестна.

Деловой квартал «Новоспасский»: https://www.novospassky.ru


Советская проходная ситценабивной фабрики находится со стороны Дербеневской набережной


Несколько зданий в этом квартале относились к объединению «Проммеханизация», производившего подъёмно-транспортное и коммунальное оборудование, в наши дни здесь расположен бизнес-центр «Дербеневская Плаза».

При ситценабивной фабрике в 1931 году открылась мастерская по регенерации перегоревших электрических ламп накаливания для нужд хлопчатобумажной и текстильной промышленности (да-да, в те времена «лампочки Ильича» не выбрасывали, а восстанавливали). С 1939 года предприятие перешло в ведение Комитета по делам Кинематографии при СНК СССР под названием Московский электровакуумный завод «Кинолампа», затем относилось к Наркомату промышленности средств связи СССР, после Великой Отечественной войны под наименованием почтовый ящик № 3843 работало на оборонную промышленность. В 1990-е годы здесь стали выпускать люстры Чижевского и биологически активные добавки к пище.


Насосная станция № 1 на Дербеневской набережной введена в эксплуатацию в 1937 году одновременно с каналом Москва-Волга и в комплексе с сифонной галереей служит для предотвращения подтоплений Замоскворечья.


Дербеневская улица, 3с1 – фабрично-земская больница, амбулатория (административно-офисное здание)

Смотрите старые фотографии: Социальная инфраструктура Товарищества мануфактуры «Эмиль Циндель». 1908 год: https://pastvu.com/p/109777 Все эти здания сохранились на Дербеневской улице, хотя и несколько изменились. Нельзя сказать, что администрация вообще ничего не строила для нужд рабочих, но этого оказалось недостаточно, чтобы предотвратить революционный протест пролетариев.


Дербеневская улица, 5 – дом служащих ситценабивной мануфактуры Цинделя, по другой версии – это дом управляющего, в советский период в нём располагался детский сад, сейчас – административно-офисное здание. Изначально двухэтажное здание надстроено до четырёх этажей.

Смотрите старые фотографии: Дербеневская, 5. Дом для служащих товарищества ситценабивной мануфактуры. 1910-1920 гг.: https://pastvu.com/p/31559


Предположительно, ремесленное училище времён мануфактуры Цинделя


Дербеневская улица, 11с1 – Универсальный магазин Общества потребителей Кожевнического фабрично-заводского района, который местные жители называли магазин «Циндель» (сейчас – административно-офисное здание).

Смотрите старые фотографии: Универсальный магазин общества потребителей Кожевнического фабрично-заводского района. 1910 год: https://pastvu.com/p/7594


Дербеневская улица, 16 – школа (1904), фабричный Дом культуры

Дербеневская улица стала границей между производственной территорией ситценабивной империи и жилой частью, где ещё до революции были выстроены дома и общежития для рабочих.


Дербеневская улица, 10 – жилой дом служащих на мануфактуре товарищества «Эмиль Циндель» (1896)

Смотрите старые фотографии: Дербеневская, 10. Казармы 1-й Ситценабивной фабрики. 1933-1934 гг.: https://pastvu.com/p/346439

Ещё до революции напротив индустриального комплекса ситценабивной фабрики «Эмиль Циндель» был построен жилой квартал для рабочих, от которого сохранились три жилых дома, техникум и заброшенный барак.


Дербеневская улица, 14к2 – общежитие квартирного типа Московской ситценабивной фабрики (1908). Такие здания с оригинальными историческими подъездами, хотя и входят в программу реновации, должны реконструироваться с отселением жильцов под дальнейшее административно-офисное использование.

Дербеневская улица, 14к3 – общежитие квартирного типа Московской ситценабивной фабрики (1908)
Дербеневская улица, 14к4 – жилой дом ситценабивной фабрики (Технологический колледж № 34)
Дербеневская улица, 14к5 – жилой дом преимущественно с коммунальными квартирами (1903)
Дербеневская улица, 14к6 – жилой дом барачного типа начала ХХ века

Смотрите старые фотографии: Железнодорожная ветка на ситценабивную фабрику. 1989 год: https://pastvu.com/p/9884 Кадр из фильма «Такси-блюз». Между этими домами, прямо под окнами, проходила служебная железнодорожная ветка – подъездной путь с Павелецкого хода к ситценабивной фабрике.

После закрытия фабрики со временем были демонтированы и железнодорожные рельсы. Сейчас от ветки осталась забытая под забором техникума шпала и будка дежурного по переезду через Дербеневскую улицу.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: прогулки по Москве, мануфактура Цинделя, Кожевники, Дербеневская улица.

Другие публикации

15.10.2020 в 23:12

«Город на память». 622. Северный речной вокзал 2020


Главным украшением канала Москва-Волга стал Северный речной вокзал, построенный по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского.

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.