01.10.2019 00:43

«Город на память». 503. Кожевники. Мануфактура Цинделя

1 октября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 503. Кожевники. Мануфактура Цинделя

Текстильная мануфактура «Эмиль Циндель» (Первая ситценабивная фабрика) была основана в XIX веке и вскоре стала крупнейшим промышленным предприятием в Кожевниках. На протяжении сотни с лишним лет текстильщики выпускали богатый ассортимент качественных тканей. Разве кто-то мог тогда предположить, что предприятие с такими традициями может стать ненужным городу? Но фабрика закрылась, а старинные индустриальные корпуса после бережной реконструкции получили вторую жизнь — в качестве офисов делового квартала «Новоспасский».


Рисунок из книги «Товарищество мануфактуры «Эмиль Циндель» (1908)

Дербеневская набережная, 7 — комплекс зданий ситценабивной фабрики «Мануфактура Эмиля Цинделя» — краснокирпичный ансамбль дореволюционной индустриальной архитектуры, созданный в 1874-1914 годах. И прежде это выгодное место на берегу Москвы-реки не пустовало и с 1823 года было занято ситценабивной мастерской швейцарского промышленника Бухера — многоцветный рисунок набивался на ткань с помощью деревянных шаблонов.

Ещё в то время правительство поощряло «импортозамещение», запретив ввоз набивных тканей из-за рубежа и поощряя отечественных производителей. Предприятие в Кожевниках развивалось, меняло владельцев, пока его не возглавили Э.Циндель и Э.Мейер. В 1874 году было образовано паевое Товарищество ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель» с уставным капиталом 1 500 000 рублей. Среди учредителей Товарищества значились известные предприниматели И.Лямин, К.Солдатенков, А.Хлудов, торговые дома Л.Кнопа, Ценхера и «К.Малютин с сыновьями».

После преобразования фирмы Цинделя в паевое товарищество фабрика подверглась коренной реконструкции с возведением новых корпусов по проектам архитектора Залесского и внедрением современных технологий, в частности, закупки английских станков фирмы «Де Джерси», приводимых в действие паровыми машинами. К 1899 году были построены собственное красильное и мерсеризованное отделения, корпус для отбеливания и набивки тканей, проложена железнодорожная ветка. Фабрика производила широкий ассортимент продукции: ситец, сатин, батист, набивные шелковые и шерстяные ткани, жаккардовые ткани, материю для мебели и многое другое.

Ежегодно фирма выступала на рынке с новой коллекцией тканей. Изделия фабрики неоднократно удостаивались престижных наград, в том числе высшей награды на Всемирной выставке в Париже, а также права изображения Государственного герба Российской империи на вывесках, рекламе, ярлыках. Товары марки «Эмиль Циндель» конкурировали на мировом рынке с продукцией ведущих иностранных производителей, филиалы и склады основаны в Нижнем Новгороде и Наро-Фоминске, В Ташкенте, Коканде, Хиве, в китайском Синанфу. В Москве фирменные магазины открылись на самых престижных площадках — в Петровском Пассаже Солодовникова и в Верхних торговых рядах (ГУМ).

На территории делового квартала «Новоспасский» вдоль ограды вывешен многометровый баннер с иллюстрированным рассказом об истории Мануфактуры Цинделя. На фото: образцы рисунков тканей.


Рабочие у фабричных ворот. 1908 год: https://pastvu.com/p/51455


Набивной корпус. 1908 год: https://pastvu.com/p/109774


Отделочная мастерская. 1902 год: https://pastvu.com/p/101641


Граверная мастерская. 1902 год: https://pastvu.com/p/101633


Отправка товаров с фабрики. 1903 год: https://pastvu.com/p/112367

Мануфактура не испытывала недостатка в кадрах, к началу ХХ века на фабрике трудились 3100 человек, но условия были каторжные. Рабочий день начинался в 7:00, а заканчивался в 19:00, на обед давали час. В день текстильщик зарабатывал 40 копеек, из них четверть уходила на питание, к тому же мастера имели безраздельную власть над подчинёнными и штрафовали за малейшую провинность. На фабрике широко использовался детский труд, примерно треть работников была моложе 15 лет, причём им платили меньше, но заставляли выполнять взрослую норму. Отработав смену в шумном и пыльном цеху, рабочий отправлялся на отдых в барак или сарай, где на общих нарах спали люди всех возрастов, мужчины и женщины. Кому не хватало места — ночевали в шалашах на берегу Москвы-реки.

Не удивляет, что возмущение пролетариев условиями труда началось задолго до большевистской революции — с 1875 года за рабочими установили полицейский надзор, а в 1894 году произошло первое крупное волнение на фабрике с участием 1500 рабочих. В дни Декабрьского восстания 1905 года текстильщики вышли на баррикады, возведённые на Дербеновской улице, а мануфактура стала революционным центром Замоскворечья. Царское правительство подавило мятеж силами Семёновского полка и драгунов, владельцы фабрики провели массовые увольнения и сократили заработную плату.

Февральская революция 1917 года вынудила фабрикантов пойти на уступки, интересы рабочих и служащих отныне представлял фабзавком, который возглавил большевик Ф.Бундурин. К осени экономические требования сменились на политические, текстильщики из Кожевников вступали в ряды Красной гвардии и приняли участие в Октябрьской социалистической революции.

После Октябрьской революции фабрика была национализирована и стала известна как Первая Московская ситценабивная фабрика, выпускавшая ситец, фланель, штапель, мужское и женское бельё, ночные сорочки, скатерти, салфетки, постельное бельё. В 1931 году на фабрике открылся учебный комбинат, готовящий кадры для текстильной промышленности, на протяжении всего советского периода строилось жильё, дети трудящихся отдыхали на загородной даче и в пионерском лагере.

С началом Великой Отечественной войны из 2300 сотрудников Первой ситценабивной фабрики 920 были призваны в ряды РККА, 230 добровольно вступили в народное ополчение. До 1944 года оставшиеся рабочие выполняли только оборонные заказы — выделку парашютной ткани, изготовление огнезащитной кирзы для танкистов и лётчиков, материала для плащ-палаток. Механические мастерские производили детали для оружия, корпуса для снарядов и гранат.

В послевоенные пятилетки производство было реконструировано в несколько этапов, механизация вытесняла ручной труд, совершенствовались оборудование и технологии. Продукция Первой ситценабивной фабрики была представлена на зарубежных выставках и экспортировалась в 35 стран мира. Фабрика гордилась своими рабочими династиями, на ней работали семьями.

Увы, крупные предприятия, завязанные на поставщиков и заказчиков из разных республик СССР, оказались наиболее уязвимы во время экономического хаоса девяностых годов. Акционирование не спасло фабрику от банкротства и в 2006 году после реставрации исторического ансамбля здесь расположился деловой квартал «Новоспасский», на территории которого работают офисы 150 российских и международных компаний. В деловом квартале есть кафе, рестораны, магазины, фитнес-центр, салоны цветов, медицинский центр.

В 2011 году в здании фабричной котельной открылся частный музей – «Институт русского реалистического искусства», знакомящий посетителей с живописью отечественных художников-реалистов. На репродукциях — работы художников Михаила Кончаловского, Сергея Антонова, Клавдии Тутеволь, Гелия Коржева на выставке в ИРРИ. Хотя на фасаде продолжают висеть афиши, музей закрылся летом 2019 года и его дальнейшая судьба неизвестна.

Деловой квартал «Новоспасский»: https://www.novospassky.ru


Советская проходная ситценабивной фабрики находится со стороны Дербеневской набережной


Несколько зданий в этом квартале относились к объединению «Проммеханизация», производившего подъёмно-транспортное и коммунальное оборудование, в наши дни здесь расположен бизнес-центр «Дербеневская Плаза».

При ситценабивной фабрике в 1931 году открылась мастерская по регенерации перегоревших электрических ламп накаливания для нужд хлопчатобумажной и текстильной промышленности (да-да, в те времена «лампочки Ильича» не выбрасывали, а восстанавливали). С 1939 года предприятие перешло в ведение Комитета по делам Кинематографии при СНК СССР под названием Московский электровакуумный завод «Кинолампа», затем относилось к Наркомату промышленности средств связи СССР, после Великой Отечественной войны под наименованием почтовый ящик № 3843 работало на оборонную промышленность. В 1990-е годы здесь стали выпускать люстры Чижевского и биологически активные добавки к пище.


Насосная станция № 1 на Дербеневской набережной введена в эксплуатацию в 1937 году одновременно с каналом Москва-Волга и в комплексе с сифонной галереей служит для предотвращения подтоплений Замоскворечья.


Социальная инфраструктура Товарищества мануфактуры «Эмиль Циндель». 1908 год: https://pastvu.com/p/109777 Все эти здания сохранились на Дербеневской улице, хотя и несколько изменились. Нельзя сказать, что администрация вообще ничего не строила для нужд рабочих, но этого оказалось недостаточно, чтобы предотвратить революционный протест пролетариев.


Дербеневская улица, 3с1 — фабрично-земская больница, амбулатория (административно-офисное здание)


Дербеневская, 5. Дом для служащих товарищества ситценабивной мануфактуры. 1910-1920 гг.: https://pastvu.com/p/31559


Дербеневская улица, 5 — дом служащих ситценабивной мануфактуры Цинделя, по другой версии — это дом управляющего, в советский период в нём располагался детский сад, сейчас — административно-офисное здание. Изначально двухэтажное здание надстроено до четырёх этажей.


Предположительно, ремесленное училище времён мануфактуры Цинделя


Универсальный магазин общества потребителей Кожевнического фабрично-заводского района. 1910 год: https://pastvu.com/p/7594


Дербеневская улица, 11с1 — Универсальный магазин Общества потребителей Кожевнического фабрично-заводского района, который местные жители называли магазин «Циндель» (сейчас — административно-офисное здание).


Дербеневская улица, 16 — школа (1904), фабричный Дом культуры


Дербеневская, 10. Казармы 1-й Ситценабивной фабрики. 1933-1934 гг.: https://pastvu.com/p/346439 Дербеневская улица стала границей между производственной территорией ситценабивной империи и жилой частью, где ещё до революции были выстроены дома и общежития для рабочих.


Дербеневская улица, 10 — жилой дом служащих на мануфактуре товарищества «Эмиль Циндель» (1896)

Ещё до революции напротив индустриального комплекса ситценабивной фабрики «Эмиль Циндель» был построен жилой квартал для рабочих, от которого сохранились три жилых дома, техникум и заброшенный барак.


Дербеневская улица, 14к2 — общежитие квартирного типа Московской ситценабивной фабрики (1908). Такие здания с оригинальными историческими подъездами, хотя и входят в программу реновации, должны реконструироваться с отселением жильцов под дальнейшее административно-офисное использование.

Дербеневская улица, 14к3 — общежитие квартирного типа Московской ситценабивной фабрики (1908)
Дербеневская улица, 14к4 — жилой дом ситценабивной фабрики (Технологический колледж № 34)
Дербеневская улица, 14к5 — жилой дом преимущественно с коммунальными квартирами (1903)
Дербеневская улица, 14к6 — жилой дом барачного типа начала ХХ века


Железнодорожная ветка на ситценабивную фабрику. 1989 год: https://pastvu.com/p/9884 Кадр из фильма «Такси-блюз». Между этими домами, прямо под окнами, проходила служебная железнодорожная ветка — подъездной путь с Павелецкого хода к ситценабивной фабрике.

После закрытия фабрики со временем были демонтированы и железнодорожные рельсы. Сейчас от ветки осталась забытая под забором техникума шпала и будка дежурного по переезду через Дербеневскую улицу.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: прогулки по Москве, мануфактура Цинделя, Кожевники, Дербеневская улица.

Другие публикации

01.02.2020 в 01:58

«Город на память». 550. Московское такси


«Какой-то шофёр привесил к своему небольшому «Ольдс-мобилю» плакат «Извозчик, такса по соглашению».

29.01.2020 в 00:57

«Город на память». 549. «Москва-Сити» — город на ладони


«Кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве…»

27.01.2020 в 11:44

«Город на память». 548. Московский Кремль туристический


До революции в кремлёвских соборах совершались богослужения, москвичи могли свободно гулять в Тайницком саду и посещать царские дворцы.

24.01.2020 в 15:45

«Город на память». 546. Московский Кремль — крепость и некрополь


Само слово «кремль» с XIV века получило распространение на Руси и пришло на смену слову «детинец», означавшему наиболее древнюю и хорошо укреплённую часть поселения.

15.01.2020 в 19:23

«Город на память». 543. Московский автобус. История


При масштабном строительстве новых зданий рельсы служили помехой и куда более мобильный автобус стал вытеснять привязанный к рельсам и контактной сети трамвай.

12.01.2020 в 19:37

«Город на память». 542. Московский трамвай. История


Сначала была конка. А спустя полвека по московским улицам помчался электрический трамвай.

10.01.2020 в 17:58

«Город на память». 541. Тверская застава


Последнее в истории Москвы заградительное сооружение вокруг города было построено к 1742 году - земляной Камер-Коллежский вал служил таможенной границей.

05.01.2020 в 02:41

«Город на память». 538. Триумфальная арка и площадь Маяковского


Хотя площадь на пересечении Тверской улицы и Садового кольца сейчас именуется Триумфальной, о правильности её названия можно поспорить.

28.12.2019 в 20:47

«Город на память». 536. Останкино 2019


Фотопроект «Город на память» похож на мозаику, из которой складывается разноцветная картина истории Москвы, и каждый год добавляет к ней новые штрихи.

26.12.2019 в 11:45

«Город на память». 534. Яуза. Серебряническая набережная


Набережная получила название по находившейся здесь слободе ремесленников — «серебряников», чеканивших царскую серебряную монету.

18.12.2019 в 12:48

«Город на память». 530. Яуза. Сыромятники


Если бы Генеральный план 1935 года был реализован, Яуза могла стать полноводной и судоходной, но начавшаяся война помешала прокопать так называемый Северный канал.