02.10.2019 08:34

«Город на память». 504. Кожевники. Дербеневская улица

2 октября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 504. Кожевники. Дербеневская улица

Урочище Дербеневка известно с XIV века, когда слово «дербина» означало пашню, заросшую лесом и кустарником. Сначала улицу называли Дербенской, на картах XIX века она уже указана как Дербеновская, к набережной Москвы-реки проложены Дербеновские переулки. В 1930-х годах на картах стало появляться привычное нам написание улицы – Дербеневская.

Кстати, правильное современное название улицы – Дербеневская, а не Дербенёвская, хотя последний вариант с буквой «ё» прижился и также используется. Дербенёвскую версию можно встретить на автобусной остановке, причём в самом автобусе улица объявляется как Дербеневская.

Смотрите старые карты. План столичного города Москвы. 1878 год: http://retromap.ru/0818781_z16_55.724959,37.650661

На Плане столичного города Москвы 1878 года и на Иллюстрированном плане Москвы 1882 года Дербеновская улица названа Дворянской. Для пролетарского района очень странно звучит. История умалчивает, то ли редактор карт ошибся, то ли действительно улицу на короткий период переименовывали.

В 1902 году в Москве было проведено демографическое исследование, в частности, оказалось, что в Кожевниках плотность населения чуть выше средней по городу (на фабриках трудилось немало рабочих), прирост населения невелик (штат укомплектован, в основном, приезжими без семей и детей), при этом 7-8% квартир пустует (рабочие не могут позволить себе квартиры и обитают в общежитиях).

В современном реестре на Дербеневской улице значится около 160 зданий (большинство из них – производственные строения), причём это кирпичная застройка, почти в полном объёме сохранившаяся, так что прогулявшись по окрестностям, можно легко представить, какой была дореволюционная пролетарская Москва.

Смотрите старые фотографии: Храм Успения Богородицы в Кожевниках. 1882 год: https://pastvu.com/p/16229  Лет сто назад прогулку по главной транспортной артерии Кожевников можно было бы начать возле храма Успения Богородицы, построенного в 1723-1724 годах.


Но на месте разрушенного храма в 1941 году возведена восьмиэтажная сталинка (Дербеневская набережная, 1). Стены здания расписаны под рельефную плитку, а рустовка и лепные украшения настоящие.


Дербеневская улица, 1 – жилой дом (1959)

За жилым домом раскинулся промышленный квартал – кожзавод «Труженик» со строениями 1887 года (завод Жемочкина, Московский кожевенный завод имени Тельмана, завод-филиал № 1 Кожевенного производственного объединения Роскожпрома, бизнес-парк «Дербеневский»).Особенность этого комплекса – очень длинный производственный корпус, вытянувшийся вдоль 1-го Дербеневского переулка до самой набережной.

На чётной стороне улицы не первый год ждёт своей участи квартал заброшенных зданий, на Дербеневскую выходит фасад одного из этих домов 1877 года постройки.


3-й Кожевнический переулок, 1 – жилой дом (1877)

Истории «Товарищества ситценабивной мануфактуры Эмиль Циндель» был посвящён предыдущий сюжет проекта «Город на память». Циндель сотоварищи потеснили в Кожевниках кожевников и построили небольшой город с фабричными улицами, площадями, индустриальными и жилыми кварталами. Экспансия текстильщиков распространилась не только на прибрежные участки: к востоку от Дербеновской (Дербеневской) улицы сложилась промышленная зона, а западнее выросли жилые кварталы.


Дербеневская улица, 10 – жилой дом служащих на мануфактуре товарищества «Эмиль Циндель» (1896)


Дербеневская улица, 14к3 – общежитие квартирного типа Московской ситценабивной фабрики (1908)


Дербеневская улица, 14к5 – жилой дом преимущественно с коммунальными квартирами (1903)


Дербеневская улица, 14к6 – рабочий барак начала ХХ века


Дербеневская улица, 16 – в здании 1904 года постройки в советское время размещался Дом культуры (Всероссийский центр художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования).


Дербеневская улица, 18 – жилой дом начала ХХ века


Дербеневская улица, 18с2 – граффити на бойлерной. Есть мнение, что это изначально двухэтажное строение выполняло функции сушилки для белья, которая размещалась на втором этаже, а на первом были устроены погреба-ледники.


Дербеневская улица, 15 – заброшенное здание


Дербеневская улица, 15Б – бизнес-центр «Дербеневский» (2015)


Бизнес-центр «Полларс» построен на месте стадиона имени Бундурина (стадион «Труд»).

Смотрите старые фотографии: Стадион «Труд». 1984 год: https://pastvu.com/p/347257

По воспоминаниям местных жителей, на стадионе были раздевалки и буфет, зимой поле превращалось в ледовой каток. Как сообщала газета «Коммерсантъ», в 2013 году было возбуждено уголовное дело в связи с возведением бизнес-центра на земельном участке, выделенном для строительства спортивного центра по реабилитации инвалидов.


Стадион уменьшился до размеров дворовой хоккейной коробки


Малые архитектурные формы. «Конёк-Горбунок» прискакал из восьмидесятых годов.


Дербеневская улица, 20 – химический завод Акционерного общества «Фарбверке», Дербеневский химический завод Анилтреста, Дербеневский химический завод им. И.В.Сталина, АО «Колорос», Технопарк «Кожевники».

В 1896 году концерн «Фарбениндустрие» открыл в Москве своё химическое производство, в 1910-е годы возникло Акционерное общество «Фарбверке», а в 1918 году в соответствии с Декретом о национализации промышленности общество «Фарбверке» было преобразовано в Дербеневский химический завод Анилтреста. В первые десятилетия советской власти Дербеневский химический завод имени И.В.Сталина стал флагманом отечественной анилинокрасочной промышленности, на базе заводской лаборатории открылся Научно-исследовательский институт органических полупродуктов и красителей, занимавшийся разработкой и внедрением в производство красителей. В результате передовой работы сотрудников завода к 1932 году СССР смог отказаться от импорта красителей, завод обеспечивал 60% всей потребности в красителях.

Ещё во время Первой Мировой войны дербеневские химики освоили изготовление боевых отравляющих веществ на основе соединений мышьяка и выполняли оборонные заказы. Интересно, что с началом войны между Россией и Германией немцы – владельцы завода – передали акции российским подданным и формально сохранили своё предприятие, но получается, что они работали против своей страны. Химическое оружие неоднократно применялось в ходе боевых действий и производило страшный эффект, убивая и калеча военных и гражданских. В 1925 году большинство стран одобрили Женевский протокол о запрещении разработки, накопления и использования оружия массового поражения – химического и бактериологического, что не помешало Советскому Союзу в тридцатые годы тоннами производить отравляющие вещества дифенилхлорарсин и дифенилцианарсин.

К счастью, во время Великой Отечественной войны ни РККА, ни Вермахт химическое оружие не применяли. Но продукция военного назначения могла представлять опасность для москвичей – считается, что захоронение отходов промышленного производства производилось на территории полигона в Кузьминках. В 1965 году Мосгорисполком принял решение о поэтапном выводе вредного производства из Москвы, а в 2003 году Дербеневский химический завод закрылся окончательно с обустройством на его территории технопарка «Кожевники».


Дербеневская улица, 20с10 – Дом культуры химзавода и рабочее общежитие, ныне – административное здание технопарка и фитнесс-клуб. Не так давно здесь было гораздо веселее, когда поэт, рок-музыкант, бизнесмен, единорос из Мосгордумы и всё это – Андрей Ковалёв – основал в этом здании клуб «Тень» («1Rock»).

Помимо концертов известных рок-команд, таких как «Алиса» и «DDT», каждую неделю на этой сцене проходил фестиваль-конкурс для молодых групп «На взлёт!» – хорошая возможность для музыкантов громко заявить о себе. В клубе «1Rock» действительно было громко, но неформатно и весело благодаря своеобразной маргинальной аудитории, собравшейся оттянуться под панк-рок и хеви-метал.

В других корпусах бывшего химического завода также есть место творчеству – здесь на репетиционной базе готовятся к выступлениям уже состоявшиеся музыканты и снимаются телевизионные передачи.

На фото: репетиция джаз-бэнда «Jazz Dance Orchestra»

Съёмка детской телепрограммы «Школа музыки» с участием Сати Казановой


Дербеневская улица, 22 – Московский винокуренно-дрожжевой завод, основанный в 1870 год действительным статским советником Бенедиктом Гивартовским, снесён. Поначалу на полукустарном предприятии выпускали зерновой спирт, а из вторичного сырья в дубовых чанах выращивали дрожжи. Спустя несколько лет завод стал специализироваться на изготовлении дрожжей, а после революции получил название Государственный дрожжевой завод № 1. В советский период предприятие неоднократно реконструировалось, в 1976 году без остановки производства на месте старых построек вырос новый комплекс, производивший 26 000 тонн дрожжей в год. В последние годы существования завод преобразовали в акционерное общество Московский дрожжевой завод «Дербенёвка», но спасти производство не удалось. В 2016 году начался снос корпусов и теперь за забором пустырь.


Дербеневская улица, 24 – с дрожжевым заводом соседствовала фабрика «Мостекстильпром», в 1971 году объединившая несколько небольших фабрик – «Текстильную», «Промтрикотаж», «Новатор» и Имени Р.Менжинского. Но история этого производства началось ещё до революции с красильно-аппретурной фабрики «Товарищество М.И.Шустров». В годы первых пятилеток артель «Мостриковязь» обеспечивала трудовой занятостью инвалидов и выпускала трикотаж, ватин, пряжу, одеяла, а уже после войны артель преобразовали в фабрику. Сейчас индустриальные здания сдаются под офисы.

Рассказ про индустриальные Кожевники будет не полон, если не упомянуть о причинах создания промышленной зоны именно здесь. Широкая полоса фабрик и заводов выгодно располагалась на востоке вдоль берега Москвы-реки, а с запада ограничивалась железнодорожными путями Павелецкого направления. Грузы можно было получать и отправлять как по реке, так и по железной дороге, идеальная транспортная доступность плюс речная вода, в больших количествах необходимая для любого производства.


Бывшее веерное локомотивное депо


Водоёмная башня на станции Москва-Товарная (1897, инженер Н.Виноградов) построена по типовому проекту Рязано-Уральской (Павелецкой) железной дороги. Внутри кирпичного цилиндра устанавливались два клёпаных металлических бака с водой, в холодное время года работала система подогрева, а для доступа рабочих к бакам были предусмотрены узкие ходы с металлическими лестницами.

В наши дни судоходство на этом участке Москвы-реки не слишком оживлённое: промышленные предприятия прекратили существование, а основные туристические маршруты завершаются на причале Новоспасского моста. Но и сейчас здесь можно увидеть то буксир с баржей, то теплоход «Москва».

На Павелецкой набережной располагается пожарный причал Регионального специализированного отряда по тушению крупных пожаров с дебаркадером, возле которого пришвартованы пожарные суда «Полковник Чернышев» и «Надежда».

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: прогулки по Москве, Дербеневская улица, Москва загадка.

Другие публикации