02.10.2019 08:34

«Город на память». 504. Кожевники. Дербеневская улица

2 октября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 504. Кожевники. Дербеневская улица

Урочище Дербеневка известно с XIV века, когда слово «дербина» означало пашню, заросшую лесом и кустарником. Сначала улицу называли Дербенской, на картах XIX века она уже указана как Дербеновская, к набережной Москвы-реки проложены Дербеновские переулки. В 1930-х годах на картах стало появляться привычное нам написание улицы — Дербеневская.

Кстати, правильное современное название улицы — Дербеневская, а не Дербенёвская, хотя последний вариант с буквой «ё» прижился и также используется. Дербенёвскую версию можно встретить на автобусной остановке, причём в самом автобусе улица объявляется как Дербеневская.


Фрагмент Плана столичного города Москвы, 1878 год: http://www.retromap.ru На Плане столичного города Москвы 1878 года и на Иллюстрированном плане Москвы 1882 года Дербеновская улица названа Дворянской. Для пролетарского района очень странно звучит. История умалчивает, то ли редактор карт ошибся, то ли действительно улицу на короткий период переименовывали.

В 1902 году в Москве было проведено демографическое исследование, в частности, оказалось, что в Кожевниках плотность населения чуть выше средней по городу (на фабриках трудилось немало рабочих), прирост населения невелик (штат укомплектован, в основном, приезжими без семей и детей), при этом 7-8% квартир пустует (рабочие не могут позволить себе квартиры и обитают в общежитиях).

В современном реестре на Дербеневской улице значится около 160 зданий (большинство из них — производственные строения), причём это кирпичная застройка, почти в полном объёме сохранившаяся, так что прогулявшись по окрестностям, можно легко представить, какой была дореволюционная пролетарская Москва.

Лет сто назад прогулку по главной транспортной артерии Кожевников можно было бы начать возле храма Успения Богородицы, построенного в 1723-1724 годах.


Храм Успения Богородицы в Кожевниках. 1882 год: https://pastvu.com/p/16229


На месте разрушенного храма в 1941 году возведена восьмиэтажная сталинка (Дербеневская набережная, 1). Стены здания расписаны под рельефную плитку, а рустовка и лепные украшения настоящие.


Дербеневская улица, 1 — жилой дом (1959)

За жилым домом раскинулся промышленный квартал — кожзавод «Труженик» со строениями 1887 года (завод Жемочкина, Московский кожевенный завод имени Тельмана, завод-филиал № 1 Кожевенного производственного объединения Роскожпрома, бизнес-парк «Дербеневский»).Особенность этого комплекса — очень длинный производственный корпус, вытянувшийся вдоль 1-го Дербеневского переулка до самой набережной.

На чётной стороне улицы не первый год ждёт своей участи квартал заброшенных зданий, на Дербеневскую выходит фасад одного из этих домов 1877 года постройки.


3-й Кожевнический переулок, 1 — жилой дом (1877)

Истории «Товарищества ситценабивной мануфактуры Эмиль Циндель» был посвящён предыдущий сюжет проекта «Город на память». Циндель сотоварищи потеснили в Кожевниках кожевников и построили небольшой город с фабричными улицами, площадями, индустриальными и жилыми кварталами. Экспансия текстильщиков распространилась не только на прибрежные участки: к востоку от Дербеновской (Дербеневской) улицы сложилась промышленная зона, а западнее выросли жилые кварталы.


Дербеневская улица, 10 — жилой дом служащих на мануфактуре товарищества «Эмиль Циндель» (1896)


Дербеневская улица, 14к3 — общежитие квартирного типа Московской ситценабивной фабрики (1908)


Дербеневская улица, 14к5 — жилой дом преимущественно с коммунальными квартирами (1903)


Дербеневская улица, 14к6 — рабочий барак начала ХХ века


Дербеневская улица, 16 — в здании 1904 года постройки в советское время размещался Дом культуры (Всероссийский центр художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования).


Дербеневская улица, 18 — жилой дом начала ХХ века


Дербеневская улица, 18с2 — граффити на бойлерной. Есть мнение, что это изначально двухэтажное строение выполняло функции сушилки для белья, которая размещалась на втором этаже, а на первом были устроены погреба-ледники.


Дербеневская улица, 15 — заброшенное здание


Дербеневская улица, 15Б — бизнес-центр «Дербеневский» (2015)


Бизнес-центр «Полларс» построен на месте стадиона имени Бундурина (стадион «Труд»).


Стадион «Труд». 1984 год: https://pastvu.com/p/347257

По воспоминаниям местных жителей, на стадионе были раздевалки и буфет, зимой поле превращалось в ледовой каток. Как сообщала газета «Коммерсантъ», в 2013 году было возбуждено уголовное дело в связи с возведением бизнес-центра на земельном участке, выделенном для строительства спортивного центра по реабилитации инвалидов.


Стадион уменьшился до размеров дворовой хоккейной коробки


Малые архитектурные формы. «Конёк-Горбунок» прискакал из восьмидесятых годов.


Дербеневская улица, 20 — химический завод Акционерного общества «Фарбверке», Дербеневский химический завод Анилтреста, Дербеневский химический завод им. И.В.Сталина, АО «Колорос», Технопарк «Кожевники».

В 1896 году концерн «Фарбениндустрие» открыл в Москве своё химическое производство, в 1910-е годы возникло Акционерное общество «Фарбверке», а в 1918 году в соответствии с Декретом о национализации промышленности общество «Фарбверке» было преобразовано в Дербеневский химический завод Анилтреста. В первые десятилетия советской власти Дербеневский химический завод имени И.В.Сталина стал флагманом отечественной анилинокрасочной промышленности, на базе заводской лаборатории открылся Научно-исследовательский институт органических полупродуктов и красителей, занимавшийся разработкой и внедрением в производство красителей. В результате передовой работы сотрудников завода к 1932 году СССР смог отказаться от импорта красителей, завод обеспечивал 60% всей потребности в красителях.

Ещё во время Первой Мировой войны дербеневские химики освоили изготовление боевых отравляющих веществ на основе соединений мышьяка и выполняли оборонные заказы. Интересно, что с началом войны между Россией и Германией немцы — владельцы завода — передали акции российским подданным и формально сохранили своё предприятие, но получается, что они работали против своей страны. Химическое оружие неоднократно применялось в ходе боевых действий и производило страшный эффект, убивая и калеча военных и гражданских. В 1925 году большинство стран одобрили Женевский протокол о запрещении разработки, накопления и использования оружия массового поражения — химического и бактериологического, что не помешало Советскому Союзу в тридцатые годы тоннами производить отравляющие вещества дифенилхлорарсин и дифенилцианарсин.

К счастью, во время Великой Отечественной войны ни РККА, ни Вермахт химическое оружие не применяли. Но продукция военного назначения могла представлять опасность для москвичей — считается, что захоронение отходов промышленного производства производилось на территории полигона в Кузьминках. В 1965 году Мосгорисполком принял решение о поэтапном выводе вредного производства из Москвы, а в 2003 году Дербеневский химический завод закрылся окончательно с обустройством на его территории технопарка «Кожевники».


Дербеневская улица, 20с10 — Дом культуры химзавода и рабочее общежитие, ныне — административное здание технопарка и фитнесс-клуб. Не так давно здесь было гораздо веселее, когда поэт, рок-музыкант, бизнесмен, единорос из Мосгордумы и всё это — Андрей Ковалёв — основал в этом здании клуб «Тень» («1Rock»).

Помимо концертов известных рок-команд, таких как «Алиса» и «DDT», каждую неделю на этой сцене проходил фестиваль-конкурс для молодых групп «На взлёт!» — хорошая возможность для музыкантов громко заявить о себе. В клубе «1Rock» действительно было громко, но неформатно и весело благодаря своеобразной маргинальной аудитории, собравшейся оттянуться под панк-рок и хеви-метал.

В других корпусах бывшего химического завода также есть место творчеству — здесь на репетиционной базе готовятся к выступлениям уже состоявшиеся музыканты и снимаются телевизионные передачи.

На фото: репетиция джаз-бэнда «Jazz Dance Orchestra»

Съёмка детской телепрограммы «Школа музыки» с участием Сати Казановой


Дербеневская улица, 22 — Московский винокуренно-дрожжевой завод, основанный в 1870 год действительным статским советником Бенедиктом Гивартовским, снесён. Поначалу на полукустарном предприятии выпускали зерновой спирт, а из вторичного сырья в дубовых чанах выращивали дрожжи. Спустя несколько лет завод стал специализироваться на изготовлении дрожжей, а после революции получил название Государственный дрожжевой завод № 1. В советский период предприятие неоднократно реконструировалось, в 1976 году без остановки производства на месте старых построек вырос новый комплекс, производивший 26 000 тонн дрожжей в год. В последние годы существования завод преобразовали в акционерное общество Московский дрожжевой завод «Дербенёвка», но спасти производство не удалось. В 2016 году начался снос корпусов и теперь за забором пустырь.


Дербеневская улица, 24 — с дрожжевым заводом соседствовала фабрика «Мостекстильпром», в 1971 году объединившая несколько небольших фабрик — «Текстильную», «Промтрикотаж», «Новатор» и Имени Р.Менжинского. Но история этого производства началось ещё до революции с красильно-аппретурной фабрики «Товарищество М.И.Шустров». В годы первых пятилеток артель «Мостриковязь» обеспечивала трудовой занятостью инвалидов и выпускала трикотаж, ватин, пряжу, одеяла, а уже после войны артель преобразовали в фабрику. Сейчас индустриальные здания сдаются под офисы.

Рассказ про индустриальные Кожевники будет не полон, если не упомянуть о причинах создания промышленной зоны именно здесь. Широкая полоса фабрик и заводов выгодно располагалась на востоке вдоль берега Москвы-реки, а с запада ограничивалась железнодорожными путями Павелецкого направления. Грузы можно было получать и отправлять как по реке, так и по железной дороге, идеальная транспортная доступность плюс речная вода, в больших количествах необходимая для любого производства.


Бывшее веерное локомотивное депо


Водоёмная башня на станции Москва-Товарная (1897, инженер Н.Виноградов) построена по типовому проекту Рязано-Уральской (Павелецкой) железной дороги. Внутри кирпичного цилиндра устанавливались два клёпаных металлических бака с водой, в холодное время года работала система подогрева, а для доступа рабочих к бакам были предусмотрены узкие ходы с металлическими лестницами.

В наши дни судоходство на этом участке Москвы-реки не слишком оживлённое: промышленные предприятия прекратили существование, а основные туристические маршруты завершаются на причале Новоспасского моста. Но и сейчас здесь можно увидеть то буксир с баржей, то теплоход «Москва».

На Павелецкой набережной располагается пожарный причал Регионального специализированного отряда по тушению крупных пожаров с дебаркадером, возле которого пришвартованы пожарные суда «Полковник Чернышев» и «Надежда».

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: прогулки по Москве, Дербеневская улица, Москва загадка.

Другие публикации

01.02.2020 в 01:58

«Город на память». 550. Московское такси


«Какой-то шофёр привесил к своему небольшому «Ольдс-мобилю» плакат «Извозчик, такса по соглашению».

29.01.2020 в 00:57

«Город на память». 549. «Москва-Сити» — город на ладони


«Кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве…»

27.01.2020 в 11:44

«Город на память». 548. Московский Кремль туристический


До революции в кремлёвских соборах совершались богослужения, москвичи могли свободно гулять в Тайницком саду и посещать царские дворцы.

24.01.2020 в 15:45

«Город на память». 546. Московский Кремль — крепость и некрополь


Само слово «кремль» с XIV века получило распространение на Руси и пришло на смену слову «детинец», означавшему наиболее древнюю и хорошо укреплённую часть поселения.

15.01.2020 в 19:23

«Город на память». 543. Московский автобус. История


При масштабном строительстве новых зданий рельсы служили помехой и куда более мобильный автобус стал вытеснять привязанный к рельсам и контактной сети трамвай.

12.01.2020 в 19:37

«Город на память». 542. Московский трамвай. История


Сначала была конка. А спустя полвека по московским улицам помчался электрический трамвай.

10.01.2020 в 17:58

«Город на память». 541. Тверская застава


Последнее в истории Москвы заградительное сооружение вокруг города было построено к 1742 году - земляной Камер-Коллежский вал служил таможенной границей.

05.01.2020 в 02:41

«Город на память». 538. Триумфальная арка и площадь Маяковского


Хотя площадь на пересечении Тверской улицы и Садового кольца сейчас именуется Триумфальной, о правильности её названия можно поспорить.

30.12.2019 в 02:19

«Город на память». 537. Щербинка. Экспериментальное кольцо


Полигон представлял собой одиночный железнодорожный путь в форме правильной окружности протяжённостью 6 километров, с постоянным радиусом 956 метров и нулевым уклоном.

28.12.2019 в 20:47

«Город на память». 536. Останкино 2019


Фотопроект «Город на память» похож на мозаику, из которой складывается разноцветная картина истории Москвы, и каждый год добавляет к ней новые штрихи.

27.12.2019 в 16:40

«Город на память». 535. Яуза. Берниковская набережная и устье


У подножия Таганского холма построено самое торжественное здание на Яузе - одна из семи сталинских высоток. Возле неё и расположено устье Яузы, впадающей в Москву-реку.

26.12.2019 в 11:45

«Город на память». 534. Яуза. Серебряническая набережная


Набережная получила название по находившейся здесь слободе ремесленников — «серебряников», чеканивших царскую серебряную монету.