5 октября МХАТ презентовал проект «Открытые сцены», возвращающий театр к истокам. В своё время основатели МХАТ Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко создали уникальное профессиональное и любительское сообщество вокруг театра. Проект «Открытые сцены» возрождает замысел классиков, в современной версии это 14 площадок-пространств, кафе и книжный магазин, которые с этого дня будут работать ежедневно с утра и до позднего вечера.
Рассказывает Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ имени М.Горького:
«Проект «Открытые сцены» объединит художников, философов, поэтов. Идея создания проекта родилась полгода назад под впечатлением архитектуры Владимира Кубасова, спланировавшего здание театра МХАТ как общественное пространство. Горожане могут приходить сюда, чтобы встретиться со своими друзьями в кафе, посетить книжный и сувенирный магазины, а главное, встретиться с людьми, представляющими интеллектуальную элиту, людей, которых надо слушать. Мы искренне убеждены, что Москве необходимо такое пространство.
Создавая Московский художественный театр, Станиславский и Немирович-Данченко представляли его как центр встреч разных людей. Сегодня это называют культурно-просветительским кластером, но эти идеи были актуальны ещё в XIX веке. Композиторы, архитекторы, меценаты, писатели от Чехова и Горького до Катаева и Леонова – таков был круг общения МХАТ. И мы хотим создать среду, в которой наши современники, наши лидеры будут чувствовать себя так же естественно. Если приглашённые нами люди поверят в проект, начнётся глубокий процесс обмена, возвращение в театр интеллектуальной повестки.
Отдельного упоминания заслуживают поэтические спектакли. Можно вспомнить, что Константин Станиславский, переживая тяжелейший творческий кризис в 1914-1915 годах, обратился к поэзии и именно поэзия оказалась тем ключом, который запустил систему Станиславского. Без современной поэзии невозможно воспитать современного актёра – я вижу это. Поэзия – уникальный способ аккумуляции образа, ведь в одной строфе можно выразить смысл целого спектакля. С куратором Иваном Купреяновым мы разработали программу под названием «Сезон стихов»: на сцену будут выходить и патриархи Юрий Кублановский, Евгений Рейн, и молодые поэты.
Кроме лекций и поэтических вечеров у нас будет детская студия, хореография, йога, самые разные активности, связанные с телом. Не удивляйтесь, Станиславский всю жизнь изучал йогу, есть исследования на эту тему, можно вспомнить систему Михаила Чехова и биомеханику Мейерхольда. Театр немыслим без работы актёра над собой».
Поэт Иван Купреянов:
«Если у нас получится, мы взорвём современной поэзией наше общество, наше пространство. Когда читаешь подборку автора, самые сочные стихи, ты проваливаешься в его мир. И мы хотим, чтобы наши зрители выходили из зала, словно побывав в Нарнии, в Зазеркалье».
Проект «Открытые сцены МХАТ» включает курсы «Антропология и онтология театра», «История перформанса», «Метафизика звука», «Краткая история театра», «Культура кураторства», «Секреты русской жизни», «История русского самосознания», «Ангелы и демоны Серебряного века», образовательную программу для детей – детскую театральную школу, детскую балетную школу, школу «Арт-механика».
Как оказалось, планировка и интерьеры здания МХАТ на Тверском бульваре прекрасно подходят для реализации такого образовательного проекта. Театральное здание было построено в 1972 году по проекту архитектора Владимира Кубасова, который предусмотрел и просторные фойе, и небольшие залы для занятий, и уютные уголки для отдыха посетителей. За минувшие десятилетия интерьеры залов и фойе принципиально не менялись – сохранилась и мебель, и малые архитектурные формы, изготовленные специально для МХАТ.
Историк архитектуры Николай Васильев:
«Театральная архитектура возникла ещё в Древней Греции, когда в скале вырубалась чаша с трибунами и сценой, которую эллины называли театрон. И в Древнем Риме для театральных площадок тоже использовали ландшафт местности. Театры того времени могли вместить до 30 000 человек – всё население города, некоторые площадки с практически идеальной акустикой используются до сих пор как концертные залы.
Театры современного типа появились спустя два тысячелетия, в XIX веке, – это каменные здания с механизированной сценой, партером, бельэтажем, фойе и буфетом. В первые десятилетия советской власти экспериментальные общественные здания были разнообразны – рабочие клубы, вокзалы, бани, фабрики-кухни. Рабочие клубы, построенные в стиле конструктивизма, предполагали совмещение театрально-концертного зала с кабинетами для занятий в кружках и секциях. Каждое здание было уникальным. Но после 1955 года, после постановления о борьбе с излишествами, началась эпоха типовых проектов, технократического подхода и проявить свою индивидуальность архитектору стало сложно.
Владимир Кубасов ещё застал эпоху сталинской архитектуры, эпоху больших мастеров, но работать начал в другом стиле, в стиле социалистического модернизма. Его первым большим проектом в соавторстве с группой архитекторов стал Дворец пионеров на Ленинских горах, в комплекс которого входил и театрально-концертный корпус.
Здание МХАТ, возведённое на Тверском бульваре в 1972 году по проекту Владимира Кубасова, назовут предвестником постмодернизма. В нём много цитат из прошлого – из модерна и из барокко. Театр – по определению игра, некая условность с взаимопроникновением внешнего и внутреннего, и Кубасов подчеркнул этот переход из реальной жизни в пространство игры. Согласно первым эскизам вся плоскость глухого фасада должна была стать занавесом с вертикальными складками: занавес словно приподнялся и мы увидели театральный мир – первые этажи с панорамным остеклением. По каким-то причинам этот вариант фасада был заменён на упрощённый, тем не менее ткань занавеса всё равно угадывается».
Рубрика: Репортаж. Метка: МХАТ.