10.10.2019 10:56

Хармс, cтаруха и коза на веревочке

«- Видите ли, – сказал я, – по-моему, нет верующих или неверующих людей.
Есть только желающие верить и желающие не верить.
– Значит, те, что желают не верить, уже во что-то верят? –
сказал Сакердон Михайлович. –
А те, что желают верить, уже заранее не верят ни во что?»

Даниил Хармс

Хармс прожил всего 37 лет и за три года до завершения своего земного пути написал повесть «Старуха», впоследствии признанную классикой абсурдистской литературы. Абсурд – это особый язык в искусстве, основанный на игре слов, смыслов, иногда сбивающий с толку отсутствием логики. Мысли и чувства автора могут выглядеть непричесанными, а иногда даже взлохмаченными. И тут не обойтись без эпатажа, ближайшего друга и спутника абсурда.

В 2019 году повести «Старуха» исполняется 80 лет. Рассуждая о своей работе над постановкой, режиссер Андрей Гончаров говорит о чутком и внимательном отношении автора к реальности. И с этим трудно не согласиться, так как реальность Хармса намного шире, чем поток событий за окном. Ведь мысли человека и его чувства не менее реальны, чем наступающее утро или очередь в булочной. И эта реальность смущает, эпатирует нас, выбивая из привычной колеи.

Повествование в спектакле ведется очень мягким спокойным тоном и представляет собой дневниковые записи молодого человека. Роль главного героя, то ли писателя, то ли фантазера, которому явно мешает жить его тонкая натура и хорошее образование, сыграл актер Филипп Котов. Герой проживает свою жизнь, внешне ничем не примечательную, и незаметно преодолевает тонкую грань между сном и явью. Однажды он встречает старуху с большими часами без стрелок, и с этого момента события все больше наполняются мистическим содержанием. И вот, он уже несется по городу за любимой девушкой и тащит за собой огромный чемодан с трупом старухи. Момент встречи прошлого, упрятанного в тяжеленный чемодан и ускользающего за поворотом будущего.

Старуха — центральный персонаж спектакля, символизирующий одновременно и время, и вечность. Она является точкой входа в мистическое пространство, и именно вокруг нее закручивается все действие.  Старуха в исполнении очаровательной Любови Селютиной абсолютно живая, влюбленная, несколько экстравагантная женщина.  Легко узнаваемые пассажи из песен Аллы Борисовны просто великолепны и работают на образ.

Еще один персонаж —скромный интеллигент, с козой на верёвочке, принимающий жизнь только сдобренную изрядной дозой вкусной водки, друг и спаситель нашего героя — Сакердон Михалыч. Только с ним наш герой может обсуждать свою ненависть к мертвецам и детям, а также вопросы веры. Актер Игорь Ларин создал очень живой образ, тонко передал его настроение через красноречивое молчание, всепонимающий взгляд и такое бережное отношение к прижатой к груди трехлитровой банке с драгоценным содержимым.

Милая девушка, случайная знакомая из булочной, порхала по сцене, похожая на свежий ветер перемен, превратившийся к финалу в небольшой танцующий вихрь. Ее роль прекрасного манящего, но такого недостижимого будущего сыграла Полина Завьялова.

После просмотра состоялось обсуждение, в котором приняли живое участие зрители, артисты и режиссер. Зрители проявили большой интерес к деталям, пытаясь проникнуть в замысел режиссера. Особенно их заинтересовало появление козы на сцене. Единодушия не было, но точно можно сказать, что спектакль никого не оставил равнодушным. Хармс остаётся собой в самых разных прочтениях. Абсурд позволяет довести себя до абсурда, открывая возможность для спонтанного и искреннего творчества. Чтобы эта дверь приоткрылась для нас, нужно только одно: отпустить свой страх показаться ненормальным и поверить в эту абсурдную, но честную реальность.

Даниил Хармс, Старуха, реж. Андрей ГончаровДаниил Хармс, Старуха, реж. Андрей ГончаровДаниил Хармс, Старуха, реж. Андрей ГончаровДаниил Хармс, Старуха, реж. Андрей ГончаровДаниил Хармс, Старуха, реж. Андрей ГончаровДаниил Хармс, Старуха, реж. Андрей ГончаровДаниил Хармс, Старуха, реж. Андрей ГончаровДаниил Хармс, Старуха, реж. Андрей ГончаровДаниил Хармс, Старуха, реж. Андрей ГончаровДаниил Хармс, Старуха, реж. Андрей ГончаровДаниил Хармс, Старуха, реж. Андрей ГончаровДаниил Хармс, Старуха, реж. Андрей ГончаровДаниил Хармс, Старуха, реж. Андрей ГончаровДаниил Хармс, Старуха, реж. Андрей ГончаровДаниил Хармс, Старуха, реж. Андрей ГончаровДаниил Хармс, Старуха, реж. Андрей ГончаровДаниил Хармс, Старуха, реж. Андрей Гончаров

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Театр на Таганке.

Другие публикации

04.05.2022 в 10:36

Новая трактовка “Дон Кихота” в Театре на Таганке


Объединенный Театр на Таганке показал премьеру спектакля Дениса Хусниярова "Дон Кихот"

31.12.2021 в 14:24

Предновогодний сюрприз в Театре на Таганке


В канун нового года недавно объединенному Театру на Таганке преподнесли сюрприз! На должность главного режиссёра театра назначен Юрий Муравицкий.

21.12.2021 в 18:13

«Онегин» с канадским акцентом


В Театре на Таганке состоялась премьера мюзикла «Евгений Онегин» в постановке Алексея Франдетти.

13.12.2021 в 21:36

Урожай. Молодежь на лабораторном стекле Марфы Горвиц


В театре на Таганке представили премьерный спектакль Марфы Горвиц «Урожай» по пьесе Павла Пряжко.

13.05.2021 в 00:36

Поезд памяти и милосердия на сцене Таганки


В театре на Таганке состоялась премьера спектакля Дениса Хусниярова «Спутники» по одноименной повести Веры Пановой.

29.04.2021 в 20:53

«Вишневый сад» на французский манер


В Театре на Таганке состоялась премьера Юрия Муравицкого «Вишневый сад. Комедия.» по пьесе Антона Чехова.

30.08.2020 в 10:29

Детективные страсти на Таганке


Работа режиссерской лаборатории в театре на Таганке продолжилась показом эскиза Александра Софонова "Фандорин" по мотивам романа Бориса Акунина "Весь мир — театр".

29.08.2020 в 23:14

Капитал для чайников: открытая репетиция в театре на Таганке


В театре на Таганке показали очередной эскиз из проекта "Репетиции" под названием "Капитал". Так же называется эпохальный труд Карла Маркса. И это не совпадение!

13.08.2020 в 23:32

Таганка открыла сезон «Белым шумом»


В рамках проекта «Репетиции» Театр на Таганке представил эскиз спектакля Галины Полищук «Белый шум».

03.02.2020 в 10:15

Новый Тартюф в стиле Дель-Арте


В копилке театра на Таганке появился ещё один яркий спектакль — новый Тартюф с приставкой Lё на французский лад.

29.03.2019 в 17:31

Почём Теллур для народа? На Таганке Богомолов поставил Сорокина


Сорокин, как психо-инвалид детства, сладострастно занимается вовлечением нетравмированных почитателей в свой трансцендентный опыт погружения в пучины подсознания.

11.11.2018 в 21:52

«Город на память». 138. За кулисами Театра на Таганке


Справедливости ради надо сказать, что режиссёр Юрий Любимов пришёл не на пустое место, в старом Театре драмы и комедии уже служили интересные актёры.

03.10.2018 в 00:32

«Город на память». 062. Театр на Таганке


В начале 1960-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы.

22.10.2017 в 19:58

К 80-летию Александра Вампилова в театре на Таганке поставили «Старшего сына»


Это одна из популярнейших пьес драматурга, много раз поставленная в разных театрах.

02.07.2017 в 20:33

Диагноз – “тургеневская девушка”


На Малой сцене театра на Таганке состоялся показ эскиза к будущему спектаклю по пьесе Ивана Тургенева "Месяц в деревне".