«- Видите ли, – сказал я, – по-моему, нет верующих или неверующих людей.
Есть только желающие верить и желающие не верить.
– Значит, те, что желают не верить, уже во что-то верят? –
сказал Сакердон Михайлович. –
А те, что желают верить, уже заранее не верят ни во что?»
Даниил Хармс
Хармс прожил всего 37 лет и за три года до завершения своего земного пути написал повесть «Старуха», впоследствии признанную классикой абсурдистской литературы. Абсурд – это особый язык в искусстве, основанный на игре слов, смыслов, иногда сбивающий с толку отсутствием логики. Мысли и чувства автора могут выглядеть непричесанными, а иногда даже взлохмаченными. И тут не обойтись без эпатажа, ближайшего друга и спутника абсурда.
В 2019 году повести «Старуха» исполняется 80 лет. Рассуждая о своей работе над постановкой, режиссер Андрей Гончаров говорит о чутком и внимательном отношении автора к реальности. И с этим трудно не согласиться, так как реальность Хармса намного шире, чем поток событий за окном. Ведь мысли человека и его чувства не менее реальны, чем наступающее утро или очередь в булочной. И эта реальность смущает, эпатирует нас, выбивая из привычной колеи.
Повествование в спектакле ведется очень мягким спокойным тоном и представляет собой дневниковые записи молодого человека. Роль главного героя, то ли писателя, то ли фантазера, которому явно мешает жить его тонкая натура и хорошее образование, сыграл актер Филипп Котов. Герой проживает свою жизнь, внешне ничем не примечательную, и незаметно преодолевает тонкую грань между сном и явью. Однажды он встречает старуху с большими часами без стрелок, и с этого момента события все больше наполняются мистическим содержанием. И вот, он уже несется по городу за любимой девушкой и тащит за собой огромный чемодан с трупом старухи. Момент встречи прошлого, упрятанного в тяжеленный чемодан и ускользающего за поворотом будущего.
Старуха — центральный персонаж спектакля, символизирующий одновременно и время, и вечность. Она является точкой входа в мистическое пространство, и именно вокруг нее закручивается все действие. Старуха в исполнении очаровательной Любови Селютиной абсолютно живая, влюбленная, несколько экстравагантная женщина. Легко узнаваемые пассажи из песен Аллы Борисовны просто великолепны и работают на образ.
Еще один персонаж —скромный интеллигент, с козой на верёвочке, принимающий жизнь только сдобренную изрядной дозой вкусной водки, друг и спаситель нашего героя — Сакердон Михалыч. Только с ним наш герой может обсуждать свою ненависть к мертвецам и детям, а также вопросы веры. Актер Игорь Ларин создал очень живой образ, тонко передал его настроение через красноречивое молчание, всепонимающий взгляд и такое бережное отношение к прижатой к груди трехлитровой банке с драгоценным содержимым.
Милая девушка, случайная знакомая из булочной, порхала по сцене, похожая на свежий ветер перемен, превратившийся к финалу в небольшой танцующий вихрь. Ее роль прекрасного манящего, но такого недостижимого будущего сыграла Полина Завьялова.
После просмотра состоялось обсуждение, в котором приняли живое участие зрители, артисты и режиссер. Зрители проявили большой интерес к деталям, пытаясь проникнуть в замысел режиссера. Особенно их заинтересовало появление козы на сцене. Единодушия не было, но точно можно сказать, что спектакль никого не оставил равнодушным. Хармс остаётся собой в самых разных прочтениях. Абсурд позволяет довести себя до абсурда, открывая возможность для спонтанного и искреннего творчества. Чтобы эта дверь приоткрылась для нас, нужно только одно: отпустить свой страх показаться ненормальным и поверить в эту абсурдную, но честную реальность.