11 октября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 505. Лаврушинский переулок и Третьяковская галерея
На четырёхстах метрах Лаврушинского переулка уместились все основные этапы эволюции московской архитектуры – от белокаменных палат XVII века до жилого комплекса 2007 года. К сожалению, в ходе реконструкций разных лет гармония старой купеческой Москвы была утрачена и сейчас Лаврушинский переулок представляет собой винегрет из самых разных ингредиентов. А всю чётную сторону переулка занимает одна из самых знаковых и посещаемых достопримечательностей столицы – Третьяковская картинная галерея.
Переулок Кадашёвской слободы, названный в XVIII веке по имени домовладелицы Лаврушиной, начинается от Кадашёвской набережной Водоотводного канала.
Смотрите старые фотографии: На Водоотводном канале. Вид на Лаврушинский переулок. 1954 год: https://pastvu.com/p/25311
Для удобства посетителей картинной галереи в 1994 году через канал перекинули однопролётный Третьяковский мост-арку (другие названия – мост Поцелуев, Лужков мост). Пожалуй, именно здесь наиболее тяжеловесно проявляется новомодная молодожёнская традиция в день свадьбы запирать замки на перилах моста. Затея совершенно нелепая, так как коммунальщики периодически срезают гроздья замков, освобождая перила от лишнего металла.
Смотрите старые фотографии: Вид на Лаврушинский переулок с Лужкова моста. 1994-1996 гг.: https://pastvu.com/p/84485
На месте пустыря возводится новый корпус Третьяковской галереи. Помимо выставочных залов в нём разместятся конференц-зал, пресс-центр и кафе. Строительство здания планируется завершить в 2020 году.
В нумерации домов Лаврушинского переулка дом № 1 отсутствует. Первый дом по нечётной стороне относится к Кадашёвской набережной, это административно-офисное здание, лишь стилизованное под дореволюционную архитектуру, но на самом деле построенное в 1999 году по проекту Дмитрия Бархина.
На другом берегу Водоотводного канала расположена Болотная площадь – место проведения санкционированных митингов. Болотная бывала особенно многолюдной в 2011-2012 годах. Контингент сил правопорядка сосредотачивался на Кадашёвской набережной в начале Лаврушинского переулка.
Лаврушинский переулок, 3 – «Приют для вдов и сирот русских художников имени П.М.Третьякова» возведён в 1910-1912 годах по проекту архитектора Н.Курдюкова.
Смотрите старые фотографии: Приют для вдов и сирот русских художников имени Третьякова. 1912 год: https://pastvu.com/p/100500
Двухэтажное здание спроектировано в формах, напоминающих древнерусские палаты, а фасад изначально был украшен керамическим гербом Москвы. В 1931 году здание лишилось высокой щипцовой кровли и майолики, так как было надстроено до четырёх этажей. В наши дни бывший приют занимают отделы Третьяковской галереи: научный, редакционно-издательской деятельности, снабжения, безопасности, обслуживания зданий, капитального ремонта и строительства, охраны труда. Одновременно с жилым корпусом во дворе построили служебное строение с прачечной и сушилкой.
За третьяковской новостройкой совсем потеряются палаты конца XVII века (Лаврушинский переулок, 4с4) во дворе дома Гусятниковых. К сожалению, объект культурного наследия федерального значения и сейчас нельзя рассмотреть вблизи, так как со стороны Лаврушинского переулка его закрывают трансформаторные подстанции, а в самих палатах располагается служба безопасности, обеспечивающая охрану Третьяковки.
Лаврушинский переулок, 4с1 – особняк Гусятниковых возведён в 1822 году. Особняк с современной пристройкой занимает Отдел рукописей (архив) Государственной Третьяковской галереи.
Смотрите старые фотографии: Особняк Гусятниковых. 1946 год: https://pastvu.com/p/215441
Лаврушинский переулок, 6 – два жилых дома начала XVIII века сейчас также находятся в ведении Третьяковки
Лаврушинский переулок, 5Ас1 – бывший детский сад № 883 кондитерской фабрики «Красный Октябрь» (1930), административно-офисное здание.
Смотрите старые фотографии: Детский сад. 1950-1955 гг.: https://pastvu.com/p/79239
Смотрите старые фотографии: Вид из Лаврушинского переулка на храм Воскресения Христова в Кадашах. 1972 год: https://pastvu.com/p/230757 На переднем плане – дореволюционная промышленная застройка.
Лаврушинский переулок, 11к1 – жилой комплекс «Кадаши» (2007) построен на месте старинной фабрики ещё петровских времён.
Лаврушинский переулок, 15с1 – школьное здание (1936, архитектор К.Джус-Даниленко) с символикой образования и трудноперевариваемой ленинской цитатой на фасаде: «Вся постановка дела просвещения, как в политико-просветительной области вообще, так и специально в области искусства, должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата». Здание пострадало от бомбёжки и было восстановлено после войны. С 1951 по 1989 год здесь располагалась Московская средняя художественная школа (Факультет графики Московского государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова).
Вдоль школьного фасада установлена современная арка-галерея с фонарями, которая замечательным образом украсила Лаврушинский переулок [нет].
Активист Сергей Удальцов на пикете против коммерческой застройки Кадашёвской слободы (2009)
Поэт, создатель рок-группы «Бахыт-Компот» и куртуазный маньерист Вадим Степанцов на прогулке по Лаврушинскому переулку
Роспись уличной скамейки в Лаврушинском переулке в рамках арт-проекта «Лавка Мира» (2009)
А это выставка гигантских пасхальных яиц (2012)
Лаврушинский переулок, 17с2 – «Дом писателей» (1935-1937, архитектор И.Николаев) построен в стиле сталинского ампира по заказу жилищного кооператива «Советский писатель». Действительно, квартиры здесь получила целая плеяда выдающихся советских литераторов: Борис Пастернак, Константин Паустовский, Михаил Пришвин, Юрий Олеша, Илья Ильф, Евгений Петров, Валентин Катаев, Вениамин Каверин, Агния Барто, Илья Эренбург, Всеволод Вишневский, Фёдор Гладков, Эмиль Казакевич, Виктор Шкловский, Лев Ошанин и другие. Над крышей возвышается башенка наблюдательного пункта пожарной охраны и противовоздушной обороны. Считается, что именно этот дом явился прообразом Дома Драмлита в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». По воспоминаниям местных жителей, в девяностые годы на первом этаже открылся один из первых коммерческих компьютерных клубов в Москве под названием «Асталависта», который просуществовал лет десять и закрылся одним из последних – в 2007 году.
Из выходящих во двор писательских окон виден доходный дом 1912 года (Лаврушинский переулок, 17с4), трансформаторная подстанция, построенная, вероятно, в 1937 году одновременно со сталинкой и старинные палаты.
Лаврушинский переулок, 17с1 – палаты думного дьяка Семёна Титова, которому за верную службу царю Алексею Романову был пожалован двор в Замоскворечье. На этом участке в 1660-е годы Титов возвёл палаты, которые в несколько перестроенном виде сохранились до наших дней. Перед революцией строение использовалось как доходный дом, в советские годы в девяти квартирах здесь тоже жили люди, пока в 1975-1976 годах не началась научная реставрация памятника архитектуры. Реставраторы восстановили дом таким, каким он был в середине XVIII века, при этом на фасаде сохранены и фрагментарно воссозданы элементы древних палат.
Экспозиция музея «Стрелецкие палаты» открылась в 2014 году и с помощью современных технологий рассказывает подзабытую историю первого регулярного войска на Руси. Интерактивный формат позволяет посетителям глубоко погрузиться в тему, знакомясь с бытом стрельцов в период царствования Ивана Грозного, Алексея Романова и Петра I. На выставке представлены реконструкции стрелецкого обмундирования, вооружения и предметы обихода. Здесь каждый может почувствовать себя немного стрельцом, заряжая мушкет, осваивая игру на барабане или письмо по древнерусским канонам.
Лаврушинский переулок, 10 – Государственная Третьяковская галерея
Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Именно тогда фабрикант Павел Третьяков приобрёл для своей коллекции две первые картины русских художников «Искушение» Н.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Худякова. Пожелание создать художественный музей или общественную картинную галерею было отражено в его первом завещании 1860 года, впрочем, это завещание не потребовалось – Павел Третьяков прожил ещё немало лет, сам открыл галерею, пополнял собрание и оставался её попечителем.
Изначально коллекционер и меценат планировал положить в основу галереи коллекцию картин Ф.Прянишникова, но это собрание оказалось слишком дорогим и Третьяков стал лично собирать живопись, руководствуясь своим художественным вкусом. Кстати, коллекция Прянишникова спустя много лет всё-таки оказалась в фондах Третьяковки. В сферу интересов Третьякова попали три направления живописи – пейзаж, портрет и картины, написанные на исторические сюжеты. Среди его любимых авторов были Василий Перов, Иван Шишкин, Карл Брюллов, Исаак Левитан, Иван Крамской, Алексей Саврасов, Василий Верещагин, Константин Флавицкий, Фёдор Бронников, Валерий Якоби, Михаил Клодт, Василий Тропинин, Аполлинарий Горавский и другие мастера. Когда коллекционер задумал собрать портретную галерею выдающихся современников, художники стали писать для него портреты на заказ. С некоторыми живописцами Третьякова связывали не только деловые, но и дружеские отношения.
Смотрите старые фотографии: Дом Третьяковых. 1880-1889 гг.: https://pastvu.com/p/76937
Смотрите старые фотографии: Галерея Павла и Сергея Третьяковых. 1898 год: https://pastvu.com/p/44285
Коллекция быстро заполнила дом Третьяковых в Лаврушинском переулке и в 1872 году меценат начал строительство двух первых музейных залов, соединённых с жилыми помещениями. Экспозиционная площадь с годами расширялась и Третьяков пристраивал всё новые и новые залы. А в 1892 году произошло знаменательное событие: картинная галерея была передана в дар городу Москве. Московская Дума оценила благородство коллекционера, избрав Третьякова почётным гражданином Москвы, а галерее присвоив имена Павла и Сергея Третьяковых. Основатель галереи ушёл из жизни в 1898 году, а его дело продолжили сподвижники.
Смотрите старые фотографии: Третьяковская галерея. 1910-1913 гг.: https://pastvu.com/p/85129
Оригинальная ограда 1892 года
Решением Совета Галереи фасад дома Третьякова в 1904 году был оформлен в «русском стиле» художником и архитектором Виктором Васнецовым. Этот фасад стал эмблемой Третьяковской галереи. В 1913 году стараниями попечителя Игоря Грабаря была проведена работа по созданию музея европейского типа с экспозицией, построенной по хронологическому принципу. Он же стал и первым советским директором Государственной Третьяковской галереи.
После Октябрьской революции Третьяковка стала достоянием республики, её фонды увеличились в два раза за счёт поступлений национализированных произведений искусства. Картины надо было где-то хранить и экспозиционные залы превращались в хранилища, в качестве запасника использовалось даже здание закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах. Галерее требовались дополнительные площади и новая концепция размещения экспозиции. В 1926 году директором был назначен архитектор Алексей Щусев, который недолго занимал эту должность, но много сделал для галереи, занявшись строительством новых зданий. «Щусевский корпус» открылся в 1936 году и органично вписался в панораму Лаврушинского переулка.
Ещё в 1890 году Павел Третьяков положил начало собранию древнерусской живописи, приобретая шедевры иконописи. Любопытно, что советская власть, хотя и боролась с религией, прекрасно понимала ценность старинных икон и древнерусский отдел Третьяковской галереи постоянно пополнялся иконами из частных собраний и закрывающихся храмов. Сотрудники командировались в экспедиции для обследования монастырей и храмов в поисках раритетов. В итоге в музее сформировалась уникальная коллекция из 4000 произведений, представляющая всё многообразие древнерусской живописи.
В 1920-1930-е годы в галерее стали проводиться тематические выставки знаменитых русских живописцев, современных художников А.Дейнеки, П.Корина, П.Кончаловского, М.Нестерова, а также идеологические выставки. Коллекция пополнялась не только классикой, но и авангардом Казимира Малевича, Василия Кандинского, Владимира Татлина. С началом Великой Отечественной войны Третьяковская галерея была эвакуирована в Новосибирск и Пермь, а здание в 1941 году пострадало от попадания фугасных бомб. Уже в 1944 году большинство залов были восстановлены и картины вернулись из эвакуации в Москву.
Смотрите старые фотографии: Третьяковская галерея. 1954 год: https://pastvu.com/p/3877
В 1980 году был установлен мраморный памятник Павлу Третьякову, созданный в 1962 году и хранившийся всё это время в галерее. Было время, когда это место занимал памятник Иосифу Сталину.
За десятилетия советской власти Третьяковка стала сокровищницей русского искусства, одним из символов столицы, местом паломничества туристов и образовательным проектом для школьников и студентов. Строительство новых корпусов связано с именем художника Юрия Королёва, возглавившего галерею в 1982 году, при его участии были введёны в эксплуатацию новый депозитарий – хранилище произведений искусства с реставрационными мастерскими и инженерный корпус, а также проведена реконструкция исторических зданий. В музейный ансамбль был включён отреставрированный и освящённый храм Святителя Николая. В 1983 году было завершено строительство здания Государственной картинной галереи СССР, которое позднее перешло в ведение Третьяковской галереи с открытием экспозиции искусства XX века («Новая Третьяковка»).
Ознакомиться с афишей выставок и событий можно на официальном сайте: https://www.tretyakovgallery.ru
Смотрите старые фотографии: Третьяковская галерея. 1996 год: https://pastvu.com/p/47511
Лаврушинский переулок, 12 – Инженерный корпус Третьяковской галереи
Смотрите старые фотографии: Посетители Третьяковской галереи у картины Васнецова. 1938-1940 гг.: https://pastvu.com/p/418375
Административные здания Третьяковской галереи выходят фасадами в Малый Толмачёвский переулок.
Храм Святителя Николая Чудотворца в Толмачах – каменный храм, возведённый в 1697 году. В XIX веке была возведена колокольня, перестроена трапезная и обновлён четверик. В советские годы храм был закрыт, а в наши дни используется и для богослужений, и как часть музейной экспозиции: в иконостасах и киотах размещены иконы из фондов Третьяковской галереи, включая одну из главных российских святынь – Владимирскую икону Божией Матери.
Смотрите старые фотографии: Церковь Николая Чудотворца в Толмачах. 1882 год: https://pastvu.com/p/20393
Смотрите старые фотографии: Оглянемся ещё раз на Лаврушинский переулок. Вид из окон усадьбы Демидовых. 1866-1867 гг.: https://pastvu.com/p/4859
Усадьба горнозаводчиков Демидовых была построена в XVIII веке и неплохо сохранилась до наших дней. Об этом особняке и других достопримечательностях Замоскворечья можно будет прочитать в одном из следующих сюжетов.
Отдохнуть после долгой прогулки по короткому Лаврушинскому переулку можно в сквере, названном в 2014 году в честь русского литератора Ивана Шмелёва. Биография талантливого писателя и публициста неоднозначна: после расстрела большевиками его сына, офицера царской армии, Шмелёв в депрессии покинул Советскую Россию, остаток жизни прожил в эмиграции в Париже, радовался вторжению нацистской Германии в СССР. В своих лучших романах Шмелёв описал быт патриархальной Москвы и любимого им Замоскворечья.
В 2006 году в тогда ещё безымянном сквере был сооружён фонтан «Вдохновение» (архитекторы М.Морина, О.Жибуртович, О.Александрова, скульпторы А.Рукавишников, Ф.Рукавишников). Композиция представляет собой стилизованные картины из Третьяковской галереи.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Третьяковская галерея, город на память, прогулки по Москве.