14.10.2019 15:06

Фотографии, ожившие в акварели

Заманить хотя бы сотню гостей, в том числе журналистов и спикеров, на выставку художника, пусть даже известного, становится почти непосильной задачей для организаторов, когда на улице такая октябрьская мерзость, как сейчас.

Со страхом взираю сквозь грязное стекло электрички на моросящий морок и не понимаю, зачем всё это было нужно – кинуться под дождь и ветер, ехать 50 километров, вымокнуть до нитки, чтобы посмотреть на картины Константина Путинцева. Да я же ничего не понимаю в живописи! А тем более в актуальной! Ну, разве допустить, что фамилия художника своими настораживающими созвучиями гнала меня в бой, да еще обаятельное очарование некоторых пиар-жриц данного мероприятия.

Градостроительный беспорядок на станции Электрозаводская. Лавируя между уставшими и промокшими горожанами, с каким-то остервенелым умилением влетаю в метро – после уличного погодного беспредела барельефы подземки кажутся даже родными. А вот обращать внимание на столетние красоты Арбата уже нет времени – пробегаю мимо Старого и Нового, мимо Домжура и пары кафе, и вот он – музей Востока с монументальной табличкой на входе. Я здесь впервые и, как назло, в тоскливо-моросящем настроении.
Впрочем, дождливые и холодные мысли отпадают сами собой, когда ты оказываешься в уютной гостиной этого музея. Московская слякоть и само время словно не затронули этот уголок чистого (и тёплого!) искусства. Здесь гостей угощают шампанским и ненавязчивым соло на саксофоне от джазового музыканта.

Непоколебимое человеческой суетой постоянство присутствует и на картинах Путинцева – в залах музея около 70 его работ за последние годы. Художник путешествует по всему свету и фиксирует в своих пейзажах нетленную природную красоту самых экзотических мест. Безлюдные картины Путинцева передают величие и незыблемость самых разных природных уголков нашей планеты: от сибирской тайги до жаркой экзотики Галапагосских островов, от ледяного дыхания Антарктиды до торжественного спокойствия вод реки Лены.
Самое удивительное свойство работ Константина Путинцева – это поразительная фотографичность.

Медленно проходишь мимо этих холстов и понимаешь, что если расфокусировать взгляд и специально не приглядываться, может показаться, что перед тобой – фотографии, а не картины. Так реалистична и достоверна манера художника, сохраняющего традиции русского реализма.

Классическим пейзажам великих художников, согласитесь, присуща некая сказочность и «нездешность». У Путинцева же – практически репортажная точность и убедительный эффект присутствия. Как будто ты стоишь рядом с мастером где-нибудь на палубе ледокола и любуешься недоступной арктической красотой океана. Или сидишь рядом с ним на скамейке в ночном Гатчинском парке и дремлешь под шелест крон деревьев.

Мы спросили самого Путинцева об этом эффекте, а ещё – почему в эру бурного развития интернета и социальных сетей художники всё равно предпочитают проводить свои выставки в традиционном формате?
Константин Путинцев:

«Скажу, как есть: в Сети вы всё равно не почувствуете той энергетики, восприятие работы, которое есть вживую. Это так же, как и фотография никогда не передаст того ощущения, которое передает произведение. Это не я придумал – это доказано уже и физиками, и биологами. Поэтому и в моих картинах ничего не придумано, все они нарисованы с натуры, может быть поэтому кому-то здесь видится даже эффект фотографии, хотя, конечно, это не фото!»

Вновь выхожу в промозглую сырость столицы: здесь тоже стало безлюдно, как и на картинах, только что мною виденных. Правда, я сильно сомневаюсь, что Константин Путинцев взялся бы писать пейзаж дождливого Никитского бульвара. Просто здесь слишком много человеческой суеты – и в последних пешеходах, и в самой мелкой мороси, и в мокрой «собянинской» плитке. И даже в затянутом тучами небе нет ничего постоянного – ведь скоро они уплывут, и их ненадолго сменит солнце.

Выставка Константина Путинцева «Мир в акварельных тонах» открыта в Государственном музее Востока до 27 октября.

Текст: Денис Борисов
Фото: Игорь Генералов

Рубрика: Культура. Метка: выставка.

Другие публикации