18.10.2019 20:13

«Город на память». 506. Бабий городок и парк «Музеон»

18 октября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 506. Бабий городок и парк «Музеон»

Бабий городок — не самое известное место в столице, хотя находился он практически в центре Москвы — между Крымской набережной и Большой Якиманкой. Слово «городок» напоминает об огороженных укреплениях, а вот с «бабами» всё непросто. Вероятно, берег Москвы-реки укрепляли сваями, вбивавшимися в землю при помощи баб — подвесных молотов, но есть версии, что здесь татары выбирали себе пленниц, а историк Василий Татищев озвучил легенду, что в 1382 году женщины, которых не устраивала участь полонянок, заманили в городок и убили полсотни татарских воинов. Сложившиеся позднее жилые и промышленные кварталы Бабьего городка были снесены в 1960-1970-е годы в связи с постройкой здания ЦДХ и Третьяковки, а при Лужкове на пустыре обустроили Музей скульптур, известный сейчас как Парк искусств «Музеон».

Ещё в XIX веке в Российской империи сложилась традиция проведения масштабных мануфактурных выставок, которые не раз проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве, а самый крупный съезд промышленников состоялся в 1896 году в Нижнем Новгороде. Советская власть сразу же решила показать, что пришла всерьёз и надолго, устроив в 1923 году Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку. Владимир Ленин придавал большое значение этому смотру достижений науки и техники, а проектировали павильоны талантливые архитекторы Алексей Щусев, Вячеслав Олтаржевский, Иван Жолтовский, Константин Мельников, Владимир Щуко и другие.


Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Павильоны Германии и США. 1923 год: https://pastvu.com/p/8854

Местом проведения выставки были выбраны Воробьёвы горы — основная экспозиция развернулась на территории нынешнего Парка Горького (прежде там были огороды и свалки), а иностранный сектор разместился в окрестностях Бабьего городка. Здесь были построены Главный и Административный павильоны Иностранного отдела, павильоны Русско-германской торговли, германских сельскохозяйственных фирм, фирмы «Юнкерс Дессау», павильоны Италии и Афганистана, а также стадион, на котором и спустя много лет после закрытия выставки занимались физкультурники.

Всероссийская кустарно-промышленная выставка стала важной вехой для признания молодой Советской республики мировым сообществом, но она была временной и позднее оказалась в тени ещё более масштабного проекта — Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (позднее — ВДНХ СССР). После разборки павильонов вокруг стадиона до 1970-х годов сохранялись кварталы Бабьего городка с улицами и переулками, Бабьегородским колхозным рынком, школой, дровяным складом, гаражным комплексом 1-го таксомоторного парка, фабрикой «Пролетарий», заводом Мосреморгтехника.


Вид на Крымскую набережную и Бабий городок. 1926-1927 гг.: https://pastvu.com/p/634520


Крымская набережная. 1939 год: https://pastvu.com/p/744557


Асфальтирование Крымской набережной. 1939 год: https://pastvu.com/p/744622


Леонид Ярмольник и Андрей Макаревич с участниками акции по пристройству собак из приюта (2012). Позднее Крымская набережная стала пешеходной.


Бабьегородский колхозный рынок. 1932 год: https://pastvu.com/p/7008


Современный вид, точка приблизительная — рынок находился левее, чуть ближе к набережной.

Первые сносы построек Бабьего городка были связаны с началом возведения комплекса «ЦДХ-Третьяковская галерея». Комплекс стал одним из самых известных московских долгостроев: от возникшей в 1956 году идеи до ввода в эксплуатацию всего здания в 1986 году прошло ровно тридцать лет. Прилегающие территории были окончательно освобождены от оставшихся старых зданий в преддверии Олимпиады-80.

К этому времени уже открылся Центральный дом художника и на пустыре вокруг картинной галереи живописцы высадили деревья и начали обустраивать сквер — будущий «Музеон».

На память о Бабьем городке остались названия переулков — 1-й Бабьегородский и 2-й Бабьегородский (закрыт для проезда и прохода). В окрестностях выросли многоэтажные новостройки и от прежних времён мало что сохранилось.


Бабий городок. Земский переулок, 14. 1948 год: https://pastvu.com/p/163226


Бабий городок. Земский переулок, 15. 1948 год: https://pastvu.com/p/163229


Пётр I и другие исторические персонажи выстроились на парковых аллеях на месте рабочих общежитий.


Мароновский переулок, 26 — доходный дом (говорят, что до революции здесь размещался бордель), в советские годы — проектный институт ГИПРОНИИ АН СССР, сейчас — Государственный академический университет гуманитарных наук.


Мароновский переулок, 1 — здание напоминает новостройку на старом фундаменте, в нём размещается Приходской дом при храме Марона Пустынника Сирийского с воскресной школой, молодёжным клубом и курсами церковного пения.


Мароновский переулок, 1с1 — реконструированная трансформаторная подстанция (1997)


Церковь Николая Чудотворца с колокольней и домом причта. 1895-1920 гг.: https://pastvu.com/p/23143


1-й Голутвинский переулок, 14 — храм Николая Чудотворца в Голутвине построен в 1687-1692 годах, в советские годы храм был закрыт, иконы переданы в запасники Третьяковской галереи, колокольня разрушена, купола демонтированы. В 1992 году храм был передан верующим и начались работы по его реставрации и возведению колокольни.


1-й Голутвинский переулок. Церковь Николая Чудотворца. 1954 год: https://pastvu.com/p/870970


1-й Голутвинский переулок, 14с2 — дом причта Никольского храма восстановлен по старым фотографиям.


Дом Рябушинских в Голутвинском переулке. 1920-1925 гг.: https://pastvu.com/p/46982


3-й Голутвинский переулок, 8с1 — жилой дом начала XIX века примечателен тем, что в нём жил знаменитый артист Малого театра Михаил Щепкин, а в 1829 году дом приобрели не менее знаменитые купцы Рябушинские. В 1895 году они подарили свой дом Императорскому Человеколюбивому обществу, которое открыло в нём убежище для вдов и сирот купеческого и мещанского сословий.


Народная столовая Рябушинского. 1900-1913 гг.: https://pastvu.com/p/73990


Мароновский переулок, 16с1 — в 1795 году дом был приобретён московским купцом Захаром Третьяковым и здесь родились его внуки, прославившие фамилию на всю Россию — Павел и Сергей Третьяковы, будущие основатели Третьяковской галереи. Впоследствии дом не раз перестраивался, квартиры сдавались внаём, до 1971 года в нём жили люди. В 1978 году было принято решение отреставрировать историческое здание и открыть мемориальную экспозицию, посвященную Павлу Третьякову, увы, эти планы не осуществились из-за отсутствия финансирования. Сейчас в усадьбе Третьяковых ведутся восстановительные работы, но складывается впечатление, что это будет евроремонт под размещение офисов (деревянный второй этаж уже обшит сайдингом, а оконные рамы первого этажа заменены на стеклопакеты).

В 1991 году одновременно с крахом советской эпохи оказались повержены и многочисленные памятники — символы СССР. С московских улиц и площадей на Крымскую набережную стали свозить статуи Ленина и Дзержинского, Горького и Свердлова, монументальные изображения рабочих и колхозниц. Авторами многих демонтированных скульптур были крупные мастера Евгений Вучетич, Вера Мухина, Сергей Меркуров, чьё наследие заслуживало сохранения для истории. Уже в январе 1992 года мэр Юрий Лужков подписал постановление о создании Музея скульптуры под открытым небом.

Концепция музея подразумевала не только сохранение наследия советского периода, но и выставки работ современных скульптуров. Сейчас в Парке искусств «Музеон» представлены несколько сотен произведений монументального искусства из камня, металла и дерева.


Среди самых старых скульптур — памятник Иосифу Сталину, созданный Сергеем Меркуровым в 1939 году и стоявший в Измайловском парке.

Памятники Феликсу Дзержинскому, Якову Свердлову, Михаилу Калинину были установлены на центральных улицах и площадях Москвы.


Работа одного из самых известных советских монументалистов Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала» находилась во дворе Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.


Музыканты оркестра Мосбрасс позируют на постаментах, которые занимали незаконно установленные бюсты бизнесменов. Цена такого портрета на «Аллее меценатов» составляла около миллиона рублей, но простояли бюсты недолго — в 2011 году проверка показала незаконность установки прижизненных памятников.

На благоустроенной набережной Москвы-реки открыт вернисаж уличных художников, в парке проходят музыкальные и театральные фестивали, выставки ландшафтного дизайна, открыты летний кинотеатр «Пионер» и павильон «Школа» для лекций на темы архитектуры, искусства и музыки.

Участниками концертов и фестивалей в Парке искусств «Музеон» становились известные медийные персоны. На фото: певец Джейс Эверетт, комедийная актриса Елена Борщёва, музыкальный критик Артемий Троицкий, художник Олег Кулик, поэты Вася Обломов и Вера Полозкова.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, парк Музеон.

Другие публикации

09.12.2019 в 13:18

«Город на память». 528. Яуза. Лефортово


Волею случая в 1689 году Лефорт познакомился с царём Петром I и с тех пор Лефорт, уже дослужившийся до звания полковника, был наставником и товарищем юного самодержца.

04.12.2019 в 22:55

«Город на память». 527. Яуза. Покровское-Рубцово


Прогулка вдоль русла Яузы продолжается по правобережью - по Русаковской и Рубцовской набережным, где когда-то располагалось дворцовое село Покровское-Рубцово.

01.12.2019 в 19:22

«Город на память». 526. Яуза индустриальная


Самые крупные промышленные предприятия на берегах Яузы располагались на Преображенской набережной.

27.11.2019 в 17:33

«Город на память». 525. Яуза. Преображенское


Лишь на берегах Яузы оставались места, любезные сердцу монарха-реформатора - Немецкая слобода, Лефортово и село Преображенское, в котором прошли его юношеские годы.

20.11.2019 в 03:47

«Город на память». 523. Яуза. Ростокинский акведук — платформа Яуза


Главная ростокинская достопримечательность - акведук Мытищинского водопровода, построенный в 1783-1784 годах.

19.11.2019 в 14:41

«Город на память». 522. Яуза. Проспект Мира — Городок Моссовета


В Ростокино река пересекает транспортную магистраль, со стародавних времён известную как Ярославское шоссе, а с 1957 года - как проспект Мира.

18.11.2019 в 16:57

«Город на память». 521. Яуза. Леоново — Ростокино


Пустошь Леоново впервые упоминается в писцовых книгах XVI века, а в 1626 году эти земли были пожалованы князю Ивану Хованскому, который обустроил здесь поместье.

15.11.2019 в 22:52

«Город на память». 520. Яуза. Свиблово — Ботанический сад


Село Свиблово - вотчина боярина Фёдора Свибло - впервые упоминается в летописи в 1417 году как «сельце Федоровьское Свиблово на Яузе».

12.11.2019 в 14:38

«Город на память». 518. Яуза. Раево — Медведково


Окрестности Яузы в советские годы утратили не только свои исторические названия - Ватутино, Раево, - но и река изменила русло по желанию градостроителей.

11.11.2019 в 17:04

«Город на память». 517. Яуза. МКАД — Ватутино


Протяжённость Яузы от кольцевой автодороги до устья в Котельниках составляет почти 28 километров.

08.11.2019 в 16:42

«Город на память». 516. Ростокинский завод ДСК-1


Строительство панельного дома напоминает сборку этажерки или детского конструктора: на стройплощадку доставляют уже готовые детали здания.

07.11.2019 в 00:21

«Город на память». 515. Московская ветеринарная академия


В 1930 году Наркомзем принял решение выделить земельный участок в Кузьминках под строительство учебных корпусов и студенческих общежитий Ветеринарного института.

02.11.2019 в 13:11

«Неглинная, я люблю тебя»


С 1 по 17 ноября в Центре Гиляровского (Музей Москвы) проходит выставка «Неглинная, Я люблю тебя», приуроченная к выходу в свет одноимённого фотоальбома.

02.11.2019 в 01:22

«Город на память». 514. Неглинка от Госбанка к Трубной площади


Помимо доходных домов с магазинами и квартирами внаём на Неглинке нашлось место и главному финансовому учреждению России - Московской конторе Государственного банка.

01.11.2019 в 23:37

«Город на память». 513. Неглинка. Сандуновские бани


История дворца чистоты на Неглинке началась в 1808 году, когда грузинский дворянин и актёр придворного театра Сила Сандунов воплотил идею клубного формата бани.