18.10.2019 11:38

Коля против всех

Не создан человек для одиночества с дремучими инстинктами в крови.
Он может жить без имени, без отчества, но никогда без ласки и любви.

А.Дементьев

Подростки бунтуют. Эта тема кажется настолько же избитой, насколько неисчерпаемой. Каждое поколение милых послушных детей однажды превращается в подростков, и это превращение неотвратимо.  Ни один подросток не знает, что с этим делать, как справиться с пробудившейся энергией,  зашкаливающей концентрацией эгоизма, зацикленностью на себе, жаждой немедленного исполнения желаний, причем всех и сразу. Всех поставить на место, всем показать, какая перед ними уникальная личность. Любовь и ненависть сменяют друг друга, накрывая жесткой волной, разрывая в клочья теплый уютный мир детства. При этом, каждое поколение родителей снова оказывается не готово к подростковому бунту. Потому что, если взрослые не прошли уроки подросткового возраста, то они сами легко превращаются в подростков, выходят из себя, обижаются, гневаются, мстят, оказываются не способными совладать с нахлынувшими эмоциями, у них, что называется, «сносит крышу».

Монопьеса Сергея Давыдова – это пронзительный монолог подростка Коли Мельникова, вопль отчаянья. Юлиана Лайкова сотворила из монопьесы полноценный спектакль со множеством персонажей. Это не реальные люди, а образы, запечатленные в голове главного героя. Его черно-белый внутренний мир населен выхолощенными пустыми бездушными винтиками системы, которую Коля ненавидит до отвращения. А школа как раз ярчайший образчик, уменьшенная копия государственной системы подавления: «Каждое первое сентября соберут в актовом зале и заливают. Стоят в своих вонючих синтетических блузках и улыбаются крысиными рожами. Суки. Где вы были, когда меня всем классом с лестницы скидывали? Когда мне бошку разбили, а вы такие: «Мельников, опять от тебя одни проблемы». Да это от вас одни проблемы, воспитываете скот, а всех, кто не подчиняется, в кашу перемалываете». Что делать: прикинуться тупым винтиком и встроиться в систему или быть перемолотым?

Выбор Коли обрекает его на то самое «одиночество с дремучими инстинктами в крови». На сцене появляются многочисленные персонажи: роботоподобные одноклассники в белоснежных шортах с прилизанными волосами, учительница пения, похожая на механическую куклу с приклеенной улыбкой, физрук с жестокой ухмылкой и нашатырем «Вставай, блин, че, слабый такой?». Образ бабушки достоин особого внимания. Похожая на космонавта в скафандре с покрасочным валиком в руке, каждым своим железным шагом она вколачивает в своего внука истины бессмысленной и безнадежной жизни. Машина подавления, говорящая голосом Дарта Вейдера: «Много хочешь, мало получишь!». В самом конце пьесы Коля кричит ей в лицо: «все бросали тебя, потому что ты урод и любить тебя невозможно!»

И среди всех только 2 человека, 2 женщины понимают и поддерживают его, это мама и Ирка. Роль Ирки была отдана фарфоровой кукле, красивой, тонкой, нежной и очень нуждающейся в его защите. И мама, всегда где-то далеко, за стеклом, вместе с парящим в облаках самолетом и вдохновляющим посланием для сына: «Коля, ты самый лучший! Ставь великие цели!».

И он ставит, мечтает стать знаменитым музыкантом, выигрывать международные конкурсы. «…И чтобы они все завидовали, чтобы с ума сходили от презрения к себе, жить не могли, понимая, кто они, а кто я!» Эти противоположные послания двух самых родных и близких людей разрывают на части неокрепшую психику подростка. Мамино – подпитывает его эгоизм, ощущение собственной исключительности, а бабушкино – втаптывает в грязь, лишая всякой надежды. Образы настолько ярки и точны, что в какой-то момент начинаешь почти физически ощущать давление на психику и слышать отвратительный запах краски и жареных яиц в бабушкиной квартире.

Сам Коля молчалив и даже застенчив, считает крик проявлением слабости. Но внутри него кричит не переставая, рвется наружу его протестующий внутренний голос. И он прорвется. Но для этого мальчику придется дойти до крайней точки отчаяния и боли.

Где же выход? Что может спасти Колю и всех нас в этом безумном мире, где с каждым поколением люди все меньше интересуются друг другом? Жизнь постоянно проверяет нас на человечность. Иногда ей приходится прибегать к крайним мерам, чтобы разбудить внутренний свет и выдавить из нас спасительные крупицы ласки и любви, без которых не может жить человек.

Коля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.ЛайковаКоля против всех, реж. Ю.Лайкова

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: театр ЦДР.

Другие публикации