23.10.2019 01:48

«Город на память». 508. Волхонка и Пушкинский музей

23 октября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 508. Волхонка и Пушкинский музей

Волхонка — одна из древнейших московских улиц — появилась в XIV веке как дорога из Кремля в великокняжеское село Семчинское и называлась поначалу Чертольской. В былые времена здесь жили торговые и ремесленные люди, стремянные стрельцы, конюхи государевых конюшен, монахини Алексеевского монастыря, а с XVIII века улица стала застраиваться аристократическими усадьбами и получила современное название. В наши дни Волхонка знаменита своими музеями — ГМИИ имени Пушкина и Московской картинной галереей Ильи Глазунова.

Волхонка начинается от Боровицкой площади, которая до 1972 года была застроена обветшавшими жилыми домами. В канун визита в Москву американского президента Ричарда Никсона жильцам этих коммуналок за один день были выделены новые квартиры, ещё один день предоставили на переезд и тут же на Боровицкую пришла строительная техника. Местные жители были довольны спонтанным улучшением жилищных условий, вот только не всю мебель успели перевезти. Образовавшийся сквер-пустырь с панорамой на величественный Дом Пашкова прозвали «лужайкой Никсона».

В 2009-2010 годах муссировалась идея построить на Боровицкой площади депозитарий Музеев Московского Кремля с выставочным залом и подземным хранилищем, но разрешение на это строительство было отозвано вскоре после отставки Лужкова с поста мэра.

В 2015 году пользователи сайта «Активный гражданин» проголосовали за установку здесь памятника князю Владимиру Великому — гигантская скульптура работы Салавата Щербакова уже была почти готова, однако поиски подходящего для неё места затянулись.

На фото — прежнее расположение каменного моста, который назывался Всехсвятским и был демонтирован в 1938 году. Раньше транспортный поток двигался по узкой улочке Ленивке и упирался в Волхонку, а по новому Большому Каменному мосту машины и извозчики напрямую стали выезжать на просторную Боровицкую площадь.

Ленивка — самая короткая московская улица длиной всего 160 метров. Набережная Москвы-реки облицована гранитом и от исторического Всехсвятского моста и следов не осталось.

Крайние дома на Волхонке были разрушены в тридцатые годы — среди снесённых строений оказался старинный Никольский храм Стрелецкой слободы на углу Волхонки и Знаменки, а по нечётной стороне улицы — Боровицкий дворец царевны Екатерины Иоанновны, уничтоженный в 1938 году в связи со строительством нового Каменного моста.


Часовня Николая Чудотворца на месте уничтоженной древней церкви


Волхонка, 5с4 — доходный дом (1886), торец украшен граффити с портретом военачальника Михаила Кутузова

Во дворе


Волхонка, 5с7 — доходный дом (1865)


Волхонка, 6 — доходный дом (1911, архитектор Иван Кондратенко), портреты Минина и Пожарского на торцевой стене выполнил художник-граффитчик Артур Кашак.


Волхонка, 6с5 — западный флигель усадьбы стольника Матвея Головина, перешедшей позднее во владение князей Вяземских. Главный дом и восточный флигель усадьбы были разрушены ещё до революции.


Волхонка, 7 — доходный дом купцов Лобачёвых (1904, архитектор Никита Лазарев), примечательный изящной лепниной, галереей пешеходного перехода вместо части первого этажа и популярной с советских времён «Пельменной».


Волхонка, 8 — усадьба Полтевых—Волконских—Ринкевичей, неожиданно подарившая название улице Волхонка. В XVIII веке в бывших господских палатах открылся казённый кабак «Волхонка», столь популярный, что и улицу в честь него не грех переименовать. Собственно князьям Волконским дом к тому времени уже не принадлежал. Здание не раз перестраивалось и в связи с пожеланиями новых владельцев, и после разрушений во время наполеоновского пожара. В первые годы советской власти в доме размещался президиум Ассоциации художников революционной России, трансформировавшейся позднее в Союз художников СССР. В ходе ремонтных работ были обнаружены белокаменный подклет и кирпичный этаж с остатками старинного декора.


Волхонка, 9с1 — доходный дом возведён в 1879 году по проекту Михаила Никифорова на основе старых усадебных строений бывшего владения Нарышкиных. Фасад украшен гербами нового владельца участка — подполковника Воейкова. Мемориальная доска в честь живописца Василия Тропинина, возможно, не вполне уместна именно на этом месте, так как он не мог здесь жить по причине смерти задолго до постройки доходного дома. На самом деле художник снимал квартиры в соседних купеческих флигелях.


Волхонка, 10 — «Дом с лавками» построен в конце XVIII века на месте церкви Иоанна Предтечи. Обветшавшая церковь была упразднена решением московского губернатора Александра Прозоровского для расширения улицы и строительства нового торгового здания. Сейчас в доме размещается отдел личных коллекций ГМИИ имени Пушкина.


В 2005 году во дворе появилась современная пристройка к историческому зданию.


Волхонка, 11с6 — в доходном доме купца Александра Зимулина (1811, архитектор М.Никифоров) снимал квартиру художник Василий Тропинин и здесь он создал знаменитый портрет Пушкина.


Волхонка, 11А — административно-офисное здание (2012)


Волхонка, 12 — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Исторически это центр местности Чертолье, а владело земельным участком дворцовое конюшенное ведомство. В московской топонимике с тех времён сохранились Лужники (где были дворцовые луга), Остоженка (куда свозили стога сена), а на память о слободе конюхов в Чертолье — Колымажный переулок (колымага — повозка, карета, экипаж). Помимо жилой слободы в окрестностях Чертольской улицы располагались конюшни и Колымажный двор с каретными сараями, складами, амбарами и манежем для выездки. В XIX веке конюхов сменили тюремщики — двор стал использоваться в качестве пересыльной тюрьмы, а позднее, после сноса тюремных строений, на Волхонке образовался пустырь — идеальная стройплощадка для возведения какого-нибудь основательного здания, например, музея.

История создания Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете началась в 1896 году с объявления архитектурного конкурса на лучший проект музейного здания. Одним из инициаторов основания в Москве художественного общедоступного музея был профессор Московского университета Иван Цветаев, он же и разработал условия конкурса. А вердикт вынесло Правление университета, выбравшее из 18 представленных проектов работу архитектора Романа Клейна. Его проект представлял собой подобие античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду, со стеклянной крышей и внутренними дворами-атриумами. В сооружении здания Клейну стали помогать Иван Цветаев в качестве консультанта и инженер Иван Рерберг.

В 1898 году был создан Комитет по устройству Музея изящных искусств, освобождён участок под строительную площадку, 17 августа в присутствии членов императорской фамилии состоялась церемония закладки фундамента здания. Председателем Комитета стал великий князь Сергей Романов, который ходатайствовал о выделении на строительство из государственной казны 200 000 рублей. В финансировании проекта приняли участие промышленник Юрий Нечаев-Мальцов, внёсший 2 миллиона рублей, Степан Протопопов, Михаил Морозов, Николай Пастухов и ещё многие меценаты, неравнодушные к искусству.

Музей изящных искусств имени Александра III открылся в торжественной обстановке 31 мая 1912 года в присутствии императора Николая II и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Экспозиция вызвала большой интерес у столичной публики, в будни музей посещали 700-800 человек, а в воскресенья и праздники — до 2500 человек.

В 1937 году общественность отмечала печальную дату — 100-летие гибели Александра Пушкина на дуэли и под этот повод Музей изобразительных искусств получил имя великого русского поэта. Хотя Пушкин недурно рисовал, вряд ли это переименование можно назвать логичным и только создаёт путаницу — на Пречистенке есть ещё один пушкинский музей, посвящённый творческому наследию знаменитого литератора и его эпохе.


Великая Отечественная война оставила отметину на здании музея — в октябре 1941 года немецкая бомба упала по соседству и взрывная волна полностью разрушила стеклянную кровлю здания, на южном фасаде сохранён этот след от осколка бомбы.


Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

В наши дни ГМИИ имени Пушкина является одним из самых посещаемых московских художественных музеев с впечатляющей коллекцией и амбициозными планами по созданию музейного квартала на Волхонке, в который войдёт три десятка зданий, в частности, в ведение Пушкинского музея перешли строения усадьбы Голицыных.

Улица Волхонка, 14с5 — главный дом усадьбы Голицыных возведён в 1756-1761 годах по проекту архитектора Саввы Чевакинского, но позднее не раз перестраивался и в оригинальном виде сохранились лишь ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных.

Первые изменения случились в 1774 году, когда императрица Екатерина II, не желавшая останавливаться в Кремле, обратилась к Михаилу Голицыну с просьбой подыскать ей особняк в Москве и Голицын предложил царственной особе свой дом. Здание дворца было капитально перестроено под руководством Матвея Казакова, а за домом вырос деревянный корпус с тронным и бальным залами (на этом месте сейчас располагается бензоколонка).

В 1812 году усадьбу удалось спасти от огня, в ней квартировал наполеоновский генерал Арман Луи де Коленкур. Впоследствии стены этого дома повидали множество именитых людей, собиравшихся на роскошные голицынские балы. В парадных залах выставлялись шедевры из коллекции западной живописи, которую собирали несколько поколений семьи Голицыных.

В здании на Волхонке,14 в разные годы размещались образовательные и научные учреждения: Лесной институт, Народный университет имени А.Шанявского, Коммунистическая академия, Институт философии АН СССР. После революции главное здание усадьбы и служебные постройки оказались в запущенном состоянии и потребовали скорейшего капитального ремонта, а так как Коммунистическая академия стала всесоюзным центром исследований в области общественных наук и её многочисленные отделы не помещались в старом здании, то его ещё и надстроили двумя этажами. Для нужд Комакадемии была произведена внутренняя перепланировка, «квартирную систему» изменили на общественную — появились конференц-зал, библиотека, кабинеты для занятий. Здание было передано Комакадемии в 1925 году и вскоре руководство стало бомбардировать ЦИК просьбами о строительстве на участке новых зданий библиотеки, общежитий, но все проекты расширения на протяжении многих лет отклонялись.


Улица Волхонка, 14с6 — левый флигель усадьбы Голицыных входил в ансамбль Пречистенского дворца, временной резиденции Екатерины II. В 1890-1892 годах здание было перестроено архитектором Василием Загорским под меблированные комнаты «Княжий двор», в которых квартировали многие творческие личности: писатели Александр Островский и Борис Пастернак, художники Василий Суриков и Илья Репин, композитор Александр Скрябин, философ Борис Чичерин. В 1988-1994 годах особняк пережил ещё одну реконструкцию — под размещение Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Экспозиция объединяет произведения, входившие в собрания прославленных российских коллекционеров.


Колымажный переулок, 6с2 — перестроенная городская усадьба конца XVIII века с садом. После Октябрьской революции в здании размещались детские учреждения, в 1980-х годах ансамбль был реконструирован и сейчас здесь находится Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ имени Пушкина.

Колымажный переулок, 4с1 — усадьба В.Глебовой (1826-1827, архитектор Ф.Шестаков), фондохранилище графики ГМИИ имени Пушкина. Старинная усадьба переходила из рук в руки, пока в 1896 году её не приобрёл купец Афанасий Бурышкин, завещавший организовать здесь городской музей. Первая Мировая война помешала этим планам и в здании разместился лазарет. А после революции здесь находились различные учреждения, детская библиотека, коммунальные квартиры. Сейчас рассмотреть фасад здания невозможно в связи со строительными работами в переулке.

С афишей и новостями Пушкинского музея можно ознакомиться на сайте: https://www.pushkinmuseum.art

Подробная история Волхонки в статьях Рустама Рахматуллина и Константина Михайлова на сайте Архнадзора: http://www.archnadzor.ru/2012/03/22/volhonka-i-chertol-e/
http://www.archnadzor.ru/2012/03/23/volhonka-chertolie-2/
http://www.archnadzor.ru/2012/03/28/volhonka-i-chertole-3/
http://www.archnadzor.ru/2012/04/05/volhonka-i-chertole-4/
http://www.archnadzor.ru/2012/04/09/volhonka-i-chertole-5/

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: прогулки по Москве, ГМИИ имени Пушкина, Волхонка.

Другие публикации

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.