23.10.2019 16:45

«Город на память». 509. Волхонка и Картинная галерея Ильи Глазунова

23 октября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 509. Волхонка и Картинная галерея Ильи Глазунова

Прогулка по Волхонке продолжается. Живописные полотна здесь можно увидеть не только в Пушкинском музее, но и в здании напротив, где с 2004 года размещается Картинная галерея Ильи Глазунова.


Волхонка, 13. 1950 год: https://pastvu.com/p/108191 Говорят, что в советские годы в этом доме находился Дом культуры. Позднее здание было реконструировано для размещения картинной галереи Ильи Глазунова.


Волхонка, 13 — Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова открылась в 2004 году: художник передал в дар городу 1300 картин, половину из которых можно увидеть в выставочных залах галереи на Волхонке. Здесь представлены различные ипостаси живописца Ильи Глазунова — монументальные полотна, исторические картины, иллюстрации к произведениям русской классической литературы, портреты.

Илья Глазунов — вероятно, самый известный отечественный концептуальный художник семидесятых-девяностых годов, о нём спорили, на его выставки выстраивались огромные очереди. Всегда узнаваемый стиль Глазунова критиковали специалисты, а он работал для куда большей аудитории, показывая на своих полотнах Россию ушедшую и современную такой, как он её видел.

Монархические взгляды Глазунова и ностальгию по дореволюционному времени разделяли многие интеллигенты (документальный фильм Говорухина «Россия, которую мы потеряли» собирал полные залы), а сюжеты картин о странной и эклектичной постсоветской России словно иллюстрировали злободневные газетные статьи. Язык художника оказался понятен народу, как когда-то плакаты «Окна РосТА» Маяковского. Глазунова упрекали в конъюнктуре, хотя здесь, скорее, совпадение его взглядов с запросами зрителей, а избранный однажды стиль и тематику в угоду публике он не менял. Пожалуй, самыми востребованными работами оказались гигантские коллажи — сочетание лубка, элементов соцреализма, наивного искусства и поп-арта.

Илья Глазунов Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, в 1987 году основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, а ещё со студенческих лет собирал предметы русской старины. Эта коллекция легла в основу Музея сословий, открывшегося в 2017 году незадолго до смерти художника. Глазунов стал автором не только концепции музея, но и создателем проекта нового здания (Волхонка, 13с2) и его интерьеров.


Мемориальный кабинет Ильи Глазунова

Первый этаж музея посвящен культуре дворянской России XVIII — начала XX веков. Он воспроизводит уклад жизни дворянства в классических интерьерах усадебных анфилад, обставленных старинной мебелью, произведениями живописи и художественной бронзы, гравюрами, образцами общеевропейской моды того времени. Второй этаж, интерьеры которого вдохновлены убранством палат царя Алексея Михайловича, дает характеристику искусства Руси православной. Здесь перед зрителем предстанут произведения иконописи и деревянной храмовой скульптуры, кресты, складни. Промыслы, обычаи и повседневность крестьянской России отражены на третьем этаже музея в убранстве избы, расписных санях и дугах, сундуках и ларцах, самоварах, прялках и народных костюмах разных губерний России.

Узнать больше о Картинной галерее Ильи Глазунова и Музее сословий России можно на официальном сайте: https://glazunov-gallery.ru

Экскурсоводы рекомендуют начать путешествие в прошлое с третьего этажа — с экспозиции крестьянского быта.


Волхонка. Вид с храма Христа Спасителя. 1931 год: https://pastvu.com/p/38437 Флигель в нижнем левом углу снимка скоро будет снесён и здесь откроется автозаправочная станция.

Автозаправочная станция отнюдь не простая, — считается, что это единственная реализованная постройка Дворца Советов 1930-х годов. Бензоколонка в стиле ар-деко имеет не только статус памятника архитектуры (предположительно, архитектор Алексей Душкин), но и на протяжении многих десятилетий является действующей АЗС правительственного гаража особого назначения.


Бензоколонка на Волхонке. 1980-1985 гг.: https://pastvu.com/p/40455


Волхонка, 14с3. 1993 год: https://pastvu.com/p/48952


Волхонка, 14с3 — флигель усадьбы Голицыных (1880, архитектор Иван Поздеев), в советское время — учебный корпус Института философии, стоматологическое отделение поликлиники № 1 Академии наук СССР.


Волхонка, 15 — воссозданный храм Христа Спасителя

В конце XIX века местность с неблагозвучным названием Чертолье стала одним из главных духовных символов православной России. Но в истории строительства храма Христа Спасителя есть интересные подробности. В 1547-1571 годах после разрушительного пожара сюда, на берег Москвы-реки, был перенесёен Зачатьевский Алексеевский стародевичий монастырь. Обитель процветала много лет до вторжения наполеоновских гренадёров, разоривших монастырь, впрочем, монахини успели зарыть под трапезной самое ценное церковное имущество. После ухода французских оккупантов монастырю вернулось былое благолепие, однако беда пришла откуда не ждали.

В 1837 году император Николай I постановил возвести на месте Алексеевского монастыря храм Христа Спасителя в память о победе русского оружия и в благодарность Богу за победу в Отечественной войне 1812 года, а обитель перевести на окраину города в Красное село. Все постройки древнего монастыря, включая соборный храм, были разрушены царской волей, а вовсе не безбожными большевиками. Согласно легенде, игуменья Алексеевского монастыря прокляла строителей.

О дальнейших событиях и современном убранстве храма проект «Город на память» уже подробно рассказывал. В наши дни храм Христа Спасителя вновь стал архитектурной доминантой Волхонки, а так это место выглядело в разные периоды ХХ века. Виды со стороны Волхонки:


Храм Христа Спасителя. 1900-1907 гг.: https://pastvu.com/p/296663


Строительство Дворца Советов. 1932 год: https://pastvu.com/p/26260


Бассейн «Москва». 1968 год: https://pastvu.com/p/162742


Начало работ по демонтажу бассейна «Москва». 1994 год: https://pastvu.com/p/74322


1-я Московская мужская гимназия. 1912 год: https://pastvu.com/p/10315


Волхонка, 16 — 1-я Московская мужская гимназия, давшая классическое образование 3000 воспитанникам, многие из которых стали выдающимися деятелями науки, культуры и искусства. Но история самого здания уходит во времена императрицы Екатерины II, которая выкупила особняк у князей Долгоруких для проживания наследника престола, будущего императора Павла I. Дом был построен в середине XVIII века и несколько раз перестраивался под запросы новых владельцев. Самым известным хозяином усадьбы является граф Пётр Румянцев-Задунайский, ставший триумфатором русско-турецкой военной кампании 1768-1774 годов, фельдмаршал выиграл несколько важных баталий и на выгодных условиях заключил мир с турками. Собственно за эти ратные успехи Екатерина II подарила Румянцеву этот особняк.

Главный дом усадьбы располагается несколько в глубине, перед ним был разбит сад, а с Волхонки к особняку вела липовая аллея. Этот зелёный двор сохранился до сих пор, только вместо аллеи к дому ведёт тропинка.


Волхонка, 16с2 — служебный флигель входит в архитектурный ансамбль 1-й Московской мужской гимназии, построен в первой половине XIX века.


Волхонка, 18 — изначально одноэтажный дом был построен в 1772 году для главного члена московской Монетной экспедиции Алексея Яковлева, затем менял владельцев, надстраивался, а в 1831 году был выкуплен для нужд 1-й Московской мужской гимназии под гимназические классы и канцелярию. В 1872 году в здании открылись женские курсы профессора Владимира Герье — первое в городе высшее учебное заведение для женщин, готовившее физиков, медиков, филологов. В советские годы особняк занимали различные научные институты, здание находилось на балансе Академии наук СССР. В настоящее время главное здание бывшей усадьбы занимает Институт русского языка имени В.В.Виноградова, а боковой флигель по Гоголевскому бульвару сдаётся арендаторам.


Волхонка завершается у площади Пречистенские ворота. Вид с храма Христа Спасителя. 1927 год: https://pastvu.com/p/7010


Вид с храма Христа Спасителя. 1998 год: https://pastvu.com/p/637688 На месте храма Сошествия Святого Духа построен павильон наземного вестибюля станции метро «Кропоткинская».


Церковь Сошествия Святого Духа. 1881 год: https://pastvu.com/p/8439


Южный вестибюль станции «Кропоткинская» (1935, архитектор С.Кравец) после реставрационных работ.

Узнать всё об истории и архитектуре Волхонки можно в статьях Рустама Рахматуллина и Константина Михайлова на сайте Архнадзора: http://www.archnadzor.ru/2012/03/22/volhonka-i-chertol-e/
http://www.archnadzor.ru/2012/03/23/volhonka-chertolie-2/
http://www.archnadzor.ru/2012/03/28/volhonka-i-chertole-3/
http://www.archnadzor.ru/2012/04/05/volhonka-i-chertole-4/
http://www.archnadzor.ru/2012/04/09/volhonka-i-chertole-5/
======================================================================

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: храм Христа Спасителя, прогулки по Москве, Волхонка, Илья Глазунов.

Другие публикации

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.

28.06.2020 в 13:21

«Город на память». 603. Плавательный бассейн «Чайка»


После закрытия культового бассейна «Москва» город не остался без искусственного всепогодного водоёма - во дворах Пречистенской набережной прячется бассейн «Чайка».

27.06.2020 в 13:57

«Город на память». 602. Пречистенская набережная


На Хотевском плане 1852 года Пречистенская набережная незатейливо обозначена как Проезд по берегу реки Москвы, а современный топоним появился на плане Москвы 1881 года.

25.06.2020 в 11:22

«Город на память». 601. Дарвиновский музей. Тематические выставки


Коллекция Государственного Дарвиновского музея, наглядно иллюстрирующая теорию эволюции Чарлза Дарвина, насчитывает свыше 400 000 единиц хранения.

22.06.2020 в 03:26

«Город на память». 600. Водоотводный канал. Шлюзовая набережная


Даже старожилы не верят, что канал здесь был соединён с Москвой-рекой протокой с плотиной, возле которой сотню лет назад располагался Московский речной вокзал.

19.06.2020 в 00:07

«Город на память». 597. Водоотводный канал. Кадашёвская набережная и Балчуг


Кадашёвская набережная ведёт к Балчугу - одной из старейших московских улиц, вот только старины здесь почти не видно.

15.06.2020 в 14:50

«Город на память». 593. Водоотводный канал и «Красный Октябрь»


В старину Москва-река преподносила сюрпризы - летом пересыхала настолько, что её можно было перейти вброд, зато весной разливалась, затапливая центр города.