24.10.2019 13:32

«Город на память». 510. ГМИИ имени А.С.Пушкина

24 октября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 510. ГМИИ имени А.С.Пушкина

Музей изящных искусств имени Александра III открылся в торжественной обстановке 31 мая 1912 года в присутствии императора Николая II и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Экспозиция на Волхонке вызвала большой интерес у столичной публики, в будни музей посещали 700-800 человек, а в воскресенья и праздники — до 2500 человек. Век спустя в выставочных залах всё так же многолюдно, а чтобы осмотреть все экспонаты понадобится не один час.


Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина


Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в гостях в Пушкинском музее

Основу музейных фондов поначалу составила коллекция Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета — античные вазы, старинные монеты, слепки с античной скульптуры и книги. Экспозиция Кабинета представляла основные этапы истории искусства с древних времен до Нового времени, располагалась в одном из корпусов университета, но в связи со сносом здания оказалась на хранении в подвале, а затем была перевезена во временные хранилища Музея изящных искусств.

Пока продолжалось строительство, фонды пополнились несколькими ценными коллекциями: востоковед Владимир Голенищев передал свыше 6000 оригинальных предметов древнеегипетского искусства и культуры, дипломат Михаил Щекин пожертвовал собранные им произведения итальянской живописи и предметы декоративного искусства XIII—XV веков, великая княгиня Елизавета Федоровна и Дмитрий Хомяков подарили подлинные итальянские скульптуры XVI—XVII веков, этнограф Алексей Бобринский передал фамильное собрание бронзового художественного литья. Козьма Солдатёнков, Павел Третьяков, Фёдор Шехтель и ещё десятки благотворителей пожертвовали деньги на новые экспонаты, слепки и реконструкции скульптурных памятников. Оригиналы шедевров мировой культуры в это время уже было невозможно приобрести, поэтому с античных произведений создали около 2000 гипсовых слепков.

После Октябрьской революции в РСФСР была проведена реорганизация музейной сети и фонды Государственного музея изящных искусств пополнились экспонатами из Исторического музея, музеев Кремля, Третьяковской галереи, из Эрмитажа и Ленинградского музейного фонда, ликвидированного Музея иконописи и живописи И.Остроухова, картинной галереей упразднённого Румянцевского музея и картинами из национализированных московских усадеб. С 1932 года музей стал называться Государственным музеем изобразительных искусств, а в 1937 году ему присвоено имя Александра Пушкина.

Хронология переименований:
1912—1917 — Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете
1917—1923 — Музей изящных искусств при Московском университете
1923—1932 — Государственный музей изящных искусств
1932—1937 — Государственный музей изобразительных искусств
с 1937 года — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (Пушкинский музей)

Фонды пополнялись за счёт памятников древнего искусства, привезённых сотрудниками ГМИИ из археологических экспедиций в Крыму и Армении, а основная художественная экспозиция сложилось в 1948 году после передачи в музей собрания закрывшегося Государственного музея нового западного искусства, представлявшего картины импрессионистов и постимпрессионистов из коллекций Ивана Морозова и Сергея Щукина. Около 300 живописных и свыше 80 скульптурных произведений оказались на Волхонке.

За время существования музея в его стенах проведено свыше 1200 выставок, среди них выставка проектов памятника «Освобождённому труду» (1920), идеологическая выставка подарков Иосифу Сталину (1949-1953), шедевры Дрезденской картинной галереи (1955), картины Пабло Пикассо (1956 и 1985), «Сокровища гробницы Тутанхамона» (1973), «Джоконда» Леонардо да Винчи (1974), советско-французская выставка «Москва—Париж» с полотнами Василия Кандинского, Павла Филонова, Владимира Татлина, Казимира Малевича (1981), «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» (1996) и другие. Желающие увидеть своими глазами шедевры мирового искусства выстраиваются в длинные очереди на Волхонке.

Официальный сайт: https://www.pushkinmuseum.art

«Щукин. Биография коллекции» — тематическая экспозиция, посвящённая жизни и деятельности известного коллекционера Сергея Щукина, представляющая произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров. Выставка стала одной из самых посещаемых — за три месяца её посетили более 350 000 человек.

На сегодняшний день фонды Пушкинского музея насчитывают почти 700 000 единиц хранения. В постоянной экспозиции Главного здания можно увидеть итальянский внутренний дворик палаццо Барджелло во Флоренции, колонны из стеблей папируса, воссоздающие образ храма Карнак, каменные орудия труда VI—V тысячелетия до нашей эры, древнеегипетские деревянные и каменные саркофаги, образцы полихромной деревянной скульптуры XV—XVI веков, произведения бронзовой пластики XVI—XVII столетий, живописные полотна, представляющие итальянское, фламандское и испанское искусство, обширную коллекцию нумизматики и многое другое.

На первом этаже Главного здания располагаются залы: Искусство Древнего Египта, Искусство Древнего Ближнего Востока, Древняя Троя и раскопки Шлимана, Античное искусство Кипра, Греции и Рима, Искусство Северного Причерноморья, Эллинистический и римский Египет, Византийское искусство, Искусство Германии и Нидерландов, Искусство Фландрии XVII века, Рембрандт и его школа, Искусство Голландии XVII века, Греческий дворик, Итальянский дворик.

Второй этаж Главного здания занимают экспозиции: Искусство Древней Греции, Искусство Эгейского мира, Итальянское искусство XVII-XVIII веков, Испанское и итальянское искусство, Искусство Франции XVII века, Греческое искусство, Искусство Древней Италии и Древнего Рима, Европейское искусство Средних веков, Итальянская скульптура XV века, Скульптура Микеланджело.

Итальянский дворик

Византийское искусство

Греческий дворик

Искусство Древнего Египта

Античное искусство Кипра, Греции, Рима

Искусство Древнего Ближнего Востока

Искусство Древней Италии и Древнего Рима

Итальянская скульптура XV века

Европейское искусство Средних веков

В соседнем корпусе — в Галерее — постоянно экспонируется живопись французских импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров начала XX века. А также проходят тематические выставки. На фото — посетители выставки «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» могли увидеть знаковые работы Альберто Джакометти, Ива Кляйна, Жан-Мишеля Баския, Энди Уорхола и других авторов.

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: прогулки по Москве, ГМИИ имени Пушкина, Волхонка, Москва загадка.

Другие публикации

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.