01.11.2019 22:35

Обаятельный мудрец

В память о своём учителе Сергей Безруков возобновил «Мудреца», полностью сохранив авторский рисунок мастера. У режиссера было желание передать дух, узнаваемые интонации, чтобы это был тот же самый спектакль с новым актёрским составом. Поэтому все мизансцены, декорации и костюмы сохранены без изменений и напоминают тот известный и любимый спектакль из репертуара «Табакерки».

Комедии Островского бессмертны и будут актуальны в любую эпоху. Человеческие пороки остаются неизменными на протяжении веков. Там, где есть общественное устройство, всегда будут появляться люди, стремящиеся занять положение в обществе, сделать карьеру любой ценой, И всегда входным билетом в это высшее общество будет способность пресмыкаться, выглядеть тупым, подобострастным, а в нужный момент оказаться очень полезным. В центре пьесы — молодой человек который решил сделать себе карьеру. В наше время такое явление как карьеризм очень распространено, не считается чем-то недостойным, а напротив, поощряется. Например, сейчас есть конкурс для активной молодёжи «Лидеры Росси». Для этих молодых людей, стремящихся достичь высот во власти, подняться по служебной лестнице, этот спектакль, и особенно монологи главного героя могут стать очень практичной инструкцией, как пробиваться в этой жизни, как добиваться желаемого, общаясь с чиновниками во властных структурах.

Не случайно в спектакле звучит сороковая симфония Моцарта. Глумов — это Моцарт, который понял, что быть Моцартом в этой жизни очень опасно — отравят. И он принимает решение играть по их правилам, но талантливо играть, и он будет играть лучше и талантливее их всех. Особенность роли Глумова в том, что в каждой сцене он должен быть настоящим. Он очень увлечен этой игрой, искусством перевоплощения в соответствии с ситуацией. В одной сцене он превращается в дурачка, и он очень правдоподобен в этой роли, в следующей сцене перед нами оказывается смущенный юноша, дальше – пылкий любовник, а оставшись наедине со своим дневником – язвительный и высокомерный сноб, умный и талантливый насмешник.

Это хамелеон, меняющийся прямо на глазах, аферист высокой пробы. Только он не ворует, а подстраивается. Расчет нашего героя был точен, и все складывалось так удачно! Но… Небольшая оплошность — потеря секретного дневника, которому он доверял свои истинные мысли, в одно мгновение разрушила блестящий план, ведущий его к богатству и власти! На всякого мудреца довольно простоты! Для тетушки Клеопатры дневник стал оружием мести. Разве могла она позволить этому наглому выскочке бросить ее и жениться на другой? Как истинная Клеопатра, она ни с кем не захотела делить своего Цезаря. Закончилась ли на этом карьера нашего героя? Или ушла на очередной виток? Может не с первой, так со следующей попытки он добьется своего и покорит желаемые вершины.

Так сложилось, что роль Глумова обычно играют маститые актеры уже в зрелом возрасте, хотя самому персонажу по пьесе чуть больше 20. Глумов — очень молодой человек, племянничек, а когда племянничку под 50, это уже выглядит странновато. Сергей Безруков начинал играть роль Глумова, когда ему было 23 года. Постановка имела колоссальный успех и была сыграна более 200 раз в течение 15 лет. За это время появлялись удивительные смешные импровизации, наполнившие эту роль новыми красками. Сейчас, восстанавливая спектакль, режиссер дал возможность использовать эти наработки молодым актёрам. Свою роль Сергей Безруков передал молодому ученику школы Олега Табакова Денису Нурулину. В этом прослеживается преемственность поколений, что очень важно для театра. Актерский ансамбль очень сильный, чувствуется школа. Молодые актеры играют со вкусом, получая удовольствие. Хотя в пьесе Островского и нет положительных героев, Глумов в интерпретации Олега Табакова и Сергея Безрукова настолько обаятелен, что зритель невольно начинает болеть за него, сопереживать. Конечно, спектакль еще будет расцветать, оттачиваться, становиться ярче, но уже сейчас чувствуется мягкость, изящество, стиль Мастера, которые безусловно удалось сохранить и донести до зрителя.

SSR_8211SSR_8304-2SSR_8399SSR_8478SSR_8527SSR_8595SSR_8596SSR_8660SSR_8681SSR_8727SSR_8785SSR_8810SSR_8858SSR_8872SSR_9194SSR_9273SSR_9334SSR_9340SSR_9370SSR_9466SSR_9498SSR_9566SSR_9027

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Московский Губернский театр.

Другие публикации