05.11.2019 02:06

Тот самый день

«- … а вы знаете, что в Японии родился козленок, выращенный в искусственной матке?
– Я очень рада за этого козленка. Потому что эта искусственная матка не помешает ему вырасти настоящим козлом. Таким козлом, каким он сам захочет быть».

Ярослава Пулинович написала сюрреалистическую комедию об отношениях матери и дочери, глядя на все это из прекрасного далекого штата Айова. Трудно представить себе, что в нормальном обществе взрослой 37-летней женщине можно сказать на полном серьезе: «Выключи эту гадость…Такие фильмы смотрят только падшие женщины!», а в ответ женщина будет защищаться, как 15-летний подросток. Образ правильной советской мамы, старательно ограждающей свою дочь от дурного влияния, хорошо знаком старшему поколению. Главный метод воспитания – по капле впрыскивать в свое чадо чувство вины, чтобы иметь над ним неограниченную власть. Сменилась эпоха, незыблемые идеалы пали, но поскольку на смену им ничего не пришло, такая мама продолжает за них держаться. Хотя она уже не так уверена в своей правоте, как будто сама немного испытывает неловкость за чушь, которую несет. И вот, в ее «светлую голову» приходит абсурдная мысль: «Мария! Я тут подумала и решила — нам нужен ребенок!».

То, что происходит в изнасилованном сознании ее дочери, вообще трудно поддается объяснению, потому что дочь послушно выбирает «тот самый день», подходящий для поставленной мамой задачи, и уходит в ночь, чтобы «зачать малыша». С этого момента жизнь музейного работника Маши в ускоренном темпе наполняется всем тем, от чего всю жизнь ее старательно ограждала правильная мама. Путешествие по злачным местам, знакомство с классной девчонкой проституткой Анжеликой, встреча с депутатом, который в грубой форме склоняет всех к молитве за Россию, свадьба геев, политические разборки с мордобоем, поездка на машине с недоделанными гопниками, и все это только ради одной цели – встретить того единственного или хотя бы какого-нибудь мужчину. Та самая ночь набирает обороты. Дело доходит до драки с религиозными активистами, но особой изюминкой стал дуэт Иисуса и Сталина, исполняющий песню о дружбе на свадьбе геев. Несмотря на все старания Маше не удается выполнить поставленную мамой сверхзадачу, зато она получает шанс наконец перерезать пуповину, и начать самостоятельную жизнь.

Иногда, чтобы вырваться из привычного серого круговорота жизни, надо совершить сумасшедший необъяснимый поступок, шаг в никуда. Главная героиня делает этот шаг и обнаруживает, что есть другая жизнь, где главный принцип – не относиться ко всему слишком серьезно. И в этой другой жизни всегда можно скрестить пальцы за спиной, превращая все в игру, в театр абсурда, где нет ни логики, ни мыслей о завтрашнем дне.

На роль Маши в спектакль приглашена актриса Валерия Ланская. Несмотря на свою молодость, она прекрасно передала хрупкую незащищенность, инфантилизм своей героини, показала ее мир, состоящий из установок и ограничений, и как это мир меняется в течение одной ночи. В тот самый день, точнее, в ту самую ночь она встречает свою полную противоположность, абсолютно свободную и открытую Анжелику, в которой есть все, чего так не хватает Маше. Легкую и общительную девушку, умеющую наслаждаться жизнью, замечательно сыграла Джульетта Геринг.

Несмотря на хорошие актерские работы, в общем спектакль воспринимается тяжеловато. Не могу назвать удачными сценографические решения, например, мне показалась сомнительной идея посадить персонажей спиной к публике в момент эмоционально насыщенного диалога, когда так важно видеть мимику, позы, движения.
Декорации представляли собой то ли строительные леса, то ли детскую лазилку, местами выпирающую в зал. Как мне показалось, эти странные конструкции создавали неудобство как для передвижения актеров, так и для зрительского восприятия.

Несмотря на все замечания, пьеса безусловно интересная и спектакль еще будет совершенствоваться. Сделан только первый шаг, детали еще предстоит оттачивать, и это нормальный творческий процесс.

SSR_9938SSR_9982SSR_9997SSR_0030SSR_0039SSR_0116SSR_0123SSR_0166SSR_0257SSR_0427SSR_0509SSR_0534SSR_0655SSR_0696SSR_0766SSR_0767SSR_0803SSR_0908SSR_0921SSR_0942SSR_0958SSR_0963SSR_0998

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Школа современной пьесы.

Другие публикации