08.11.2019 16:42

«Город на память». 516. Ростокинский завод ДСК-1

8 ноября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 516. Ростокинский завод ДСК-1

В начале 1960-х годов советские строители освоили новую технологию быстрого возведения жилых домов из железобетонных панелей и блоков. Прошли десятилетия, изменились критерии качества планировки жилья, первенцы панельного домостроения — хрущёвки-пятиэтажки — заменяются многоэтажными зданиями по программе реновации, а строительный материал остаётся прежним — это бетонные плиты со стальной арматурой в качестве каркаса.

Первые дома, в которых были использованы крупные панели из армированного бетона, появились в 1910 году в квартале Форест-Хилс Гарденс, расположенном в одном из пригородов Нью-Йорка. В СССР научная разработка проектов панельно-каркасного жилищного строительства началась в 1940 году, в НИИ Строительной техники Академии архитектуры СССР коллективом под руководством Г.Кузнецова.

В послевоенные годы советская власть приняла принципиальное решение об улучшении жилищных условий граждан. Не только в Москве, но и в другим крупных городах на месте бараков стали возводить панельные и блочные жилые здания по типовым проектам. В столице первые такие дома появились в Новых Черёмушках, всего с 1956 по 1973 год было построено несколько сотен панельных пятиэтажек. Первые серии не слишком порадовали новосёлов, в квартирах были маленькие комнаты и кухни, тонкие стены, совмещённый санузел, отсутствовали подоконники и балконы. Некоторые недостатки были учтены при проектировании новых серий.

Строительство панельного дома напоминает сборку этажерки или детского конструктора: на стройплощадку доставляют уже готовые детали сооружения, которые строителям остаётся лишь смонтировать. Производительность труда по такой технологиии гораздо выше, чем при возведении кирпичного здания и на постройку одной пятиэтажки уходило всего 12 рабочих дней. Возведение целых кварталов бесплатного жилья позволило сотням тысяч москвичей переехать в новые квартиры из коммуналок и бараков. Это был настоящий прорыв в индустрии советского жилищного строительства.

Компоненты панельного дома, представляющие собой крупные железобетонные плиты, изготавливают на домостроительных комбинатах. Московский домостроительный комбинат № 1 (ДСК-1) был основан в 1961 году, в его состав входили Ростокинский завод железобетонных конструкций, Краснопресненский завод ЖБК, Хорошевский завод ЖБК и Тушинский завод ЖБК. В цехах комбинатов осуществляются все основные операции: подготовку форм, установку и фиксацию арматуры, укладку и уплотнение бетонной смеси, отделку открытых поверхностей, тепловлажностную обработку, обработку готовых изделий.

Первенцем ДСК-1 стала ранняя серия пятиэтажных панельных домов К-7, созданная по проекту архитектора Виталия Лагутенко. Эта пятиэтажка состояла всего из двух десятков наименований изделий и её главное достоинство заключалось в простоте изготовления. Сейчас эти дома безнадёжно устарели и в Москве почти все снесены. С 1965 года ДСК-1 освоил производство панелей для девятиэтажных домов серии II-49 с лифтами в подъездах и магазинами на первом этаже. В 1970-е годы началось производство конструкций для шестнадцатиэтажек П42/16 и П43/16 с квартирами улучшенной планировки, а в 1978 году комбинат приступил к возведению самой массовой и популярной серии П44.


Серия К-7 в Заревом проезде


Пятиэтажка на Дружинниковской улице


Подготовка к сносу на улице Годовикова

В 2016 году переживавший не лучшие времена ДСК-1 вошёл в структуру корпорации ФСК «Лидер». Была разработана программа финансирования предприятия и реструктуризации долга. Корпорация «Лидер» вложила в переоснащение комбината серьёзные средства, которые пойдут, в частности, на модернизацию существующих серий домов и создание новых серий под нужды программы реновации.

ДСК-1 вышел на безубыточную операционную деятельность с объемом производства 600–800 тысяч квадратных метров в год, а также при необходимости возможностью оперативного увеличения до 1000 «квадратов» в год. В планах корпорации модернизация Ростокинского и Тушинского заводов, приобретение новых заводов и освобождение от производственной деятельности площадок Краснопресненского и Хорошевского заводов. На бывших заводских территориях планируется возвести элитные кварталы.


Генеральный директор ДСК-1 Дмитрий Капырин тридцать лет работает в строительной индустрии и раскрывает некоторые технические нюансы: «Сейчас в Москве на рынке панельного домостроения остались группа компаний ПИК и ДСК-1, их суммарная мощность составляет 2 миллиона квадратных метров в год. Мы сохранили боеспособный коллектив, с увеличением производства будем обучать молодёжь. ДСК-1 готов включиться в программу реновации, мы умеем строить быстро, качественно, красиво, имеем все необходимые сертификаты. Сейчас уже ведутся предпроектные работы по модернизации Ростокинского и Тушинского заводов для создания гибкого производства, которое позволит легко переключаться с одной серии на другую. ДСК-1 будет производить дома с различной пластикой фасадов, с индивидуальным обликом, эти дома станут украшением московского региона.

Мы уже приступили к проектированию домов под реновацию. Те серии, которые прежде выпускали домостроительные комбинаты, по некоторым параметрам не подходят под программу реновации. Как я понимаю, первая волна переселения всё равно пойдёт в эти дома, которые уже построены на средства бюджета, а для остальных будут жёсткие технические параметры. Уже понятно, что удастся модернизировать некоторые существующие серии под новые запросы. В зависимости от того, какие дома идут под снос, будут предусмотрены три-четыре серии для переселения. Обязательный норматив для всех серий — кухня не меньше 10 квадратных метров. Дома для реновации будут производиться по абсолютно той же технологии, что и под коммерческое жильё».

Каждый из заводов ДСК-1 имеет свою специализацию, а в итоге комбинат производит весь спектр компонентов для домостроения: панели для стен и межэтажные панели перекрытий, лестничные площадки и марши, санитарно-технические кабины, объёмные блоки шахты лифта, вентиляционные блоки, экраны ограждения балконов и лоджий. В соответствии с замыслом архитектора для оформления фасада можно изготовить цветные панели и панели с различными фактурными отделками.

Из чего же будут возводить реновационные кварталы? Железобетон — это строительный материал из стальной арматуры и бетона. Оба компонента дополняют друг друга по стойкости к разным нагрузкам: бетон более прочен к сжатию, а для стали свойственно высокое сопротивление при растяжении. Бетон защищает сталь от коррозии. Среди основных характеристик железобетона: высокая прочность, хорошая теплоизоляция, огнестойкость, устойчивость к температурным перепадам. Основной объем в его составе занимают распространенные строительные материалы — песок, щебень, гравий.

Для доставки сырья на завод было проложено ответвление от Московской Окружной железной дороги, но в наши дни им не пользуются, предпочитая автомобильный транспорт. Компоненты по транспортёрам подаются со склада сыпучих материалов в бетоносмесительный цех.

Информация по каждому бетоносмесителю поступает на пульт оператора, который следит за концентрацией воды, цемента, щебня, песка и химических добавок. С помощью компьютерной программы оператор может точно подобрать соотношение ингредиентов.

Сотрудники заводской лаборатории контролируют качество продукции. Здесь проводят испытания закладных деталей в разрывной машине, бетонных кубов — ультразвуком и на прессе, а на морозоустойчивость — в холодильных камерах.

В арматурном цехе проволока, намотанная в бухты на катушки, поступает на кондуктор для механизированной сборки каркасов — сварочносеточную машину. Доводка осуществляется с помощью ручных сварочных аппаратов. Для изготовления каркасов применяется стальная проволока сечением 3-4 миллиметра и круглая арматурная сталь сечением от 6 до 10 миллиметров.

В формовочном цехе собранный каркас заливается бетоном и здесь возможны две технологии. При кассетном способе формование изделий происходит в вертикальном положении в стационарных боксах. Сначала кассеты смазываются внутри, в них опускают арматуру и заливают бетон, уплотняя вибратором. Процесс формования длится один час, сначала следует резкий подъем температуры в кассете до 95-100 градусов, затем производится тепловая обработка паром в течении нескольких часов. По готовности десятитонную панель вынимают мостовым краном и отправляют на склад.

Второй вариант формования — горизонтальный: на поддон укладываются слой бетона, каркас, электрическая разводка, элементы для крепления плит между собой. Всё это заливается бетоном, который уплотняют вибрацией. Далее происходит тепловая обработка. Преимущество этого способа в возможности производить изделия различных форм и размеров, с оконными и дверными проёмами — всё зависит от конфигурации поддона. Застывшие плиты шлифуют, маркируют (группы букв и цифр указывают вид панели и её размеры, класс и тип бетона) и вывозят на склад.

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, ДСК-1, Москва загадка.

Другие публикации

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.