«Убеждён, если бы в мире почаще читали Достоевского, может быть в нашей жизни было бы чуточку меньше насилия, беспредела и больше человечности»
Марк Розовский
Театр у Никитских ворот сделал настоящий подарок своему зрителю. Несмотря на жёсткое название «Убивец» спектакль получился очень красивый и даже поэтичный. Кто бы мог подумать, что «Преступление и наказание» можно переложить в поэтическую форму и представить это действие так музыкально и гармонично! Сам Фёдор Михайлович говорил, что «сцена не книга», более того он призывал перерабатывать прозу в драму, что в полной мере удалось автору постановки в союзе с поэтом Юрием Ряшинцевым и композитором Эдуардом Артемьевым. Марк Розовский охарактеризовал свое произведение как «площадное действо» и придал совершенно новое звучание великому роману. Проза, поэзия, музыка, пластика находятся в непрерывном свободном движении, переплетаются друг с другом, и в их соединении рождается интонация, затрагивающая самые глубокие чувства зрителей.
Федор Михайлович Достоевский в своем знаменитом романе исследует опасные ростки невежества и страсти внутри человеческого сознания. И это не только идея Раскольникова о людях первого и второго сорта, о том что, ради высокой цели, например, ради восстановления справедливости, можно пойти на всё, и даже на убийство. Не менее губительны идеи о всесильности денег, что можно, продав свое тело, купить благополучие для близких, о вседозволенности и бесконечном потакании своей похоти. Подобных ростков в головах людей очень много. Они как болезнь, которая со временем охватывает всё общество и постепенно затягивает его в водоворот жестокости, насилия и кровопролития.
Герои Достоевского настолько яркие, выпуклые, что давно стали собирательными образами.
Раскольников – высокомерный романтик, возомнивший себя «вершителем судеб», Сонечка Мармеладова — непорочный и одновременно грешный ангел, олицетворяющий смирение и желание искупить вину, ее отец – опустившийся чиновник, пропащий пьяница, Свидригайлов — сладострастный развратник, подлец и злодей, Порфирий Петрович – талантливый следователь, психолог и философ, видит преступника насквозь и вынуждает его признаться в содеянном. Благодаря особо чуткому режиссерскому прочтению романа исчезают маски, а за ними проступает глубина и человеческие черты героев. Перед нами предстают не просто шаблонные образы, а живые люди, близкие и понятные, похожие на наших соседей, со своими бедами, переживаниями, сочувствием, отчаянием. Никого не может оставить равнодушным исповедь Мармеладова, отца Сонечки в исполнении актера Юрия Шахисламова.
Так есть ли надежда на спасение? Может быть это Порфирий Петрович, умный, уверенный, знающий служитель закона? Именно он добивается чистосердечного признания от преступника. Но его прагматичность и цинизм вряд ли могут что-то исправить в этом мире. Он уже является частью умирающей системы и втянут в этот гибельной водоворот, но пока оказывается сильнее своих оппонентов. Раскаяние приходит к Родиону Раскольникову совсем через другой источник.
Спасение приходит через Сонечку Мармеладову, сохранившую удивительную чистоту души, чистоту сердца, нежность и благородство. Если есть в этом беспросветном мире тот, кто способен не ожесточиться, то это она. В ней живет росток спасения. В самой безнадежной ситуации она несет в себе тот свет, рядом с которым высокомерие, гордость, страх теряют свою силу. Подобно тому, как от свечи к свече передается спасительный пасхальный огонь, в погасших душах начинает теплиться огонек надежды.
В этом спектакле очень много человечности. Она тревожит душу, трогает до слез и, самое главное, помогает нам не очерстветь сердцем.