15.11.2019 11:38

«Город на память». 519. Яуза. Институт пути

15 ноября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 519. Яуза. Институт пути

За последние несколько лет берега Яузы стали гораздо привлекательнее для прогулок: сейчас на участке Медведково – Свиблово с трудом можно найти хоть какие-то руины, напоминающие о животноводческом карантине ВДНХ или прибрежных гидролабораториях Института пути, а заброшенный железнодорожный мост Бескудниковской ветки переделан в пешеходный.

Смотрите старые фотографии: Яуза среди огородов и пастбищ. 1930-1960 гг.: https://pastvu.com/p/94219

Смотрите старые фотографии: Яуза среди сараев и гаражей. 1984 год: https://pastvu.com/p/109277 Обе эти фотографии сделаны примерно в одном и том же месте, но в разные годы. Вдали виднеется Медведково, а фотографы снимали с возвышенности, на которой располагается жилой городок Института пути.

В ходе благоустройства берега стали общественным парком с пешеходными и велосипедными дорожками.


Река Чермянка – правый приток Яузы. Исток Чермянки расположен в Мытищинском районе Московской области, а десятикилометровый участок по столице река проходит то в открытом течении, то спрятавшись в подземный коллектор. Река сильно загрязнена хозяйственно-бытовыми сточными водами, нефтепродуктами и солями железа.


Место впадения реки Чермянки в Яузу

Смотрите старые фотографии: Впадение Чермянки в Яузу. 1963 год: https://pastvu.com/p/51292

Арт-объекты – «парящие» конструкции, оплетённые лозой, созданы в мастерской Николая Полисского в Никола-Ленивце. Местные жители не оценили креатив и сравнивают произведения ландшафтного дизайна с «червяками» или «какашками».


Сохранившаяся деревянная опора линии электропередачи в село Медведково.

Яузская плотина сооружена в 1960–1070-х годах для поддержания уровня воды в реке Яузе.

Большая территория по правому берегу находилась в ведении Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (Выставки достижений народного хозяйства) и использовалась в качестве карантина для сельскохозяйственных животных. Перед демонстрацией в павильонах выставки все коровы, лошади, овцы, домашняя птица и прочая живность проходили обязательный ветеринарный карантин и экспертизу породных качеств.

Смотрите старые фотографии: Карантин ВДНХ. 1957-1962 гг.: https://pastvu.com/p/366567 Снимок сделан со строящихся корпусов НИИ точных приборов, за коровниками течёт Яуза, а на горизонте – городок Института пути.

В постсоветский период ВДНХ трансформировалась в торговый центр ВВЦ и потерявшие актуальность карантинные строения оказались заброшены или снесены. Это место облюбовали бездомные, гастарбайтеры, наркоманы и другие маргинальные персонажи, здесь же водились стаи диких собак. В наши дни от строений бывшего карантинного участка ничего не сохранилось.

На левом берегу Яузы горожане любят отдыхать вокруг овального пруда, который называют по-разному: Кольский, Тенистый, «Холодок», «Рубль», а чаще просто – Пруд. Купаться в нём запрещено.

Смотрите старые фотографии: Пруд «Холодок». 1985 год: https://pastvu.com/p/39371

Пруд выкопан в 1962 году для испытательного комплекса гидролаборатории ЦНИИС – Научно-исследовательского института транспортного строительства (Научно-исследовательского института путей и строительства НКПС СССР), также известного под коротким названием Институт пути. Вокруг водоёма были смонтированы стенды для испытаний оборудования, в том числе земснаряд (устройство для перекачивания размягчённого грунта по трубопроводу) производительностью 600 кубометров в час.

С начала восьмидесятых годов оборудование с пруда стали демонтировать и вывозить, но ещё долго местные пацаны лазали по заброшенным тюбингам, коллекторам и вышкам, пока остатки конструкций не отправились на металлолом. О бывшей гидролаборатории напоминает кирпичной здание котельной и несколько бетонных плит в парке.

На месте испытательного полигона выросли кварталы многоэтажных домов, в зелёной зоне на берегу Яузы открылся стадион «Свиблово». Впрочем, стадион был здесь и раньше, он относился к Институту пути, а в 2007 году передан под физкультурно-оздоровительный комплекс РГСУ и огорожен забором.

Смотрите старые фотографии: Стадион ЦНИИС и строительство школы № 1138. 1962-1963 гг.: https://pastvu.com/p/649988


Пешеходный мост над Яузой – безымянный железнодорожный мост Бескудниковской ветки, построенный в 1900 году. С этим мостом связаны некоторые загадки: есть мнение, что изначально мост находился чуть севернее и в советское время с непонятной целью перенесён на нынешнее место. Исчезли следы и каменно-деревянной плотины на Яузе, возле которой на левом берегу стояло водоёмное здание, подававшее воду в тендеры паровозов. Иногда Бескудниковская ветка упоминается как БЛСВ – в аббревиатуре зашифрованы буквы названий конечных станций Бескудниково и Лосиноостровской.

Бескудниковская ветка изначально была частью железнодорожной линии от Москвы на Савёлово, которая строилась в конце XIX века по инициативе Саввы Мамонтова, акционера и директора общества Московско-Ярославской железной дороги и известного мецената. Движение открылось в 1900 году, причём поезда поначалу следовали от Ярославского вокзала и от станции Лосиноостровская и лишь спустя два года был сооружён Савёловский вокзал.

После того как Савёловский вокзал стал обслуживать основное направление, а в 1908 году была введена в эксплуатацию Московская Окружная железная дорога, ветка между станциями Лосиноостровская и Бескудниково оказалось мало востребованной. Её второе рождение состоялось в 1930-е годы, когда открылся Институт пути (ЦНИИС) и на ветке стали проводить испытания новых поездов. В частности, здесь обкатывали первые советские пригородные электрички, а мост через Яузу оборудовали датчиками предельной нагрузки. При Институте пути и Экспериментальном заводе ЦНИИ МПС были оборудованы депо и тупики с локомотивами, вагонами-лабораториями и путевыми машинами.

В годы Великой Отечественной войны на левом берегу Яузы базировалась 21-я батарея 176 зенитно-артиллерийского полка, оснащённая прожекторами и звукоулавливателями. Первый массированный налёт на Москву немцы предприняли в ночь с 21 на 22 июля 1941 года, когда 250 бомбардировщиков с разных сторон вторглись в воздушное пространство Московской зоны ПВО. В этом бою люфтваффе потеряло 22 самолёта, из них два на счету зенитчиков 176 полка. Прожекторы выхватывали цель в ночном небе, а артиллеристы открывали огонь из 76- и 85 миллиметровых зенитных орудий.

Смотрите старые фотографии: Работы возле моста Бескудниковской ветки. 1942 год: https://pastvu.com/p/715527

Смотрите старые фотографии: Электропоезд ЭР2-523 у моста через Яузу. 1982 год: https://pastvu.com/p/13343

К 1955 году Бескудниковская ветка была электрифицирована на всех участках и началось регулярное пассажирское движение по маршруту Лосиноостровская – Дзержинская – Институт пути – Отрадное – Слободка – Бескудниково. По ветке курсировали четырёхвагонные, а иногда и шестивагонные электропоезда, а также перевозились грузы, в том числе по ответвлению в Ватутинскую промзону и по ответвлению в сторону ВСХВ (ВДНХ). Так как ветка была однопутной, на ней, как правило, в челночном режиме работал один поезд модификации ЭР-2.

С развитием сети наземного общественного транспорта и строительством метрополитена отпала надобность в Бескудниковской железнодорожной ветке, которая пересекала городские улицы, создавая ненужные сложности на переездах. Первым закрытым участком оказался перегон Лосиноостровская-Дзержинская, по причине плохого состояния путей электрички стади двигаться очень медленно, а к 1987 году движение прекратилось по всему маршруту. На месте демонтированных путей выросли жилые кварталы и лишь мост через Яузу напоминает о железной дороге дореволюционной постройки. Историки собрали уникальный материал по Бескудниковской ветке, который доступен на сайте: http://www.noorderlingen.org/pages/history-03.htm#The Railway Map

Сохранившаяся опора подвески контактной сети на улице Декабристов стала частью краеведческого уголка, посвящённого Бескудниковской ветке. По мнению дотошных экспертов, фрагмент рельсов установлен не исторично, а поперёк реальной трассы, зато паровозик смотрит в правильном направлении.

После закрытия движения мост ещё в конце восьмидесятых приглянулся пацанам как место для разборок между районами, например, Свиблово vs.Отрадное. Вероятно, Евгений Кемеровский слышал про эти истории и снял здесь эпизод клипа «Братва, не стреляйте друг в друга». Остатки взорванного по сценарию клипа автомобиля ещё долго лежали на мосту. Городские власти не интересовались судьбой исторического моста, жители новостроек на свой страх и риск проходили над Яузой по ржавому металлу и сгнившим шпалам.

Смотрите старые фотографии: Мост Бескудниковской ветки с демонтированными рельсами. 2000 год: https://pastvu.com/p/109886


В 2006 году после долгожданного ремонта мост стал пешеходным.


Асфальт положен прямо на шпалы.


В левой части снимка – участок старого русла Яуза, не засыпанный при спрямлении.


Благоустройство прибрежной территории вдоль Тенистого проезда


Окрестности Института пути примечательны большим количеством хвойных деревьев.

С 1935 года Институт пути занимается проектированием мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей и гидротехнических сооружений. Среди недавних разработок ЦНИИС – Живописный мост в Крылатском, Парящий мост в парке Зарядье, стадион «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге и другие сложные объекты. В советские годы институт занимал обширную территорию в пойме Яузы, со стороны города Бабушкин к нему вела Институтская улица, от станции Лосиноостровская подходила железнодорожная ветка. Для сотрудников был построен городок, который так и назывался – Институт пути.

Смотрите старые фотографии: Главный корпус Института пути и памятник Сталину. 1940-1960 гг.: https://pastvu.com/p/317463


Игарский проезд, 2 – Научно-исследовательский институт путей и строительства НКПС СССР, главный корпус (1934)


Ивовая улица, 2 – Лабораторный корпус ЦНИИС (1956)

Смотрите старые фотографии: Мост и тоннельная лаборатория. 1968-1975 гг.: https://pastvu.com/p/7808

Смотрите старые фотографии: Лаборатория контактной сети. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/40989 По мосту проходит электричка.

Здесь проходила Бескудниковская ветка, а чуть дальше электрички останавливались на станции Институт пути.

Смотрите старые фотографии: На платформе станции Институт пути. 1978 год: https://pastvu.com/p/13345 Сейчас на месте платформы и железнодорожных путей стоят в два ряда гаражи возле дома № 13 в Игарском проезде.

Смотрите старые фотографии: Вересковая улица, 1. 1950 год: https://pastvu.com/p/333551 Первый кирпичный жилой дом в посёлке Институт пути построен в 1932 году. Снесён.

Несмотря на масштабные перемены и новую застройку района Свиблово, некоторые исторические корпуса и общественные здания 1930-1950-х годов сохранились до наших дней.


Ивовая улица, 1к1 – клуб (1934), здание сильно перестроено.


Вересковая улица, 6 – баня (1936), сейчас – сауна-бар «Гусарский дворик»


Ивовая улица, 5 – жилой дом (1955)


Вересковая улица, 12к2 – жилой дом (1953)


Вересковая улица, 4 – жилой дом (1950)


Вересковая улица, 5 – жилой дом (1936)


Тенистый проезд, 6 – жилой дом (1960). Жильцы ожидают переселения по программе реновации, стартовая новостройка запланирована во дворе этого дома. А всего в институтском городке 10 домов вошли в программу улучшения жилищных условий.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги.

Другие публикации