В декабре 2018 года во МХАТе имени Горького произошли кадровые перестановки – на место художественного руководителя театра вместо Татьяны Дорониной был назначен режиссёр и педагог Эдуард Бояков. У нового руководства МХАТа большие планы, театр уже выпустил несколько премьер: «Леди Гамильтон», «Последний срок», «Последний герой», «Снежная королева», «Парикмахерша», восстановлена «Синяя птица» в версии Станиславского, поставлены 12 поэтических спектаклей. В ближайшем будущем Эдуард Бояков планирует сделать ставку на спектакли по произведениям современных драматургов, в том числе молодых и пока не слишком известных.
29 ноября на пресс-конференции во МХАТе были подведены некоторые итоги минувшего года, озвучены планы на будущее, а также обозначена позиция руководства театра по поводу конфликтной ситуации с частью актёрской труппы.
Эдуард Бояков, художественный руководитель:
«Раньше МХАТ существовал совсем в другом ритме, нежели сейчас. И это проблема. Я с огромным уважением отношусь к тому, что здесь происходило в течение последних тридцати лет, я считаю, что Татьяна Доронина сохранила театр, но времена меняются. Моя задача – дать театру новый импульс. Сейчас требуются активная позиция, обновление репертуара, работа с театральным пространством. Мы будем ставить спектакли по пьесам современных авторов, в нашем портфеле Алексей Варламов, Евгений Водолазкин, Сергей Шаргунов, Александр Проханов. Театр сейчас работает ежечасно, мы репетируем на всех сценах и к этому ритму многим актёрам и многим службам трудно привыкнуть. Наверное, впервые за все годы существования этого здания в нём возник дефицит репетиционных площадей.
Есть десять актёров, которые выразили несогласие с моей позицией в качестве худрука, мы спорили, у нас были острые разговоры и пришли к простому заключению: если актёры публично заявляют о недоверии худруку – они оказываются вне работы. Театр строится на любви, мы живём ради любви, я должен любить труппу, а актёры должны мне доверять. Среди этих десяти есть актёры, которые не были востребованы и совершенно не нужны театру, но есть и заслуженные артисты. В каждом театре случается ситуация, когда люди не востребованы, это естественный процесс. Я готов к диалогу со всеми работниками театра, но это не значит, что пойду на компромисс. Мы будем строить новый театр – с этими людьми или без них. Существует понятие «эффективный контракт» и отныне в театре не будет уравниловки. Актёры стали получать больше и эта система понятна и прозрачна, мы всё согласовываем с профсоюзом. Очевидно, что развернулась кампания против нас, но я не знаю заказчика, могу только догадываться. У нас скоро реконструкция здания и это серьёзные деньги, возможно, кто-то хочет поучаствовать».
Захар Прилепин, заместитель художественного руководителя по литературной части:
«В российской культуре чуждые западные тренды с условного 1991 года благоприятно существовали и в такой ситуации театр МХАТ вынужден был чувствовать себя осаждённой крепостью. А мы атакуем, мы раскрываем ворота и начинаем создавать сообщество людей, увлечённых театральной, музыкальной, поэтической жизнью и исповедующих нормальные принципы: патриотизм, консерватизм, традиционные ценности и так далее. Я не уверен, что какая-то часть наших коллег по ремеслу готова вслух произносить те вещи, которые мы произносим совершенно свободно – о православии или любви к Родине».
На пресс-конференции также выступили актёры мхатовской труппы.
Рубрика: Репортаж. Метка: МХАТ.