04.12.2019 22:55

«Город на память». 527. Яуза. Покровское-Рубцово

4 декабря 2019 года
Фотопроект «Город на память». 527. Яуза. Покровское-Рубцово

Прогулка вдоль русла Яузы продолжается по правобережью — по Русаковской и Рубцовской набережным. Здесь располагалось дворцовое село Покровское-Рубцово, вошедшее в состав Москвы в начале XVIII века. В наши дни о бывшем селе практически ничто не напоминает, зато сохранились разнообразные кирпичные здания времён дореволюционной индустриализации, конструктивистский Будёновский рабочий городок и другие примечательные строения разных эпох.

Село Рубцово впервые упоминается в 1573 году как вотчина служившего в опричнине Протасия Юрьева. Вскоре стольника Юрьева обвинили в измене и казнили, а село поначалу оставалось во владении его родственников, но в начале XVII века перешло в собственность царской семьи.

Село бурно развивалось во времена Михаила Фёдоровича — первого русского царя из династии Романовых. В 1619 году в память об избавления Москвы от польской оккупации здесь был заложен каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы и село получило двойное название — Покровское-Рубцово. Сам царь руководил обустройством усадьбы: на государевом дворе помимо деревянного дворца располагались конюшни, кухня, пивоварня и пасека, создан рукотворный Рыбинский пруд на реке с неблагозвучным названием Гнилушка, а вокруг высажен фруктовый сад с редкими кустарниками и лечебными травами.

Следующий царь Алексей Михайлович гостил в усадьбе лишь во время охотничьего сезона, предпочитая обустраивать владения в Измайлово. В конце XVII века Покровское перешло в ведение Мастерской палаты и до начала правления императрицы Елизаветы Петровны пребывало в некотором запустении. Младшая дочь Петра I в 1739 году построила здесь одноэтажный «увеселительный» дворец с интерьерами в китайском и японском стиле. Для летнего отдыха был предусмотрен большой парк с прудом и каруселями. После смерти императрицы Елизаветы дворец вновь долго не использовался, пока в в 1872 году его не заняла Покровская община сестёр милосердия. Здание было перестроено под нужды общины по проекту архитектора П.Скоморошенко.

К концу XIX века уже вошедшее в состав Москвы бывшее село Покровское стало местом проживания мелких чиновников, ремесленников и торговцев, дороги были вымощены булыжником, керосиновые фонари освещали улицы, Рязанская железная дорога разрезала пополам царскую усадьбу, в зелёных рощах спрятались больницы, а вокруг дымили фабрики и заводы.


Детская больница святого Владимира. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/17601

На Русаковской набережной напротив Электрозавода располагается одна из старейших детских больниц Москвы — Детская городская клиническая больница имени Святого равноапостольного князя Владимира. Больничный комплекс (1876, архитектор Р.Гедике) построен на деньги крупного промышленника и железнодорожного магната Павла фон Дервиза и назван в память о его сыне Владимире, умершем в младенчестве. По воле основателя 100 мест было зарезервировано для бесплатного лечения детей из неимущих семей.


Рубцовско-Дворцовая улица, 1к8 — корпус имени князя А.А.Щербатова, отделение переливания крови


Церковь князя Владимира при Детской больнице. 1884 год: https://pastvu.com/p/638069


Рубцовско-Дворцовая улица, 1к17 — церковь Троицы Живоначальной (1881-1883, архитектор А.Попов). В начале 1920-х годов Троицкая церковь была закрыта, а здание переоборудовано в общежитие с утратой всего внутреннего убранства. После пожара в шестидесятые годы в здании разместили бойлерную Русаковской больницы – так в советскую эпоху называлась больница святого Владимира.


Русаковский пешеходный мост (1957)


Русаковская и Преображенская набережные. 1958 год: https://pastvu.com/p/546164


Попов проезд, 4 — жилой комплекс «Солнечная арка», Arco di Sole (2009) построен на месте остатков промышленной зоны — складов, контор, гаражей автобазы.


Попов проезд, 1к1 — ещё одна новостройка, жилой комплекс бизнес-класса «На Яузе» (2007)


Улица Гастелло, 42 — Романовская больница при Покровской общине сестер милосердия (1911, архитектор Леонид Стеженский), в советский период — гинекологическая больница № 1.


Улица Гастелло, 44с1 — загородный дворец Елизаветы Петровны находился в селе Покровское-Рубцово. В советские годы Елизаветинский дворец перепланировали под коммуналки, а сейчас его занимает Государственный научно-исследовательский институт реставрации.


Бакунинская улица, 83Бс3 — храм Покрова Божией Матери в Рубцове освящён в 1626 году


Улица Гастелло, 41 — жилой дом для работников Министерства чёрной металлургии СССР (1957, архитекторы И.Покровский, И.Соболев, А.Буров) стал одной из первых жертв хрущёвского постановления об излишествах в архитектуре: на стадии строительства дом лишился задуманного архитекторами декора и был построен по упрощённому проекту. В оригинальном варианте его центральную часть украшал портик с колоннами и скульптурами.


Железнодорожный район. Вид с Покровского путепровода. 1949 год: https://pastvu.com/p/88457


Попов проезд, 2 — флигель усадьбы «Покровское» (конец XVIII века)


Причал «Электрозаводский» используется судами ГУП «Мосводосток». За причалом пешеходный мост (1974, архитектор К.Савельев, инженер С.Хейнман), значительную часть которого занимают коммуникации. В этих местах через Яузу переброшены несколько мостов: два пешеходных, автомобильный, железнодорожный.


Коллектор возле Электрозавода — это устье реки Хапиловки, крупного левого притока Яузы


Электрозаводский мост соединяет Большую Семёновскую с улицей Гастелло (1954, архитектор С.Леонтович, инженеры Ю.Вернер, С.Замятин) он построен на месте старого Рубцовского моста.


В сквере на Большой Семёновской. 1951 год: https://pastvu.com/p/110010 Возле Электрозаводского моста был разбит сквер, через который можно было пройти к рабочим общежитиям и Дворцу культуру МЭЛЗ (Театр имени Моссовета, Телетеатр).

В наши дни сквер зарос, а от фонтана и следа не осталось.


Большая Семёновская улица, 11 — строение 1958 года, относившееся к Октябрьскому деревообрабатывающему комбинату (фабрика «Привод», ткацкая фабрика № 2)


Мосты через Яузу. 1980-1990 гг.: https://pastvu.com/p/1539 Автор: Л.Чикин


Железнодорожный мост Казанско-Рязанского направления. Строительство Московско-Рязанской железной дороги лоббировали промышленники: к 1860 году в Московской губернии насчитывалось 1636 фабрик и заводов, а сырьё для них поставлялось из провинции. Прокладка полотна дороги протяжённостью 117 вёрст велась ускоренными темпами и уже в 1862 году по ней началось движение товарных составов. Поначалу в пассажирском расписании значилось только два поезда Москва-Коломна и Коломна-Москва, но с ростом дачных посёлков и открытием новых станций пассажирские перевозки на Московско-Рязанской дороге резко возросли.

Возле моста снимался эпизод телефильма «Место встречи изменить нельзя» с падением грузовика в реку и арестом Фокса. Причём стрелял Глеб Жеглов на Сыромятнической набережной, а грузовик сбросили в воду на Рубцовской.


Река Яуза около Электрозавода. 1954 год: https://pastvu.com/p/277916 Война помешала осуществлению в полном объёме плана обводнения Москвы, принятого в 1935 году. Северный канал из Химкинского водохранилища в Ростокино, который должен был напоить Яузу волжской водой, так и не был построен. Яуза оставалась мелководной, а из-за сбросов промышленных отходов ещё и очень грязной. И лишь в пятидесятые годы её набережные начали благоустраивать.


Северный канал на нереализованном плане 1935 года


На некоторых извилистых участках русло Яузы было спрямлено, а прежде река протекала по нынешней территории Электрозавода. 1953 год: https://pastvu.com/p/278519 Кадр из кинофильма «Верные друзья»


Благоустройство спрямлённого русла Яузы. 1957 год: https://pastvu.com/p/520557

Корпуса Электрозавода остаются позади, а вдоль Рубцовской набережной начинается ещё одна промышленная зона, которая сложилась до революции и значительно разрослась в годы первых пятилеток. С 1930-х годов на правобережье Яузы находился Завод № 9 сложной телефонно-телеграфной аппаратуры НКС, за ним — основанный в 1870 году швейцарским промышленником Майером чугунолитейный завод (Московский завод деревообрабатывающих станков), дальше — ткацко-аппретурная фабрика Карякина (застраивается корпусами ЖК «Резиденции архитекторов») и другие предприятия. Наука здесь представлена основанным в 1918 году ВНИИ «Тяжпромэлектропроект» и ВНИИ радиотехники, с 1921 года работавшего в области радиолокации.


Академия Народного комиссариата путей сообщения. 1937 год: https://pastvu.com/p/915033


Большая Почтовая улица, 22с2 — Академия Народного комиссариата путей сообщения (1937, архитектор Борис Улинич), ВНИИ радиотехники

Большая Почтовая улица, 20 — дореволюционные индустриальные строения после реконструкции


Большая Почтовая улица, 43-45с1 — здание 1880 года


Большая Почтовая улица, 39с1 — дореволюционное здание после реконструкции


Большая Почтовая улица, 35с1 — школьное здание построено по индивидуальному проекту (1935)


Рубцовская набережная, 3с1 — административное здание (1989), бизнес-центр River Tower

Многие здания бывшей промзоны запланированы к сносу, на этой земле вырастут новые кварталы, к примеру, на Рубцовской набережной ещё в 1999 году был построен ЖК «Русская Венеция».


Жилой комплекс «Русская Венеция» на Рубцовской набережной. 2000 год: https://pastvu.com/p/70255


А сто лет назад эти места выглядели вот так: вид села Покровское с восточной стороны. 1880-1899 гг.: https://pastvu.com/p/50458


Строящийся жилой комплекс «Резиденции архитекторов»


Семёновская набережная после реконструкции. 1957 год: https://pastvu.com/p/611263 А по левому берегу Яузы проложена Семёновская набережная, застроенная в пятидесятые годы парадными сталинками.


Семёновская набережная, 3 — жилой комплекс (1950-1957)


Семёновская набережная, 2 — научно-исследовательский институт (1954), ВНИПИэнергопром


Новый жилой дом завода «Серп и молот». 1955-1956 гг.: https://pastvu.com/p/903787


Госпитальный Вал, 5к18 — жилой дом (1955, архитектор Игорь Покровский)


На стадионе завода «Серп и молот». 1961 год: https://pastvu.com/p/55211

Значительную территорию вдоль Семёновской набережной занимает стадион «Металлург», построенный в середине пятидесятых годов на месте мусорной свалки. Стадион несколько десятилетий принадлежал Московскому металлургическому заводу «Серп и Молот», а в наши дни на его территории ведётся строительство метрополитена. Предполагается, что по завершении тоннелепроходческих работ «Металлург» благоустроят и вернут жителям района.


Госпитальная набережная, владение 4 — спортивный комплекс МГТУ имени Баумана, открывшийся в канун Московской Олимпиады.

Улица Новая Дорога примечательна тем, что разделена Яузой на две половины — от Введенского кладбища до реки и от реки до Большой Почтовой улицы. В 1930 году здесь был построен арочный автомобильный мост на деревянных сваях, но он был снесён при реконструкции русла Яузы, а взамен в 1966 году появился пешеходный Рубцов мост.


На обоих берегах возле Рубцова моста обустроены причалы для малых судов — Семёновский и Рубцовский.


Будёновский посёлок на Большой Почтовой. 1929-1933 гг.: https://pastvu.com/p/94365

Конструктивистский Будёновский посёлок построен в 1927-1930 годах по проекту известного московского архитектора жилых и общественных зданий Михаила Мотылёва. Отличительной особенностью этого рабочего посёлка стал диагональный проезд, рассекающий квартал пополам. Некоторые дома вошли в программу реновации ветхого жилого фонда, но в связи с исторической ценностью зданий было принято решение о проведении реставрации с отселением жильцов.

Узнать больше об истории этого района можно в предыдущих сюжетах проекта «Город на память» — 150. Будённовский городок и 388. Новая Дорога и стадион «Металлург».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, Яуза.

Другие публикации

15.01.2020 в 19:23

«Город на память». 543. Московский автобус. История


При масштабном строительстве новых зданий рельсы служили помехой и куда более мобильный автобус стал вытеснять привязанный к рельсам и контактной сети трамвай.

12.01.2020 в 19:37

«Город на память». 542. Московский трамвай. История


Сначала была конка. А спустя полвека по московским улицам помчался электрический трамвай.

10.01.2020 в 17:58

«Город на память». 541. Тверская застава


Последнее в истории Москвы заградительное сооружение вокруг города было построено к 1742 году - земляной Камер-Коллежский вал служил таможенной границей.

05.01.2020 в 02:41

«Город на память». 538. Триумфальная арка и площадь Маяковского


Хотя площадь на пересечении Тверской улицы и Садового кольца сейчас именуется Триумфальной, о правильности её названия можно поспорить.

30.12.2019 в 02:19

«Город на память». 537. Щербинка. Экспериментальное кольцо


Полигон представлял собой одиночный железнодорожный путь в форме правильной окружности протяжённостью 6 километров, с постоянным радиусом 956 метров и нулевым уклоном.

28.12.2019 в 20:47

«Город на память». 536. Останкино 2019


Фотопроект «Город на память» похож на мозаику, из которой складывается разноцветная картина истории Москвы, и каждый год добавляет к ней новые штрихи.

27.12.2019 в 16:40

«Город на память». 535. Яуза. Берниковская набережная и устье


У подножия Таганского холма построено самое торжественное здание на Яузе - одна из семи сталинских высоток. Возле неё и расположено устье Яузы, впадающей в Москву-реку.

26.12.2019 в 11:45

«Город на память». 534. Яуза. Серебряническая набережная


Набережная получила название по находившейся здесь слободе ремесленников — «серебряников», чеканивших царскую серебряную монету.

18.12.2019 в 12:48

«Город на память». 530. Яуза. Сыромятники


Если бы Генеральный план 1935 года был реализован, Яуза могла стать полноводной и судоходной, но начавшаяся война помешала прокопать так называемый Северный канал.

16.12.2019 в 02:18

«Город на память». 529. Яуза. Завод «Кристалл» и окрестности


На правом берегу Яузы в 1901 году открылся «Московский казенный винный склад № 1», более известный как Московский ликёро-водочный завод и завод «Кристалл».

09.12.2019 в 13:18

«Город на память». 528. Яуза. Лефортово


Волею случая в 1689 году Лефорт познакомился с царём Петром I и с тех пор Лефорт, уже дослужившийся до звания полковника, был наставником и товарищем юного самодержца.