13.12.2019 21:53

«Война и мир» Юрия Грымова

Это не спектакль – грандиозное действо. Размах и полет фантазии, в сочетании с точностью воплощения замысла русского классика и сохранением основных сюжетных линий поражают воображение.  Более 5000 рукописных листов «Войны и мира» за 3,5 часа постановки. Это смог сделать только он – Грымов.
Режиссер задумал показать одно самых известных произведений мировой литературы в год 190-летия со дня рождения Льва Николаевича и 150-летнего юбилея написания романа-эпопеи. И ведь получилось!
Наверное, Юрий Вячеславович отчасти прав говоря, что «от корки до корки» четырехтомник прочитало не более 1 процента людей. Знакомясь с произведением в рамках школьной программы, девочки до сих пор предпочитают любовные сцены, мальчики – батальные. Сегодня, в лучшем случае, мы способны осилить кино-эпопею. И то потому, что в самой известной из них сыграли звездные Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов и Людмила Савельева.
А тут театральный проект! Казалось бы, как можно за несколько часов на сцене реализовать столь объемный труд не пожертвовав качеством? А главное, как сделать так, чтобы зритель не умер от тоски и не ушел из зала?
Именно этим и славится кино- и театральный режиссер Грымов. Ему все по силам. Но даже этому человеку для рождения проекта понадобилось 3 года. Он все придумал. Рискнул и не прогадал.
_DSC0806_DxO_DSC0828_DxO_DSC0836_DxO_DSC0873_DxO_DSC0908_DxO_DSC0957_DxO
Эмоции зашкаливают. На глаза наворачиваются слезы. Постановка не просто хороша. Она гениальна!
Уже с первых сцен в зале слышится шепот: «Этот спектакль, пожалуй, тянет на «Золотую маску». И действительно, отдельные сцены настолько впечатляют, что «Маски» им не миновать…
Гаснет свет. В глубине черной сцены начинается церковная служба. Декораций почти нет. Зато есть удивительной красоты песнопения и выхваченные приглушенным светом фигуры. Полное ощущение присутствия…
Вот мы уже переносимся на собрание масонов. Птичьи клювы на головах адептов, с ювелирной точностью воссозданный костюм магистра, специфическая, легко узнаваемая музыка…  Посвящение Пьера. Зритель внимательно следит за ритуалом.
И вдруг, как вспышка яркого света, первый бал Наташи Ростовой. Все, как в романе Толстого. Трогательно, нежно, изысканно, празднично. На черном фоне исключительно белые наряды. По ним можно изучать моду 19 века. Такова точность. Контраст белого и черного завораживает.  Атмосфера покоряет.
А вот массовые батальные сцены. Икона Божией матери и молитва перед боем. От одиночных выстрелов и погибающих героев замирает сердце. Вереницы пленных солдат, мирных жителей… Невероятная музыка, великолепные световые находки, удивительная игра актеров и потрясающие хоровые включения.
Несколько часов пролетают, как один миг.  «Война и мир» смотрится на одном дыхании. Постановка предусматривает два антракта, но включение в спектакль настолько мощное, что из зала совсем не хочется уходить.
Хотя Грымов и не ставил перед собой такую задачу, но многим зрителям захотелось перечитать роман.  Это дорогого стоит.
_DSC0977_DxO_DSC1139_DxO_DSC1054_DxO_DSC1050_DxO_DSC1006_DxO_DSC0994_DxO
Впрочем, сам автор проекта говорит, что полное название постановки “Война и мир. Русский Пьер”. По его мнению “Толстой писал о том, как Пьер превращается в Петра Кирилловича. Он становится русским патриотом, будучи масоном. Человек, который боготворил Наполеона, потом готов его убить. Это называется преображением. Пьер преобразился. Через что? К сожалению, через боль, через страдания народа”. Поэтому именно Пьер и стал центральной линией спектакля. Тем стержнем, на который и нанизана канва сюжета в сопровождении народных песен, знаменитой музыки Россини, Моцарта, Чеснокова, Свиридова, Бортянского.
В проекте заняты все артисты театра, приглашенные актеры, государственный хор им. А.В.Свешникова. Всего 70 человек, для которых пошито более 400 костюмов. Гастроли для такого проекта –  дело дорогостоящее. Поэтому постановку можно увидеть только в Москве.

Текст: Юлия Козлова
Фото: Верещагин Игорь

Рубрика: Культура. Метки: театр, Война и Мир, Толстой.

Другие публикации