Каким-то удивительным образом карьера Михаила Левитина связана с именем самого загадочного русского писателя начала двадцатого века Даниила Хармса.
Впервые молодой режиссер обратился к творчеству Хармса в 1982 году, поставив нашумевший спектакль “Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов”. До Левитина Хармса в театре не ставили. В годы советской власти опальный писатель был признан идеологически вредным, его произведения не издавались, разве что в детских журналах и сборниках можно было изредка увидеть его фамилию. И вдруг фонтан радости, веселых розыгрышей и невероятных историй на сцене! Перед началом спектакля нарочно объявлялось, что “это спектакль исключительно для легкомысленных людей, а люди серьезные могут прямо сейчас покинуть зал!”
Второе обращение к Хармсу произошло через 18 лет в спектакле “Белая овца”. В интервью историку театра Ирине Озёрной режиссер так говорит о побудительных мотивах:”Когда я первого “Хармса” ставил, я был значительно моложе и счастливее. И поставил спектакль о счастье. А за 18 лет во мне появилось много боли. И я поставил спектакль о боли.”
Нынешняя премьера позволит увидеть трагическую фигуру Хармса глазами любящей женщины — второй жены художника, которая и в преклонном возрасте не растеряла ни любви к мужу, ни ненависти к режиму, его убившему. В воспоминаниях Марии Малич, записанных Владимиром Глоцером в 1996 году Хармс поворачивается к нам своей непубличной, интимной стороной. Спектакль так и построен – в виде объединения отдельных эпизодов воспоминаний, разделенных порой несколькими годами. Из этих эпизодов, как из мозаики складывается образ противоречивый и глубоко трагический. Вот Даня (Станислав Сухарев) – почтительный сын, не смевший сесть в присутствии отца, но не из робости, а от безмерного уважения! Вот он — душа веселой компании, и упивающийся, и тяготящийся — мешают писать — своим положением. Пылкий возлюбленный, читающий стихи своей Фефюленьке, заботливый муж, и падкий на женщин ловелас, экстравагантный чудак, красящий печку в розовый цвет ночью и охотящийся на крыс в комнате, где крыс нет. Все это Хармс. В то же время увлеченный мистик и глубоко верующий человек, неординарный писатель, безумно страдающий от несоразмерности своего таланта той затхлой атмосфере, в которой ему приходится существовать.
Предчувствуя свою судьбу, он боялся ареста, боялся до дрожи.
Ряд случаев, из воспоминаний Марины, которую блестяще сыграла Ольга Левитина, иначе как мистикой не объяснить. В самое беспощадное время, когда чёрные воронки ежедневно забирали людей, чекисты вызывают Хармса в Большой дом, чтобы посмотреть, как тот делает свои фокусы с шариками! Эмоционально очень сильный и один из ключевых моментов в спектакле.
Что касается эмоций, то зрителей ждёт весь спектр, от смеха до слез, и здесь не обойтись без восхищения игрой актеров. Всех без исключения! Станислав Сухарев, Ольга Левитина, Екатерина Тенета великолепны! Борис Романов — украшение любого спектакля!
Диана Шульмина в роли юной Фефюленьки отлично вписалась в коллектив более именитых коллег. Мария Глянц, Анна Богдан, Константин Тумилович, Василий Корсунов, Сергей Бесхлебнов — та самая свита, которая играет короля и делает это мастерски, а кроме того у каждого есть свой небольшой”сольный” номер.
Все спектакли о Хармсе Левитин поставил в сотрудничестве с самыми известными художниками-сценографами, каждый из которых стал легендой в театральном мире. Борис Мессерер, Давид Боровский и, наконец, Сергей Бархин. Пространство спектакля отличается строгостью и лаконичностью, воспроизводя ленинградскую коммуналку, но есть изюминка — окна-порталы, в которые помещены макеты питерских соборов, отчего создается впечатление, что город заглядывает в комнату и изумляется в ней происходящему!