23.12.2019 23:47

«Город на память». 533. Яуза. Николоямская и Костомаровская набережные

23 декабря 2019 года
Фотопроект «Город на память». 533. Яуза. Николоямская и Костомаровская набережные

Прогулка вдоль Яузы продолжается по Костомаровской, Николоямской и Полуярославской набережным. В окрестных кварталах можно увидеть старинные храмы, купеческие особняки XIX века, дворец культуры Метростроя.


Николоямская улица, 57-59 — храм преподобного Сергия Радонежского

Паломники, направлявшиеся в Свято-Андроников монастырь, могли посетить и храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе, построенный на Николоямской улице в 1818 году. В основе здания лежат строения XVIII века, а трёхъярусная колокольня была возведена в 1864 году. Самой древней частью храма является трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая, сохранившаяся от прежнего храма, сильно пострадавшего во время наполеоновской оккупации. Прихожане собрали средства на строительство нового здания, которое велось долго в несколько этапов при участии крупных мастеров, архитекторов Фёдора Шестакова и Ивана Барютина.

По богатству внутреннего убранства и подбору древних икон, в основном первой половины XVII века, храм преподобного Сергия мог соперничать с соборами Московского Кремля. Увы, закрытие храма в 1938 году сопровождалось варварским сожжением на костре церковных книг и икон. Прихожане успели спасти лишь немногие шедевры древнерусской иконописи, а серебро и другие ценности были изъяты властями ещё раньше, вскоре после Октябрьской революции.

Здание стало использоваться под скульптурные мастерские и склад, здесь создавлись произведения советского монументального искусства, например, памятник Юрию Гагарину, установленный на Ленинском проспекте. Промышленная эксплуатация нанесла строению большой ущерб — появились трещины, стены покрывал толстый слой копоти. Реставрационные работы начались в 1985 году после его передачи Музею древнерусской культуры и искусства, а вскоре храм был освящён и возвращён верующим.


Николоямская улица, 57с1 — дом причта храма святого преподобного Сергия Радонежского


Николоямская улица, 60 — храм святителя Алексия, митрополита Московского

На противоположной стороне Николоямской улицы расположен прекрасный образец московского елизаветинского барокко — храм святителя Алексия. По преданию, храм построен на том месте, где когда-то стояла палатка митрополита, откуда он наблюдал за строительством Спасо-Андроникова монастыря. Сначала здесь построили деревянную церковь, а в в 1748-1751 годах возведено каменное здание по проекту Дмитрия Ухтомского.

Храм повторил судьбу большинства московских церквей, был разорён в первые годы советской власти и реконструирован под производственные задачи. С 1966 года здание принадлежало заводу по обработке специальных сплавов, затем — ремонтно-строительному управлению, а в наши дни передано в ведение Русской Православной Церкви.

По Николоямской улице выстроились в ряд купеческие особняки послепожарной Москвы.


Раритетная крышка люка с плохо читаемой надписью, можно разобрать только слова МОСКВА и ЛЕНИНГРАД.


Николоямская улица, 49с2 — главный дом усадьбы Птицына–Залогиной (1754)


Николоямская улица, 47 — главный дом городской усадьбы Морозовых (конец XVIII века, 1842, 1898)


Николоямская улица, 54 — городская усадьба, в 1818 году приспособленная для размещения Рогожской полицейской части с арестным домом и пожарной каланчой. В 1990-е годы здание было реконструировано и над ним вновь появилась утраченная ранее каланча.

Между Николоямской улицей и Яузой расположился промышленный квартал фабриканта Саввы Морозова, скупившего несколько земельных участков для постройки своей усадьбы и ткацкой фабрики. В 1891 году здесь открылись «Богадельня для призрения бедных престарелых всех сословий обоего пола» и «Приют для малолетних детей», для которых по проекту архитектора Михаила Никифорова было выстроено новое здание, окружённое садом. Заказчиком выступил Давид Морозов, наследник знаменитого промышленника.


Шелапутинский переулок, 3с1 — Морозовская богадельня

В здании богадельни находились палаты для призреваемых, домовая церковь и служебные помещения. Парадный вход в здание располагался со стороны улицы через тамбур. Двери палат выходили в длинный коридор, проходящий по всему первому этажу, в торцах были расположены столовые с буфетными и умывальные комнаты с клозетом. В центре здания располагалась комната Совета богадельни с канцелярией, около главного входа — приёмная врача с ванной и аптекой. В середине второго этажа находилась единоверческая церковь, а справа и слева — палаты мужского и женского отделений, в которых также были предусмотрены умывальные комнаты и столовые.

В 1928 году здание бывшей богадельни превратилось в родильный дом, названный именем деятельницы международного коммунистического движения Клары Цеткин. Кстати, ей принадлежит идея проводить день протеста пролетариата против бесправного положения женщин. Первая такая акция прошла в марте 1911 года, спустя год к международному дню женской солидарности присоединилась Россия, а с 1914 года была установлена фиксированная дата проведения — 8 марта.

В родильном доме имени Клары Цеткин появились на свет десятки тысяч маленьких москвичей, пока здание не обветшало и стало непригодным для медицинского учреждения. В девяностые помещения занимали многочисленные арендаторы, не заинтересованные в реставрации. В 1997 году московское правительство приняло решение о восстановлении исторического здания, но видимых перемен так и не произошло.


Шелапутинский переулок, 3с2 — жилой флигель усадьбы Морозова, с 1934 года — поликлиника для беременных.

В Шелапутинском переулке расположены корпуса «Экспериментального оптико-механического завода» (завод «Аэрогеоприбор»), основанного в 1928 году на базе мастерской по ремонту геодезических приборов и находившегося в подчинении Главного управления государственной съёмки и картографии.


Шелапутинский переулок, 1с4 — административное здание (1944). Отсюда к Яузе ведёт Николоямский переулок, некогда завершавшийся мостом через реку.


Николоямская набережная на левом берегу Яузы проложена в 1916 году

По другой стороне реки проходит Костомаровская набережная и перейти на неё с левого берега можно по Костомаровскому мосту. Это самый длинный автомобильный мост на Яузе общей длиной 246 метров и шириной 32 метра. Он построен в 1941 году по проекту инженера Ю.Вернера и архитектора И.Ткаченко на месте старого арочного однопролётного моста.


Снегоплавильный пункт на Костомаровской набережной

Московский радиоаппаратостроительный техникум. Здание построено для ремесленного училища № 17 Трудовых резервов, с 1952 года Московский радиовакуумный техникум, с 1963 — Московский радиоаппаратостроительный техникум, сейчас — Московский государственный колледж информационных технологий.

А по соседству с заводиками стоял большой дом-«коробочка», попавший в киноленту Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе».

На момент съёмки кинофильма здание слегка обветшало, но в 1923 году оно выглядело очень нарядно, на пилонах по обе стороны входной арки стояли скульптуры пролетария и крестьянки. На митинге в торжественной обстановке жилой дом был передан рабочим завода «Серп и молот» — это был один из первых домов, построенных для трудящихся при советской власти. Впрочем, это здание не с нуля строилось, а под жильё был реконструирован склад металлургического завода Гужона. Считается, что здесь ещё до революции бывал Владимир Ленин, поэтому дому присвоили его имя.


Костомаровский переулок, вид с одноимённого моста в сторону Курского вокзала

Костомаровская набережная, Костомаровский мост и Костомаровский переулок названы в XIX веке в честь местной землевладелицы, безвозмездно передавшей городу участок земли под прокладку дороги, но с условием, что её имя будет увековечено в названии нового переулка.

Переулок со временем превратился в широкую магистраль со складами и ангарами промышленной зоны, но здесь есть настоящая достопримечательность — Дворец культуры Метростроя (1937, Костомаровский переулок, 3с1). Конструктивистский проект был переосмыслен и превратился в нарядное ар-деко, но с сохранением первоначальной разновысокой планировки объёмов здания. Как вспоминают старожилы, внутри Дворец культуры напоминал улей: и школьники, и взрослые занимались в многочисленных кружках, а по вечерам в зрительном зале проходили киносеансы, давали концерты, играли спектакли. После войны внутреннее пространство было украшено в духе сталинского ампира росписью, лепниной и люстрами. Увы, Дворец культуры Метростроя давно закрылся, а в 2014 году новый владелец уничтожил исторические интерьеры.


Костомаровский переулок, 3с12 — Опытно-техническая швейная фабрика имени Клары Цеткин (1970), пример промышленной архитектуры брежневской эпохи, ничего лишнего, «экономика должна быть экономной». С 1908 года здесь располагалась фабрика Товарищества «Мандль и Райц», но с началом Первой Мировой войны подданные Германии попали в опалу и предприятие стало Русским акционерным обществом «Марс». Фабрика имени Клары Цеткин занимала большую территорию вдоль железной дороги.


Костомаровский переулок. Возведение жилого комплекса на месте индустриальных строений


Наставнический переулок, 3 — элитный жилой комплекс Royal House on Yauza (2016), Королевский дом на Яузе.


Большой Полуярославский переулок, 7с1 — типовое школьное здание


Малый Полуярославский переулок, 3с1 — советское административное здание, примечательное длинной и широкой парадной лестницей


Наставнический переулок, 8к1 — жилой дом (1957)

Практически весь квартал был застроен в девяностые годы без какого-либо комплексного планирования и теперь в Полуярославском переулке странные жилые дома соседствуют с офисными новоделами «под старину».


Большой Полуярославский переулок, 18с3 — торговые ряды XIX века с конторскими помещениями, одна из немногих сохранившихся здесь дореволюционных построек.

Название следующей набережной Яузы звучит непонятно — Полуярославская. А почему не целая, а только половина? На самом деле набережная названа так в XIX веке, потому что на берегу располагалась суконная фабрика купца И.Полуярославцева.


Гранитный спуск к реке

Вернёмся на Николоямскую набережную. На основанном в начале 1930-х годов стадионе завода «Серп и Молот» на левом берегу Яузы были обустроены два футбольных поля с беговыми дорожками, построены стрелковый тир и спортивный зал. Заводчане заслуженно гордились своей футбольной командой «Металлург», за которую выступали такие мастера, как Григорий Федотов, Борис Аркадьев, Валентин Гранаткин, Константин Бесков, Фёдор Селин. «Металлург» дважды становился чемпионом Москвы, в 1937-1940 годах выступал в высшей лиге Чемпионата СССР и даже завоевал в 1938 году бронзовые награды.

В первые месяцы Великой Отечественной войны здесь проходили подготовку ополченцы, стадион был перекопан землянками и блиндажами для размещения позиций артиллерийской зенитной батареи. Территория стадиона была скорректирована ещё до войны в связи с благоустройством яузских набережных, а в 1948 году он был ликвидирован с выделением «Металлургу» новой площадки тоже на Яузе, но совсем в другом месте — на пересечении Семёновской набережной и улицы Новая Дорога.

В наши дни на территории бывшего стадиона и в его окрестностях расположены Высокояузский сквер, несколько жилых домов, арт-пространство «Рукав». Старожилы вспоминают о поставленных здесь высоких мачтах, относящихся к ГСПИ РТВ — Государственному специализированному проектному институту радио и телевидения. Горожане считали, что на них стояли «глушилки», подавляющие радиосигналы западных станций. Во время горбачёвской перестройки или даже раньше вышки демонтировали.


Улица Земляной Вал, 59 — административное здание (1951)


Улица Земляной Вал, 59с2 — офисно-выставочный комплекс, в одном из двух блоков которого находятся ресторан, выставочная галерея и мастерская скульптора Александра Рукавишникова. В Москве установлено немало его работ от памятника Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище до гладиатора возле стадиона «Спартака» в Тушино. В сквере на Яузе можно увидеть фрагмент памятника Михаилу Булгакову, изображающий сцену из романа «Мастер и Маргарита» (в 2003 году памятник планировалось установить на Патриарших прудах, но городские власти не дали согласие), а также композиции «Влюблённые огородницы», «Конина», «Кокон» и голову гладиатора Спартака.

Арт-пространство «Рукав» — это открытая творческая мастерская Народного художника РФ, скульптора Александра Рукавишникова, задуманная как место сосредоточения одаренных и близких по духу людей, занятых теоретическими и практическими вопросами современного искусства. В интерьере представлены скульптурные работы династии Рукавишниковых.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, Яуза.

Другие публикации

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.

28.06.2020 в 13:21

«Город на память». 603. Плавательный бассейн «Чайка»


После закрытия культового бассейна «Москва» город не остался без искусственного всепогодного водоёма - во дворах Пречистенской набережной прячется бассейн «Чайка».

27.06.2020 в 13:57

«Город на память». 602. Пречистенская набережная


На Хотевском плане 1852 года Пречистенская набережная незатейливо обозначена как Проезд по берегу реки Москвы, а современный топоним появился на плане Москвы 1881 года.

25.06.2020 в 11:22

«Город на память». 601. Дарвиновский музей. Тематические выставки


Коллекция Государственного Дарвиновского музея, наглядно иллюстрирующая теорию эволюции Чарлза Дарвина, насчитывает свыше 400 000 единиц хранения.

22.06.2020 в 03:26

«Город на память». 600. Водоотводный канал. Шлюзовая набережная


Даже старожилы не верят, что канал здесь был соединён с Москвой-рекой протокой с плотиной, возле которой сотню лет назад располагался Московский речной вокзал.

19.06.2020 в 00:07

«Город на память». 597. Водоотводный канал. Кадашёвская набережная и Балчуг


Кадашёвская набережная ведёт к Балчугу - одной из старейших московских улиц, вот только старины здесь почти не видно.