Под конец года театр Образцова радует россыпью премьер. Одна из них состоялась 24 декабря на Большой сцене театра. Главный режиссёр Борис Константинов поставил пушкинскую «Сказу о царе Салтане».
Известную с детства историю о зависти, любви и прощении рассказывают шестеро актёров (или игрецов, как указано в программке спектакля) и их куклы. Артисты не прячутся за ширмой, а находятся на сцене, виртуозно меняют роли (и кукол, большая часть из которых перчаточные), становясь то гонцом, то Салтаном, то злобной сестрой-поварихой, то прекрасной Царевной Лебедью.
К тексту Пушкина создатели спектакли отнеслись очень бережно. Он звучит со сцены в первозданном виде – то нараспев, то речитативом, то рефреном.
Сценография авторства Виктора Никоненко отсылает к старинному театру. Все декорации выполнены из дерева (особенно впечатляют крутящиеся деревянные волны), одежда игрецов – лоскутная, отчасти скоморошья, за звуковое сопровождение отвечают шумовые машины, а Царевна Лебедь томно перебирает гусли. Но спектакль никак нельзя назвать лубочным – он очень стильный и сделан вполне в духе времени – как пушкинского, так и сегодняшнего, в котором ценится лаконичность и возвращение к истокам. Также современности добавляет бас-гитара, на которой артист, исполняющий роль Гвидона, аккомпанирует партнёрам. Интересно, что он не исполняет готовую мелодию, музыка рождается по ходу спектакля. Гитара озвучивает написание письма Салтану, полёты насекомых, в которых превращается Гвидон, шёпот морских волн.
Тексты Пушкина в принципе не устаревают, они всегда живые и актуальные, это некая константа, которая всегда была и всегда будет, но спектакль наглядно показывает связь между прошлым и настоящим – люди, их отношения и проблемы очень мало меняются. И зависть всегда порождает зависть, а любовь возвращается сторицей.
Рубрика: Культура. Метки: Пушкин, театр Образцова, сказка, Сказа о царе Салтане, Борис Константинов.