28 декабря 2019 года
Фотопроект «Город на память». 536. Останкино 2019
Фотопроект «Город на память» похож на мозаику, из которой складывается разноцветная картина истории Москвы, и каждый год добавляет к ней новые штрихи. Очередной сюжет про Останкино посвящён вселению электробусов в троллейбусный парк, переезду киностудии «Союзмультфильм», сносу «Московского хладокомбината № 9», страстям по реновации жилого фонда и знакомству с Домом-музеем Сергея Королёва, с которого началась звёздно-космическая топонимика района.
В 2019 году в Москве продолжилась эволюция городского транспорта и электробусы повсеместно вытесняют троллейбусы. В некоторых районах «Как электромобиль, только автобус» совсем недавно вышел на маршруты, а по Останкино электробусы курсируют больше года. Их основное преимущество перед автобусами – экологичность, преимущество перед троллейбусами – не требуется контактная сеть.
154 электробуса поступили на эксплуатационную площадку филиала «Северо-восточный» (бывший 6-й троллейбусный парк ГУП «Мосгортранс» на улице Бочкова, открывшийся в 1962 году), из них 124 машины приняты и могут выезжать на линию. Особенность этой площадки в том, что здесь одновременно эксплуатируются электробусы КамАЗ-6282, ЛиАЗ-6274 («Группа ГАЗ») и троллейбусы, то есть параллельно работают три компании со своими сервисными центрами. Спустя некоторое время троллейбусы покинут улицу Бочкова, будут демонтированы опоры контактной сети и парк сосредоточится на обслуживании электробусов. После модернизации цехов на площадке могут разместиться 200 единиц подвижного состава.
КамАЗ-6282 и ЛиАз-6274 отличаются не только дизайном, но и техническими нюансами, поэтому каждую модель обслуживает свой сервисный центр со своим персоналом. В какой-то степени, КамАЗ и «Группа ГАЗ» являются конкурентами и для каждой компании предоставлены отдельные производственные помещения. Контракт производителей с городом заключён таким образом, что их «дочерние» сервис-центры берут на себя всё обслуживание, включая мойку кузова и санитарное состояние салона. То есть, водитель возвращается после смены в парк, в присутствии начальника смены и представителя ОТК сдаёт машину и идёт домой. А утром его сменщик принимает уже готовую к эксплуатации машину. Производитель предоставляет гарантию на 15 лет и весь этот жизненный цикл сервисная компания должна давать водителю машину, как новую. Замена аккумуляторных батарей производится один раз в пять или семь лет и в гарантийное обслуживание не входит.
Пока ни в одном трудовом справочнике нет такой профессии – «водитель электробуса». Для обучения водителей нового вида городского транспорта ГУП «Мосгортранс» открыл учебный центр, в котором водители автобусов и троллейбусов проходят стажировку. С улицы водителей не берут, в московских парках хватает опытных кадров, причём требования к водителям достаточно строгие – в течении последнего года не должно быть даже мелких ДТП по его вине и не должно быть грубых нарушений дисциплины. После троллейбуса водитель стажируется сначала на автобусе (у этих транспортных средств отличие в расположении педалей да и водительские правы нужны категории D) и только потом переходит к работе на электробусе.
Хотя электробус стоит дороже автобуса, его эксплуатация обходится примерно в три раза дешевле. Пробег троллейбуса, конечно, дешевле, но в этом сравнении надо учитывать и затраты на эксплуатацию троллейбусной контактной сети. А для пассажиров выгода электробуса перед другими видами транспорта очевидна – комфортный салон вмещает 85 человек (количество мест для сидения – 33), машина низкопольная, просторная, бесшумная и не зависит от неисправности контактной сети (не стоит в пробках).
Предусмотрены два вида подзарядки литий-титанатных (LTO) аккумуляторных батарей – ночная и ультрабыстрая, когда подзарядка на конечной станции осуществляется за 10-15 минут, запас хода при такой зарядке около 50 километров. Обычно электробус заряжают после каждого «плеча» (от конечной до конечной), не допуская снижения заряда батареи меньше 50%. За восемь месяцев эксплуатации электробусов в Москве не было случая, чтобы машина встала на маршруте, не доехав до зарядной станции.
Во время пополнения заряда батареи водитель отмечает путёвку в диспетчерской и может успеть выпить чашку чая. Задача водителя – правильно стать по разметке под зарядную станцию, чтобы пантограф-токосъёмник ровно встал в купол. Когда зарядная сессия завершится, пантограф опустится автоматически. Важно, что при поднятом токосъёмнике происходит блокировка движения и электробус не тронется с места. На сегодня в парках и на конечных оборудованы и подключены 62 зарядные станции российского и китайского производства, пока они не все задействованы.
Длительный вариант зарядки осуществляется ночью на территории парка и занимает шесть часов. При этом используется не пантограф, а электрический кабель. Для оптимальной организации процесса планируется оборудовать порталы, например, на 15 машин, которые выстроятся в ряд для подзарядки. Но есть мнение, что при таком способе ресурс батареи будет вырабатываться быстрее.
Электробус уже прошёл первые зимние испытания и успешно справился с московскими холодами – литий-титанатные батареи рассчитаны на работу в диапазоне температуры воздуха от -40 до +40 градусов. Первый сезон выявил некоторые недостатки по электрике, по «железу», случались неполадки с зарядными станциями, когда система «не видела» электробус, но эти проблемы решаемы, а по батареям сходов не было.
За одну смену электробус проезжает в среднем 120 километров, а за месяц набегает около 5000 километров. Новых машин становится больше и среднесуточный выпуск электробусов на линию увеличивается, инновационный подвижной состав выходит на маршруты, где совсем недавно курсировали троллейбусы. Кстати, троллейбусы не режут на металлолом, а передают в другие города – в Ульяновск, Иваново, Смоленск, Рязань. По прогнозам специалистов, в Москве скоро не останется дизелей, в городе будут эксплуатироваться только экологически чистые виды общественного транспорта, причём электробусы составят серьёзную конкуренцию проверенным временем трамваям и троллейбусам.
В последние годы в Москве ведётся планомерный снос хладокомбинатов, построенных в 1930-1950-е годах, и вот пришёл черёд «Московского хладокомбината № 9» в Огородном проезде рядом с железнодорожной платформой Останкино. Предприятие использовалось для хранения мяса, рыбы и других скоропортящихся продуктов питания, а однажды здесь находилась найденная на Севере тушка мамонтёнка. В реконструированном здании заводоуправления останутся цеха и администрация компании по производству мороженого «Баскин Роббинс», а остальные корпуса давно выведены из эксплуатации и ожидают сноса. На их месте построят жилой квартал или бизнес-центр.
2 октября в рамках Всероссийской тренировки по гражданской обороне на территории «Московского хладокомбината № 9» прошли крупномасштабные тактико-специальные учения и это была последняя возможность увидеть промзону перед демонтажом. В ходе учений спасатели показали способы организации работы по управлению подразделениями при проведении аварийно-спасательных работ и тактических приемов при ликвидации условной аварии, связанной с розливом аварийно-химически опасного вещества. Всего в учениях было задействовано более 40 единиц пожарно-спасательной и специальной техники, а также около 200 человек личного состава. Здесь же была представлена выставка техники и оборудования экстренных и городских служб.
В Останкино пришла реновация. На пороге едва помаячила и ушла. Процесс ограничился проведением инженерно-геологических изысканий, подтвердивших пригодность останкинской земли для возведения многоэтажных башен. В разных дворах можно было увидеть машину с установкой вибрационного бурения. Бур опускается на глубину 25 метров и извлекает из недр глиняные «колбаски» от почво-растительного слоя до коренных пород, которые будут изучены в лаборатории. Там их будут тереть, трясти, давить, сжимать и по итогам исследований будет подготовлена документация по планировке застраиваемой территории.
Ещё одна машина «Мосгоргеотреста» оснащена зондом с датчиками и предназначена для измерения плотности грунта.
И тут внезапно оказалось, что в районе нет места для стартовой площадки, на которой будет строиться самый первый дом, в который переселятся жители ближайших пятиэтажек, которые затем снесут для строительства ещё нескольких домов, в которые переедут жильцы остальных «хрущёвок». Эту волну не удалось запустить, так как Останкино уже довольно плотно застроено и свободных пустырей для стартового дома просто нет.
Единственным вариантом стал участок возле дома на улице Цандера, 7, но местные жители (не из пятиэтажек) дружно и сплочённо выступили против уплотнения. 5 марта строительная техника согласно плану попыталась проследовать к месту проведения работ, но протестующие вмешались и не дали даже установить ограждение вокруг потенциальной стройплощадки. Власти задействовали полицию, не обошлось без задержаний, в том числе муниципальных депутатов, но правоохранители внезапно ретировались. Вероятно, откуда-то сверху прозвучала команда не нагнетать страсти.
Такое развитие событий огорчило будущих переселенцев, но Закон о реновации жилого фонда на их стороне, а, значит, рано или поздно право на улучшение жилищных условий будет удовлетворено. Новоселье это праздник и хотелось бы видеть меньше негатива вокруг реновации.
В июле произошёл снос двух пятиэтажек на улице Годовикова, которые тоже называли «проблемными». Здания первого периода индустриального домостроения быстро рассыпались, словно карточные домики, но ждать этого дня пришлось несколько лет. Дело в том, что снос был запланирован ещё до принятия Закона о реновации и жители отказывались переезжать в другие районы города.
В 2017 году киностудия «Союзмультфильм» покинула историческое здание на Долгоруковской улице и начала переезд в Останкино. Сейчас мультипликаторы обжились на новом месте и открыли двери для москвичей.
«Союзмультфильм» — крупнейшая советская и российская государственная киностудия мультипликационных фильмов, основанная 10 июня 1936 года. Спустя девять лет мультипликаторы оборудовали рабочие места в закрытой церкви святого Николая Чудотворца на Долгоруковской (Каляевской) улице. В том довольно мрачном на вид здании рождались любимые несколькими поколениями детей «Ну, погоди!», «Бонифаций», «Винни Пух», всего здесь было создано около 1500 мультфильмов. Но времена изменились, старые церкви возвращают верующим, а прославленная студия давно заслужила возможность работать в современном просторном корпусе. Новая площадка была предоставлена «Союзмультфильму» в реконструированном здании на улице Академика Королёва по соседству с телецентром.
На территории студии уже открылся первый детский образовательный центр, появилась экспозиция с оригинальными работами великих мастеров советской анимации, а также выставка декораций и кукол из полнометражного фильма «Гофманиада», который создавался на протяжении 15 лет.
«Союзмультфильм» почти вдвое увеличил творческий коллектив и продолжает привлекать профессионалов в области анимации в свою команду. На базе студии открывается технопарк, где будут представлены все анимационные техники – кукольное производство, пластилиновая анимация, традиционная рисованная анимация и 3D анимация.
Во время переезда творческий процесс не прекращался, «Союзмультфильм» выпустил полнометражный кукольный фильм Станислава Соколова «Гофманиада» (эскизы кукол придумал один из самых ярких художников современности Михаил Шемякин), авторские короткометражки и долгожданное продолжение «Простоквашино». Новое здание – это не только комфортные рабочие места для сотрудников и масштабная технологическая модернизация студии, но и возможность показать взрослым и детям, как создаются мультипликационные фильмы.
Как выглядело прежнее место работы мультипликаторов, можно посмотреть в сюжете «Город на память» 332.«Союзмультфильм» с колокольней
На 1-й Останкинской улице, 28 находится Мемориальный дом-музей академика Сергея Королёва. «Город на память» рассказывал о многих достопримечательностях «космического» района, но упустил главное: вся космическая топонимика в Останкино обязана этому дому, в котором 60 лет назад поселился главный конструктор ракетно-космических систем академик Сергей Королёв.
4 октября 1957 года состоялся успешный запуск первого в мире искусственного спутника Земли — Советский Союз открыл космическую эру. За это историческое достижение правительство наградило группу конструкторов-ракетчиков дачными домами и участками в Подмосковье. Сергей Королёв попросил построить дом в черте Москвы и осенью 1959 года он уже переехал в окружённый садом двухэтажный особняк в Останкино. Прежде на этом участке находился Клуб имени Калинина и четыре жилых барака.
Главный конструктор прожил здесь всего несколько лет, но это были самые яркие и плодотворные годы в его жизни и в истории космонавтики: в 1961 году Юрий Гагарин совершил первый полёт человека в космос, в 1963-м на орбите Земли побывала первая женщина — Валентина Терешкова, а в 1965 году Алексей Леонов осуществил первый выход в открытый космос.
Сергей Королёв ушёл из жизни в 1966 году и в память о нём в доме решено было организовать мемориальный музей. На первом этаже расположены гостиная и столовая, на втором — спальня и домашний кабинет с библиотекой технической и художественной литературы. Открывшийся в 1975 году дом-музей уникален тем, что хранит подлинные личные вещи, подлинную обстановку дома семьи Королёвых — Сергея Павловича и его супруги Нины Ивановны. Эти экспонаты передают дух эпохи, хозяин дома словно только что вышел и сейчас вернётся.
Специфика работы засекреченного учёного подразумевала охрану и высокий глухой забор вокруг его дома. До недавнего времени даже не все местные жители знали, что за забором не режимное учреждение, а уже давно открыт музей Королёва. В 2017 году окрестная территория была благоустроена и стала называться сквером имени С.П.Королёва, здесь установлен металлический памятник – первый спутник Земли. А памятник Сергею Королёву (скульптор А.Файдыш-Крандиевский) возле дома перенесён сюда в 2008 году с проспекта Мира – когда-то с него начиналась Аллея Героев-космонавтов.
Дом-музей С.П.Королёва является отделом Музея космонавтики: https://kosmo-museum.ru
Рубрика: Личные блоги. Метки: Останкино, прогулки по Москве.