28.12.2019 20:47

«Город на память». 536. Останкино 2019

28 декабря 2019 года
Фотопроект «Город на память». 536. Останкино 2019

Фотопроект «Город на память» похож на мозаику, из которой складывается разноцветная картина истории Москвы, и каждый год добавляет к ней новые штрихи. Очередной сюжет про Останкино посвящён вселению электробусов в троллейбусный парк, переезду киностудии «Союзмультфильм», сносу «Московского хладокомбината № 9», страстям по реновации жилого фонда и знакомству с Домом-музеем Сергея Королёва, с которого началась звёздно-космическая топонимика района.

В 2019 году в Москве продолжилась эволюция городского транспорта и электробусы повсеместно вытесняют троллейбусы. В некоторых районах «Как электромобиль, только автобус» совсем недавно вышел на маршруты, а по Останкино электробусы курсируют больше года. Их основное преимущество перед автобусами – экологичность, преимущество перед троллейбусами – не требуется контактная сеть.

154 электробуса поступили на эксплуатационную площадку филиала «Северо-восточный» (бывший 6-й троллейбусный парк ГУП «Мосгортранс» на улице Бочкова, открывшийся в 1962 году), из них 124 машины приняты и могут выезжать на линию. Особенность этой площадки в том, что здесь одновременно эксплуатируются электробусы КамАЗ-6282, ЛиАЗ-6274 («Группа ГАЗ») и троллейбусы, то есть параллельно работают три компании со своими сервисными центрами. Спустя некоторое время троллейбусы покинут улицу Бочкова, будут демонтированы опоры контактной сети и парк сосредоточится на обслуживании электробусов. После модернизации цехов на площадке могут разместиться 200 единиц подвижного состава.

КамАЗ-6282 и ЛиАз-6274 отличаются не только дизайном, но и техническими нюансами, поэтому каждую модель обслуживает свой сервисный центр со своим персоналом. В какой-то степени, КамАЗ и «Группа ГАЗ» являются конкурентами и для каждой компании предоставлены отдельные производственные помещения. Контракт производителей с городом заключён таким образом, что их «дочерние» сервис-центры берут на себя всё обслуживание, включая мойку кузова и санитарное состояние салона. То есть, водитель возвращается после смены в парк, в присутствии начальника смены и представителя ОТК сдаёт машину и идёт домой. А утром его сменщик принимает уже готовую к эксплуатации машину. Производитель предоставляет гарантию на 15 лет и весь этот жизненный цикл сервисная компания должна давать водителю машину, как новую. Замена аккумуляторных батарей производится один раз в пять или семь лет и в гарантийное обслуживание не входит.

Пока ни в одном трудовом справочнике нет такой профессии – «водитель электробуса». Для обучения водителей нового вида городского транспорта ГУП «Мосгортранс» открыл учебный центр, в котором водители автобусов и троллейбусов проходят стажировку. С улицы водителей не берут, в московских парках хватает опытных кадров, причём требования к водителям достаточно строгие – в течении последнего года не должно быть даже мелких ДТП по его вине и не должно быть грубых нарушений дисциплины. После троллейбуса водитель стажируется сначала на автобусе (у этих транспортных средств отличие в расположении педалей да и водительские правы нужны категории D) и только потом переходит к работе на электробусе.

Хотя электробус стоит дороже автобуса, его эксплуатация обходится примерно в три раза дешевле. Пробег троллейбуса, конечно, дешевле, но в этом сравнении надо учитывать и затраты на эксплуатацию троллейбусной контактной сети. А для пассажиров выгода электробуса перед другими видами транспорта очевидна – комфортный салон вмещает 85 человек (количество мест для сидения – 33), машина низкопольная, просторная, бесшумная и не зависит от неисправности контактной сети (не стоит в пробках).

Предусмотрены два вида подзарядки литий-титанатных (LTO) аккумуляторных батарей – ночная и ультрабыстрая, когда подзарядка на конечной станции осуществляется за 10-15 минут, запас хода при такой зарядке около 50 километров. Обычно электробус заряжают после каждого «плеча» (от конечной до конечной), не допуская снижения заряда батареи меньше 50%. За восемь месяцев эксплуатации электробусов в Москве не было случая, чтобы машина встала на маршруте, не доехав до зарядной станции.

Во время пополнения заряда батареи водитель отмечает путёвку в диспетчерской и может успеть выпить чашку чая. Задача водителя – правильно стать по разметке под зарядную станцию, чтобы пантограф-токосъёмник ровно встал в купол. Когда зарядная сессия завершится, пантограф опустится автоматически. Важно, что при поднятом токосъёмнике происходит блокировка движения и электробус не тронется с места. На сегодня в парках и на конечных оборудованы и подключены 62 зарядные станции российского и китайского производства, пока они не все задействованы.

 

Длительный вариант зарядки осуществляется ночью на территории парка и занимает шесть часов. При этом используется не пантограф, а электрический кабель. Для оптимальной организации процесса планируется оборудовать порталы, например, на 15 машин, которые выстроятся в ряд для подзарядки. Но есть мнение, что при таком способе ресурс батареи будет вырабатываться быстрее.

Электробус уже прошёл первые зимние испытания и успешно справился с московскими холодами – литий-титанатные батареи рассчитаны на работу в диапазоне температуры воздуха от -40 до +40 градусов. Первый сезон выявил некоторые недостатки по электрике, по «железу», случались неполадки с зарядными станциями, когда система «не видела» электробус, но эти проблемы решаемы, а по батареям сходов не было.

За одну смену электробус проезжает в среднем 120 километров, а за месяц набегает около 5000 километров. Новых машин становится больше и среднесуточный выпуск электробусов на линию увеличивается, инновационный подвижной состав выходит на маршруты, где совсем недавно курсировали троллейбусы. Кстати, троллейбусы не режут на металлолом, а передают в другие города – в Ульяновск, Иваново, Смоленск, Рязань. По прогнозам специалистов, в Москве скоро не останется дизелей, в городе будут эксплуатироваться только экологически чистые виды общественного транспорта, причём электробусы составят серьёзную конкуренцию проверенным временем трамваям и троллейбусам.

В последние годы в Москве ведётся планомерный снос хладокомбинатов, построенных в 1930-1950-е годах, и вот пришёл черёд «Московского хладокомбината № 9» в Огородном проезде рядом с железнодорожной платформой Останкино. Предприятие использовалось для хранения мяса, рыбы и других скоропортящихся продуктов питания, а однажды здесь находилась найденная на Севере тушка мамонтёнка. В реконструированном здании заводоуправления останутся цеха и администрация компании по производству мороженого «Баскин Роббинс», а остальные корпуса давно выведены из эксплуатации и ожидают сноса. На их месте построят жилой квартал или бизнес-центр.

2 октября в рамках Всероссийской тренировки по гражданской обороне на территории «Московского хладокомбината № 9» прошли крупномасштабные тактико-специальные учения и это была последняя возможность увидеть промзону перед демонтажом. В ходе учений спасатели показали способы организации работы по управлению подразделениями при проведении аварийно-спасательных работ и тактических приемов при ликвидации условной аварии, связанной с розливом аварийно-химически опасного вещества. Всего в учениях было задействовано более 40 единиц пожарно-спасательной и специальной техники, а также около 200 человек личного состава. Здесь же была представлена выставка техники и оборудования экстренных и городских служб.

В Останкино пришла реновация. На пороге едва помаячила и ушла. Процесс ограничился проведением инженерно-геологических изысканий, подтвердивших пригодность останкинской земли для возведения многоэтажных башен. В разных дворах можно было увидеть машину с установкой вибрационного бурения. Бур опускается на глубину 25 метров и извлекает из недр глиняные «колбаски» от почво-растительного слоя до коренных пород, которые будут изучены в лаборатории. Там их будут тереть, трясти, давить, сжимать и по итогам исследований будет подготовлена документация по планировке застраиваемой территории.

Ещё одна машина «Мосгоргеотреста» оснащена зондом с датчиками и предназначена для измерения плотности грунта.

И тут внезапно оказалось, что в районе нет места для стартовой площадки, на которой будет строиться самый первый дом, в который переселятся жители ближайших пятиэтажек, которые затем снесут для строительства ещё нескольких домов, в которые переедут жильцы остальных «хрущёвок». Эту волну не удалось запустить, так как Останкино уже довольно плотно застроено и свободных пустырей для стартового дома просто нет.

Единственным вариантом стал участок возле дома на улице Цандера, 7, но местные жители (не из пятиэтажек) дружно и сплочённо выступили против уплотнения. 5 марта строительная техника согласно плану попыталась проследовать к месту проведения работ, но протестующие вмешались и не дали даже установить ограждение вокруг потенциальной стройплощадки. Власти задействовали полицию, не обошлось без задержаний, в том числе муниципальных депутатов, но правоохранители внезапно ретировались. Вероятно, откуда-то сверху прозвучала команда не нагнетать страсти.

Такое развитие событий огорчило будущих переселенцев, но Закон о реновации жилого фонда на их стороне, а, значит, рано или поздно право на улучшение жилищных условий будет удовлетворено. Новоселье это праздник и хотелось бы видеть меньше негатива вокруг реновации.

В июле произошёл снос двух пятиэтажек на улице Годовикова, которые тоже называли «проблемными». Здания первого периода индустриального домостроения быстро рассыпались, словно карточные домики, но ждать этого дня пришлось несколько лет. Дело в том, что снос был запланирован ещё до принятия Закона о реновации и жители отказывались переезжать в другие районы города.

В 2017 году киностудия «Союзмультфильм» покинула историческое здание на Долгоруковской улице и начала переезд в Останкино. Сейчас мультипликаторы обжились на новом месте и открыли двери для москвичей.

«Союзмультфильм» — крупнейшая советская и российская государственная киностудия мультипликационных фильмов, основанная 10 июня 1936 года. Спустя девять лет мультипликаторы оборудовали рабочие места в закрытой церкви святого Николая Чудотворца на Долгоруковской (Каляевской) улице. В том довольно мрачном на вид здании рождались любимые несколькими поколениями детей «Ну, погоди!», «Бонифаций», «Винни Пух», всего здесь было создано около 1500 мультфильмов. Но времена изменились, старые церкви возвращают верующим, а прославленная студия давно заслужила возможность работать в современном просторном корпусе. Новая площадка была предоставлена «Союзмультфильму» в реконструированном здании на улице Академика Королёва по соседству с телецентром.

На территории студии уже открылся первый детский образовательный центр, появилась экспозиция с оригинальными работами великих мастеров советской анимации, а также выставка декораций и кукол из полнометражного фильма «Гофманиада», который создавался на протяжении 15 лет.

«Союзмультфильм» почти вдвое увеличил творческий коллектив и продолжает привлекать профессионалов в области анимации в свою команду. На базе студии открывается технопарк, где будут представлены все анимационные техники – кукольное производство, пластилиновая анимация, традиционная рисованная анимация и 3D анимация.

Во время переезда творческий процесс не прекращался, «Союзмультфильм» выпустил полнометражный кукольный фильм Станислава Соколова «Гофманиада» (эскизы кукол придумал один из самых ярких художников современности Михаил Шемякин), авторские короткометражки и долгожданное продолжение «Простоквашино». Новое здание – это не только комфортные рабочие места для сотрудников и масштабная технологическая модернизация студии, но и возможность показать взрослым и детям, как создаются мультипликационные фильмы.

Как выглядело прежнее место работы мультипликаторов, можно посмотреть в сюжете «Город на память» 332.«Союзмультфильм» с колокольней

На 1-й Останкинской улице, 28 находится Мемориальный дом-музей академика Сергея Королёва. «Город на память» рассказывал о многих достопримечательностях «космического» района, но упустил главное: вся космическая топонимика в Останкино обязана этому дому, в котором 60 лет назад поселился главный конструктор ракетно-космических систем академик Сергей Королёв.

4 октября 1957 года состоялся успешный запуск первого в мире искусственного спутника Земли — Советский Союз открыл космическую эру. За это историческое достижение правительство наградило группу конструкторов-ракетчиков дачными домами и участками в Подмосковье. Сергей Королёв попросил построить дом в черте Москвы и осенью 1959 года он уже переехал в окружённый садом двухэтажный особняк в Останкино. Прежде на этом участке находился Клуб имени Калинина и четыре жилых барака.

Главный конструктор прожил здесь всего несколько лет, но это были самые яркие и плодотворные годы в его жизни и в истории космонавтики: в 1961 году Юрий Гагарин совершил первый полёт человека в космос, в 1963-м на орбите Земли побывала первая женщина — Валентина Терешкова, а в 1965 году Алексей Леонов осуществил первый выход в открытый космос.

Сергей Королёв ушёл из жизни в 1966 году и в память о нём в доме решено было организовать мемориальный музей. На первом этаже расположены гостиная и столовая, на втором — спальня и домашний кабинет с библиотекой технической и художественной литературы. Открывшийся в 1975 году дом-музей уникален тем, что хранит подлинные личные вещи, подлинную обстановку дома семьи Королёвых — Сергея Павловича и его супруги Нины Ивановны. Эти экспонаты передают дух эпохи, хозяин дома словно только что вышел и сейчас вернётся.

Специфика работы засекреченного учёного подразумевала охрану и высокий глухой забор вокруг его дома. До недавнего времени даже не все местные жители знали, что за забором не режимное учреждение, а уже давно открыт музей Королёва. В 2017 году окрестная территория была благоустроена и стала называться сквером имени С.П.Королёва, здесь установлен металлический памятник – первый спутник Земли. А памятник Сергею Королёву (скульптор А.Файдыш-Крандиевский) возле дома перенесён сюда в 2008 году с проспекта Мира – когда-то с него начиналась Аллея Героев-космонавтов.

Дом-музей С.П.Королёва является отделом Музея космонавтики: https://kosmo-museum.ru

Рубрика: Личные блоги. Метки: Останкино, прогулки по Москве.

Другие публикации