03.01.2020 21:50

Бригитта в погоне за счастьем

«История их знакомства значения не имеет. Да и сами они значения не имеют. Они прямо-таки образчик того, что не имеет значения».

Эльфрида Елинек

Что же имеет значение? Только цель. Простая, материальная и очень желанная цель Бригитты, девушки с фабрики нижнего белья, – избавиться от окружающего убожества и безысходности собственной жизни. Единственный план, который у нее есть – это удачно выйти замуж за материально-перспективного юношу Хайнца. Она сражается за свое «счастье», не останавливаясь ни перед чем.

Стиль Елинек – это гротеск, жесткий вызов обществу потребления, где расцветает ханжество, старательно прикрываемое патриархальными ценностями.  Молодой режиссер Роман Лыков перенес этот вызов на театральные подмостки, сменив жесткий посыл автора на более мягкое ироничное звучание.

Сцена так же аскетична, как мир Бригитты: швейная машинка, унитаз, который она драит в доме своего будущего мужа, чтобы его родители осознали, какая она хорошая хозяйка, и барная стойка – трансформер, при необходимости выступающая в роли двери, кровати, обеденного стола. Все прочие детали, не имеющие отношения к ее цели, просто удалены. Люди, которым нет места в ее будущем, например, сотрудницы с фабрики, говорят свои реплики и торопливо скрываются за кулисами.

Быть замужем, родить ребенка – вот высшее достижение, триумф. И этими достижениями обладает сестра Хайнца, что поднимает ее в глазах Бригитты очень высоко. Она появляется на сцене, держа на руках своего малыша — символ семейного благополучия и счастья. И в тот момент, когда она делает следующий шаг, ей под ноги подставляют прозрачный табурет. Возникает полное ощущение, что она движется по воздуху, не идет, а парит над землей. Вот оно каким будет, счастливое будущее Бригитты, ее заветная мечта!

В течение всего спектакля персонажи пересказывают сюжет, говоря о себе и своей истории в третьем лице, подобно маленьким детям, в арсенале которых еще нет понятия «Я». Это выдает в них некий инфантилизм. Круг их интересов ограничивается тем, как устроить свою жизнь более комфортно. В этом они видят и успех, и процветание. Примитивные цели, примитивное восприятие жизни, ни шагу за грань. Главная героиня в конце повторяет как мантру: «Удачных дней становится всё больше». Это должно быть смешно, но почему-то смеяться не хочется. О чём этот спектакль? О том, что мир этих людей бесконечно неинтересен, скучен и пуст, как немудреный эгоизм животного уровня бытия? О том, как устроиться в жизни получше, чтобы потом всю жизнь убеждать себя, что ты счастлив? В каких-то моментах мы действительно можем узнать себя и ужаснуться, на что мы размениваем свою жизнь. Насмешливая высокомерная позиция только усугубляет ощущение общей деградации. Остаются разочарование, грусть и желание дистанцироваться от всего этого.

SSR_6776SSR_6833SSR_6877SSR_6905SSR_6988SSR_7002SSR_7032SSR_7088SSR_7110SSR_7094-EditSSR_7134SSR_7166SSR_7171SSR_7232SSR_7264SSR_7288SSR_7309SSR_7321SSR_7355SSR_7360SSR_7392

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: ЦДР на Беговой.

Другие публикации

02.12.2021 в 01:11

Смерть, боль, тлен, мрак или трудности подросткового возраста


В ЦДР на Беговой состоялся показ спектакля Никиты Патуева «О моем светлом будущем и прочем идиотизме» по пьесе Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам».

16.01.2020 в 00:27

Трамвай иллюзий на языке жестов


В Центре Драматургии и Режиссуры на Беговой необычная премьера — спектакль «Белые деревья. Иллюзии» по мотивам пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание».

09.05.2022 в 16:44

«Любимые песни о главном» прозвучали в Петербурге


Победители Олимпиады в Пекине и участники проекта «Ледниковый период» показали специальные номера под живое исполнение песен из советских кинофильмов

04.05.2022 в 10:36

Новая трактовка “Дон Кихота” в Театре на Таганке


Объединенный Театр на Таганке показал премьеру спектакля Дениса Хусниярова "Дон Кихот"

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

21.04.2022 в 11:02

«Душа моя Павел» – спектакль о свободе выбора. РАМТ


На редкость удачная и своевременная премьера спектакля «Душа моя Павел» состоялась в Российском Молодежном театре.

20.04.2022 в 19:13

Контрабас (Новое звучание) – ценителям качественного звука


В МХТ состоялась премьера спектакля "Контрабас (Новое звучание)" по раннему произведению Патрика Зюскинда.

19.04.2022 в 21:00

Шарлотта Ивановна, покажите фокус!


«Вишневый сад» подкупает нежностью названия, тогда как эта чеховская пьеса в самом буквальном понимании - бухгалтерская.

19.04.2022 в 09:06

Магадан – это ты, Магадан – это мы. “Магадан/Кабаре” в Театре ОКОЛО


Приходя в ОКОЛО необходимо расстаться с представлениями, какими должны быть спектакли в целом.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

15.04.2022 в 22:40

В КСК «Измайлово» прошёл турнир по пони-спорту


Юные пони-спортсмены смело перепрыгивали препятствия и демонстрировали навыки верховой езды.

11.04.2022 в 10:58

В «Тотальном диктанте» приняли участие 780 000 человек


Участники приходят на «Тотальный диктант», чтобы открыть для себя что-то новое в русском языке, вспомнить школьные и студенческие годы.