03.01.2020 21:50

Бригитта в погоне за счастьем

«История их знакомства значения не имеет. Да и сами они значения не имеют. Они прямо-таки образчик того, что не имеет значения».

Эльфрида Елинек

Что же имеет значение? Только цель. Простая, материальная и очень желанная цель Бригитты, девушки с фабрики нижнего белья, — избавиться от окружающего убожества и безысходности собственной жизни. Единственный план, который у нее есть – это удачно выйти замуж за материально-перспективного юношу Хайнца. Она сражается за свое «счастье», не останавливаясь ни перед чем.

Стиль Елинек – это гротеск, жесткий вызов обществу потребления, где расцветает ханжество, старательно прикрываемое патриархальными ценностями.  Молодой режиссер Роман Лыков перенес этот вызов на театральные подмостки, сменив жесткий посыл автора на более мягкое ироничное звучание.

Сцена так же аскетична, как мир Бригитты: швейная машинка, унитаз, который она драит в доме своего будущего мужа, чтобы его родители осознали, какая она хорошая хозяйка, и барная стойка – трансформер, при необходимости выступающая в роли двери, кровати, обеденного стола. Все прочие детали, не имеющие отношения к ее цели, просто удалены. Люди, которым нет места в ее будущем, например, сотрудницы с фабрики, говорят свои реплики и торопливо скрываются за кулисами.

Быть замужем, родить ребенка – вот высшее достижение, триумф. И этими достижениями обладает сестра Хайнца, что поднимает ее в глазах Бригитты очень высоко. Она появляется на сцене, держа на руках своего малыша — символ семейного благополучия и счастья. И в тот момент, когда она делает следующий шаг, ей под ноги подставляют прозрачный табурет. Возникает полное ощущение, что она движется по воздуху, не идет, а парит над землей. Вот оно каким будет, счастливое будущее Бригитты, ее заветная мечта!

В течение всего спектакля персонажи пересказывают сюжет, говоря о себе и своей истории в третьем лице, подобно маленьким детям, в арсенале которых еще нет понятия «Я». Это выдает в них некий инфантилизм. Круг их интересов ограничивается тем, как устроить свою жизнь более комфортно. В этом они видят и успех, и процветание. Примитивные цели, примитивное восприятие жизни, ни шагу за грань. Главная героиня в конце повторяет как мантру: «Удачных дней становится всё больше». Это должно быть смешно, но почему-то смеяться не хочется. О чём этот спектакль? О том, что мир этих людей бесконечно неинтересен, скучен и пуст, как немудреный эгоизм животного уровня бытия? О том, как устроиться в жизни получше, чтобы потом всю жизнь убеждать себя, что ты счастлив? В каких-то моментах мы действительно можем узнать себя и ужаснуться, на что мы размениваем свою жизнь. Насмешливая высокомерная позиция только усугубляет ощущение общей деградации. Остаются разочарование, грусть и желание дистанцироваться от всего этого.

SSR_6776SSR_6833SSR_6877SSR_6905SSR_6988SSR_7002SSR_7032SSR_7088SSR_7110SSR_7094-EditSSR_7134SSR_7166SSR_7171SSR_7232SSR_7264SSR_7288SSR_7309SSR_7321SSR_7355SSR_7360SSR_7392

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: ЦДР на Беговой.

Другие публикации

16.01.2020 в 00:27

Трамвай иллюзий на языке жестов


В Центре Драматургии и Режиссуры на Беговой необычная премьера — спектакль «Белые деревья. Иллюзии» по мотивам пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание».

20.02.2020 в 00:59

Не про любовь. Ромео и Джульетта в РАМТе


14 февраля, в день всех влюбленных, в РАМТе состоялась очень созвучная празднику премьера: «Ромео и Джульетта».

17.02.2020 в 21:27

Три сестры сварили варенье в МХАТ


В МХАТ имени Горького начались прогоны спектакля «Три сестры» - реконструированной версии постановки Владимира Немировича-Данченко 1940 года.

16.02.2020 в 13:59

Павильон «Нефть» — как на ВДНХ СССР, только лучше


15 февраля в рамках общегородской акции «День без турникетов» состоялась экскурсия в возрождённый павильон «Нефть» на ВДНХ.

16.02.2020 в 12:17

Сюда ведут все дороги


Рано или поздно это должно было произойти. Я в Риме!

12.02.2020 в 22:32

Владимир Упелниек: «Ботанический сад — это музей живой природы, а не парк»


Главный Ботанический сад РАН - это прежде всего научное учреждение, занимающееся фундаментальными исследованиями в области ботаники.

11.02.2020 в 15:47

Евролига. «Химки» победили «Црвену Звезду»


«Химки» в 24 туре регулярного чемпионата Евролиги на домашнем паркете «Арены Мытищи» принимали белградскую «Црвену Звезду». «Химки» победили со счетом 78:72.

Дата мероприятия: 20.02.2020

Добро пожаловать в «Кэтсбург»!


Выставка кошек «Кэтсбург-2020» пройдёт 7 и 8 марта в МВЦ «Крокус Экспо».

08.02.2020 в 11:59

Театру Армии исполнилось 90 лет


Днём рождения Театра Армии считается 6 февраля 1930 года, когда был сыгран первый спектакль.

05.02.2020 в 18:38

Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн


После успеха «Джокера» DC выпускают в одиночное плаванье его бывшую подружку – Харли Квинн.

03.02.2020 в 14:55

Евролига. «Химки» проиграли «ЦСКА»


В 22 туре регулярного чемпионата Евролиги БК «Химки» принимал московский ПБК ЦСКА. Подмосковные «Химки» проиграли со счетом 69-78.

03.02.2020 в 10:15

Новый Тартюф в стиле Дель-Арте


В копилке театра на Таганке появился ещё один яркий спектакль — новый Тартюф с приставкой Lё на французский лад.