05.01.2020 02:41

«Город на память». 538. Триумфальная арка и площадь Маяковского

5 января 2020 года
Фотопроект «Город на память». 538. Триумфальная арка и площадь Маяковского

Хотя площадь на пересечении Тверской улицы и Садового кольца сейчас именуется Триумфальной, о правильности её названия можно поспорить. Действительно, в XVIII веке здесь устанавливали деревянные триумфальные арки, но знаменитые Триумфальные ворота архитектора Осипа Бове украсили в 1834 году вовсе не эту площадь, а Тверскую заставу (у нынешнего Белорусского вокзала). На картах того времени площадь стала указываться как Старые Триумфальные ворота или Старо-Триумфальная, на ней был устроен рынок.

В 1709 году возникла традиция украшать Тверскую дорогу триумфальными арками или воротами. Считается, что первая деревянная временная арка была установлена по случаю победы в Полтавской битве, а в 1722 году окончание Северной войны со Швецией отметили возведением «врат Триумфальных на вход… отца Отечества Петра Великого с торжеством оконченной войны». В том же году площадь и получила название — Триумфальная.

Новые арки взамен сгоревших или обветшавших строились по случаю знаменательных событий, например, визитов российских правителей в Москву из новой столицы Санкт-Петербурга — для въезда на коронацию Елизаветы Петровны (1742), Екатерины II (1762), в честь победы над турками (1775), для въезда на коронацию Павла I (1797). Эта арка стала последней из построенных на Триумфальной площади.


В декабре 2017 года московские арки стали главной темой праздничного новогоднего оформления — иллюминированными арками был украшен весь центр города.

В 1814 году по всем губерниям было разослано постановление о торжественной встрече русских войск, возвращающихся на родину из Парижа после победы над наполеоновской армией. В Москве деревянная арка в честь победителей была установлена у Тверской заставы Камер-Коллежского вала, на новой границе города.

Император Николай I во время коронационных торжеств в 1826 году посетил Москву и высказал пожелание построить в первопрестольной памятник победы в Отечественной войне в виде Триумфальных ворот. Архитектор Осип Бове довольно быстро подготовил проект, но городские власти не торопились выполнять монаршую волю — потребовалась перепланировка местности, затянулся сбор средств на строительство, так что открытие Триумфальных ворот состоялось лишь в 1834 году.


Триумфальные ворота, украшенные по случаю коронации императора Николая II. 1896 год: https://pastvu.com/p/223965


Триумфальные ворота, вид в сторону центра. 1896 год: https://pastvu.com/p/93181 Справа и слева от арки построены здания кордегардий — помещения для воинского караула.


Триумфальные ворота, вид в сторону окраины. 1910-1914 гг.: https://pastvu.com/p/147317

Основание сооружения изготовлено из белого камня, добытого в подмосковном селе Татарово, а колонны и скульптуры отлиты из чугуна на Мышегском заводе в городе Алексин Тульской губернии. Скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев создали великолепные рельефы, выполненные по эскизам Бове: это и барельефы с военными доспехами, и гербы российских городов, жители которых участвовали в войне с Наполеоном, и декоративные розетки, и многофигурные композиции, в аллегорической форме повествующие об освобождении Москвы и изгнании французов из России.


Колесница богини победы Ники

Аллегорические фигуры «Твёрдость» и «Храбрость»

Оригинальных элементов декора не так уж и много: они выполнены симметрично и повторяются на других стенах арки.


Триумфальные ворота. 1925-1930 гг.: https://pastvu.com/p/7590

После установки Триумфальных ворот, чтобы не возникало путаницы, на планах Москвы появились две площади с похожими названиями — Старые Триумфальные ворота (где сейчас стоит Маяковский) и Новые Триумфальные ворота (позднее — площадь Тверской заставы, площадь Белорусского вокзала).


Старо-Триумфальная площадь во время коронации Николая II. 1896 год: https://pastvu.com/p/225291 Где-то здесь в старину устанавливались деревянные арки. Вдалеке видны Триумфальные ворота работы Бове.

К 100-летней годовщине Бородинского сражения Триумфальные ворота обновили, а в середине 1920-х годов отреставрировали под руководством архитектора Н.Виноградова, но после этого простояли они недолго — до начала реализации сталинского Генерального плана реконструкции Москвы. Прежде ворота не мешали проезду транспорта, прямо под аркой были проложены трамвайные пути. Если в большинстве эпизодов зачистки города от дореволюционного наследия на площадку сразу приезжал экскаватор, то в случае с Триумфальными воротами варварского сноса не было.


Демонтаж Триумфальных ворот. 1936 год: https://pastvu.com/p/523252

Архитекторы сначала обмерили арку, составили чертежи, зарисовали, сфотографировали и только после этого рабочие приступили к демонтажу. Чугунные колонны сложили неподалёку на Миусской площади, а скульптуры и ворота были переданы в Музей архитектуры, который тогда размещался в Донском монастыре. То есть власти понимают ценность архитектурного памятника, но вот удастся ли вписать его в обновлённый ландшафт Тверской заставы? Время показало, что на новой расширенной Тверской улице, получившей имя пролетарского писателя Максима Горького, Триумфальным воротам места не нашлось.


Тверская улица без Триумфальных ворот

Но в 1962 году Моссовет принял решение о воссоздании Триумфальных ворот на Кутузовском проспекте (Староможайском шоссе) как часть мемориального комплекса, посвящённого Отечественной войне. Чертежи и фотографии пригодились при воссоздания арки на новом месте, но материалы использовались современные — железобетон вместо кирпича и крымский известняк вместо татаровского камня.


Воссоздание Триумфальной арки. 1966-1967 гг.: https://pastvu.com/p/665482


Монтаж Триумфальной арки. 1968 год: https://pastvu.com/p/336811

Чугунные колонны отправились на переплавку во время Великой Отечественной войны за исключением одной, и по этому образцу в 1967 году на заводе «Станколит» отлили двенадцать новых колонн.


Завод уже прекратил существование, но на его территории сохранилась ещё одна колонна с памятной табличкой. Возможно, «Станколит» получил заказ на 12 колонн + 1 резервная на случай каких-либо форс-мажорных обстоятельств?


А во дворе Музея архитектуры хранится капитель ещё одной колонны.

Что касается остального декора воссозданной Триумфальной арки, то считается, что подлинных фрагментов в ней нет и более 150 деталей отлили заново на Мытищинском заводе художественного литья.


Трубящая о победе Слава 1834 года находится в Донском монастыре

Некоторые оригинальные фрагменты можно увидеть на постоянной выставке в Скульптурном дворике Музея архитектуры имени Щусева на Воздвиженке.


Триумфальная арка. 1969-1975 гг.: https://pastvu.com/p/798725

Открытие Триумфальной арки на Кутузовском проспекте состоялось 6 ноября 1968 года.

Кстати, как правильно говорить — Триумфальные ворота или Триумфальная арка? В дореволюционных источниках сооружение называлось воротами, по бокам были устроены кордегардии для стражников, обычно охранявших ворота в крепостных стенах. Хотя Триумфальные ворота строились в качестве памятника, некоторые формальности были соблюдены, чтобы действительно именовать их воротами. А воссозданный на Кутузовском проспекте мемориал принято называть Триумфальной аркой.

В 2012 году в рамках подготовки к празднованию 200-летия победы в войне с Наполеоном на Триумфальной арке прошли масштабные ремонтно-реставрационные работы. До начала работ мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии. Ремонтно-реставрационные работы выполняло ГКУ «Мосреставрация». В результате была заменена большая часть пришедшей в негодность облицовки, проведена расчистка каменных стен и скульптурных групп, а также выполнены реставрационные работы по металлическим скульптурным элементам, не подлежавшим демонтажу. В ходе работ пришлось снимать венчающую врата колесницу и скульптуру богини Ники.

Вернёмся на Триумфальную площадь, на месте которой колосились поля вдоль Тверской дороги, пока в конце XVI века при царе Фёдоре Иоанновиче не были построены стены Земляного города. Тогда это была граница города — с внутренней стороны укреплений жили воротники (стражники), а с внешней поселились ямщики. Земляной вал вокруг города просуществовал две сотни лет и лишь в 1805 году вал срыли, ров засыпали и площадь обрела современные границы. Череда триумфальных арок осталась в прошлом и там, где недавно с почётом встречали царей и императриц, по распоряжению генерал-губернатора Якова Брюса был устроен рынок со всеми присущими рынкам атрибутами — торговыми лавками, питейным домом, банями и полицейской будкой.


Триумфальная площадь. 1929 год: https://pastvu.com/p/6455


Триумфальная площадь. 1936 год: https://pastvu.com/p/4097

В первые десятилетия советской власти Триумфальная площадь была полностью заасфальтирована, а к середине ХХ века изменилась до неузнаваемости. В то время площадь переименовывали дважды — в 1920 году ей попробовали присвоить имя революционера Михаила Янышева, но название сразу не прижилось, а в 1935 году городские власти попали в точку, дав площади имя поэта Владимира Маяковского.

В девяностые Триумфальной вернули историческое название, но, на мой взгляд, эта кампания проходила торопливо, чтобы стереть из московской топонимики названия советского периода, без научного подхода и согласования с горожанами. Москва лишилась имён не только Маяковского, но и Грибоедова, Ермоловой, Качалова, Жолтовского, Немировича-Данченко, Репина, Семашко, Чкалова, Щусева и других достойных людей.


Площадь Маяковского. 1957 год: https://pastvu.com/p/484536


Площадь Маяковского. 1986-1987 гг.: https://pastvu.com/p/1019318

Когда в 1958 году на площади Маяковского был установлен бронзовый памятник поэту работы скульптора Александра Кибальникова, возле монумента стали проходить поэтические чтения. Традиция возникла прямо на церемонии открытия памятника, когда по завершении официальной церемонии неизвестный человек из публики стал читать Маяковского и за ним к микрофону выстроилась очередь.

Когда поэты стали собираться «на Маяке», чтобы читать свои стихи, власть напряглась, прислушалась к текстам, которые показались оппозиционными, и направила дружинников разгонять сборище «бездельников и антисоветчиков». После нескольких массовых драк поэтов с комсомольцами в 1961 году организаторов чтений арестовали, обвинив в антисоветской пропаганде, а непризнанная поэзия ушла с площади в самиздатовскую литературу, распечатанную на пишущей машинке.

В 2009 году современные авторы попытались возродить традицию воскресных Маяковских чтений.


Поэт Эдуард Кулемин


Поэтесса Елена Блаженная

А позднее авторские стихи зазвучали вполне легально — под мозаичным сводом нового вестибюля станции метро «Маяковская» в рамках проектов Московского метрополитена «Музыка в метро» и «Поэзия в метро». Пассажиры в знак признательности могут наполнять денежными купюрами шляпу или гитарный футляр.


Арс-Пегас

подавать всем уличным музыкантам,
целовать твои губы, ладони, запястья,
не зачитываться ночью Ницще и Кантом —
весеннее тёплое тихое счастье.
я вместо джин-тоника купил лимонада,
весна как плитка шоколада пористого..
я знаю: сегодня всё будет как надо,
мне с утра подмигнул машинист электропоезда.


Виктор Канаев

Я живу в кирпичной пятиэтажке в старом районе города
За домами не видно дымящих труб подмосковья,
Но северный ветер треплет по небу их бороды –
Я вижу вверху облака и ничего кроме…

Там, через дорогу цыгане продают телефон,
А здесь белорусский рынок с мясом и трикотажем.
Деревья закрыли окна сухими ладонями крон,
И солнечный свет не обманет уже эту стражу.

Бесконечная сырость. Лужи стоят круглый год.
Соседи шумят за стеной. Свет от люстры холодный и мутный.
Я читаю книги коту – и мой плюшевый кот
Любит Бродского больше Гарри Поттера и Камасутры…


Дмитрий Вагин

а кто-то ездит в порше
а кто-то видит дальше
а кто-то знает больше
а в ком-то меньше фальши
а кто-то классно дружит
а кто-то с чистой кожей
а я мудак снаружи
да и в душе такой же
но все же утешает меня один эгрегор
что есть душа большая
и маленькое эго
и то что тот кто в порше
наворовал паскуда
а тот кто знает больше
уже не верит в чудо
и тот видит больше
печалится не в меру
тому в ком меньше фальши
не стать миллионером
я такой вот тоже
наверно Богу нужен
а сука тот кто в порше
он по любому хуже

В новейшей истории Триумфальная площадь стала местом проведения согласованных митингов и разгона несанкционированных акций. В 2009-2010 годах гражданские акции в защиту 31 статьи Конституции РФ (о свободе собраний) сопровождались массовыми задержаниями участников. Хотя движение «Стратегия-31», инициированное писателем-оппозиционером Эдуардом Лимоновым, подавало официальные заявки на проведение своих митингов, ни одна акция не получила согласования властей.


Эдуард Лимонов до Триумфальной добирался нечасто, его задерживали ещё по пути на площадь.


Сатирик Виктор Шендерович


Правозащитница Людмила Алексеева


Политик Борис Немцов с дочерью Жанной


Pussy Riot Надежда Толоконникова


Журналист Алексей Венедиктов

Здесь же проводили массовые акции члены молодёжных движений «Наши», «Россия молодая», «Местные». В отличие от оппозиционеров, эти ребята особых эмоций от присутствия на площади не испытывали.

Коммунисты во главе с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым свои митинги на Триумфальной согласовывают без проблем.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Триумфальная, город на память, прогулки по Москве, Москва загадка.

Другие публикации

01.04.2020 в 00:01

«Город на память». 558. Серпуховская площадь


Вместо рынка на площади обустроены сквер и транспортные развязки, открылись станция метро и большой универмаг, а Садовое кольцо спряталось в тоннель.

29.03.2020 в 09:51

«Город на память». 557. Валовая улица


Название Валовой (произносится с ударением на букву «о») улицы напоминает об укреплениях вокруг Земляного города, возведённых в XVI веке при Борисе Годунове.

21.03.2020 в 11:29

«Город на память». 556. Автомобильная классика на прогулке


Увидеть ретроавтомобили можно не только в музейных залах, но и на московских улицах во время ралли, которые проводят клубы владельцев олдтаймеров.

18.03.2020 в 16:45

«Город на память». 555. «Олдтаймер-Галерея» особого назначения


В этом сюжете представлены выставки, посвящённые лимузинам из Гаража особого назначения, пожарным автомобилям, армейской технике первой половины ХХ века.

14.03.2020 в 17:54

«Город на память». 553. Село Алексеевское и станция метро «Алексеевская»


Название станции метро «Алексеевская» не имеет отношения к географическому расположению одноимённого села, которое в конце XIV века возникло на Большой Троицкой дороге.

08.03.2020 в 20:15

«Город на память». 552. Село Алексеевское и Мазутка


Хотя в далёком 1965 году Мазутный проезд был переименован в улицу Павла Корчагина, название Мазутка до сих пор сохраняется в памяти местных жителей.

26.02.2020 в 12:29

«Город на память». 551. Село Алексеевское


Нынешняя станция метро «Алексеевская» не имеет отношения к историческому селу Алексеевскому, которое располагалось на один километр севернее.

01.02.2020 в 01:58

«Город на память». 550. Московское такси


«Какой-то шофёр привесил к своему небольшому «Ольдс-мобилю» плакат «Извозчик, такса по соглашению».

29.01.2020 в 00:57

«Город на память». 549. «Москва-Сити» — город на ладони


«Кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве…»

27.01.2020 в 11:44

«Город на память». 548. Московский Кремль туристический


До революции в кремлёвских соборах совершались богослужения, москвичи могли свободно гулять в Тайницком саду и посещать царские дворцы.

24.01.2020 в 15:45

«Город на память». 546. Московский Кремль — крепость и некрополь


Само слово «кремль» с XIV века получило распространение на Руси и пришло на смену слову «детинец», означавшему наиболее древнюю и хорошо укреплённую часть поселения.

21.01.2020 в 22:09

«Город на память». 545. Красная площадь. Военные парады


После Октябрьской революции Москва вернула себе столичный статус и право максимально торжественно отмечать государственные праздники.

15.01.2020 в 19:23

«Город на память». 543. Московский автобус. История


При масштабном строительстве новых зданий рельсы служили помехой и куда более мобильный автобус стал вытеснять привязанный к рельсам и контактной сети трамвай.