10.01.2020 17:58

«Город на память». 541. Тверская застава

10 января 2020 года
Фотопроект «Город на память». 541. Тверская застава

Последнее в истории Москвы заградительное сооружение вокруг города было построено к 1742 году — земляной Камер-Коллежский вал служил таможенной границей для контроля ввоза товаров и обложения их внутренними пошлинами. Тверская застава стала одним из 18 контрольно-пропускных пунктов на въезде в столицу. Позднее Тверская застава вошла в историю московского транспорта — в 1870 году здесь открылся Смоленский (Белорусский) железнодорожный вокзал, а в 1872 году отсюда началось регулярное движение на первом маршруте конки.

На момент постройки Камер-Коллежский вал представлял собой высокую земляную насыпь со рвом с внешней стороны и проездом для конной стражи с внутренней стороны. Уже в 1754 году прежняя таможенная система была отменена, но на валу сохранялись полицейские посты, охранявшие благополучие москвичей от беспокойных жителей пригородных посёлков — Марьиной рощи, Благуши, Хапиловки. После эпидемии чумы 1771 года Камер-Коллежский вал стал ещё и санитарным кордоном — похороны разрешались только за его пределами.

К середине XIX века Москве стало тесно в прежних границах, заставы были упразднены в 1852 году, начались земляные работы по уничтожению 37 километров земляных укреплений и прокладке на месте вала новых улиц. Так появились названия Грузинский Вал, Бутырский Вал и другие похожие топонимы, напоминающие о низкой эффективности московских градостроителей. Трудозатраты при строительстве вала были большие, средства наверняка вложены тоже немалые, но в качестве таможенной границы Камер-Коллежский вал использовался всего 13 лет и от наполеоновских оккупантов позднее не мог защитить. А для предотвращения эпидемий городу была нужна не стена, а водопровод и канализация.

В 1834 году площадь Тверской заставы украсили Триумфальные ворота в честь победы России в Отечественной войне. Первая деревянная арка появилась здесь в 1814 году, когда благодарные москвичи с почестями встречали русскую армию, возвращавшуюся из Парижа. Новый каменный монумент был сооружён по распоряжению императора Николая I, а проект Триумфальных ворот выполнил архитектор Осип Бове. Основание сооружения изготовлено из белого камня, добытого в подмосковном селе Татарово, колонны и скульптуры отлиты из чугуна в городе Алексин Тульской губернии. Скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев создали великолепные рельефы, выполненные по эскизам Бове.

Так как Тверская застава ещё оставалась действующей, справа и слева от арки построили две кордегардии для размещения караульной стражи Камер-Коллежского вала. Позднее в этих зданиях откроются медицинские учреждения. И Триумфальные ворота, и обе кордегардии будут разобраны в 1936 году при расширении проезжей части улицы.

Большая Тверская-Ямская улица в 1932 году получила имя Максима Горького, причём маститый писатель и драматург удостоился этой чести ещё при своей жизни. Биография Алексея Пешкова, получившего известность под творческим псевдонимом Максим Горький, совсем не похожа на биографии других литераторов того времени. Пешков, оставшись сиротой, не окончил среднюю школу, он с одиннадцати лет зарабатывал себе на жизнь, в молодости имел опыт работы строителем, грузчиком, столяром, бурлаком, пока не нашёл своё призвание в журналистике и литературе. Вчерашний бродяга много читал и стал уверенно цитировать Ницше и Шопенгауэра.

К началу Октябрьской революции Максим Горький уже был известным писателем и издателем, его пьесы шли на сцене Московского художественного театра, при этом он успел подружиться с Лениным, отсидеть в Петропавловской крепости и затем отправиться в турне по США собирать средства на революцию в России. Обласканный Советской властью литератор стал председателем правления Союза писателей СССР, получил неофициальный титул «основоположника социалистического реализма» и внезапно в 1921 году уехал из России в Европу, жил в Финляндии, Германии, Италии, даже не зная иностранных языков. Как ни странно, эмигранта Горького на родине не заклеймили позором, наоборот, правительство и лично Сталин призывали писателя вернуться, что и произошло в 1932 году.

На Белорусском вокзале Горького встречала многотысячная толпа, в честь пролетарского писателя переименовали улицу «в связи с 40-летием его литературно-общественной деятельности», а уже после смерти установили памятник, над которым работали Иван Шадр и Вера Мухина.

В 1951 году скульптура заняла своё место на постаменте, а уже в наши дни провела двенадцать лет в Парке искусств «Музеон», пока на площади производились масштабные дорожные работы. Планы городских властей несколько раз менялись: сначала здесь собирались построить многоуровневый подземный торговый центр, затем — транспортную развязку со сносом Тверского путепровода, но в итоге ограничились обустройством сквера.


Максим Горький и Феликс Дзержинский в ссылке в «Музеоне»

В 2017 году многолетняя реконструкция площади Тверская Застава завершилась и памятник Максиму Горькому вернулся к Белорусскому вокзалу. Вокруг памятника разбит сквер и проложено новое трамвайное кольцо.

Пространство вокруг Тверской заставы в разные эпохи называлось по-разному: площадь Новых Триумфальных ворот, площадь Тверская Застава, площадь Белорусского вокзала и вновь с 1990 года — площадь Тверская Застава. «Вокзальное» название площадь носила несколько советских десятилетий, а сам «воксалъ» открылся для пассажиров Московско-Смоленской железной дороги в 1870 году.

Строительство шестого по счёту московского вокзала городские власти поручили владельцу кирпичных заводов статскому советнику Михаилу Немчинову. Самое первое двухэтажное здание Смоленского вокзала не сохранилось, тогдашние газеты писали, что «станция представляет собой довольно красивое здание». Железная дорога на тот момент была однопутной и небольшое вокзальное здание вполне устраивало пассажиров.

В 1896 году в Москве выросли нарядные павильоны по случаю приезда императора Николая II на коронационные торжества. На Брестском вокзале Императорский павильон в виде терема спроектировал Лев Кекушев. Это здание ещё долго использовалось для встреч знатных особ, пока его не разобрали при постройке нового вокзала.

В 1871 году рельсы были проложены до Бреста, позднее появился второй путь и здание вокзала (под новым названием Брестский) перестало вмещать пассажиров, провожающих и встречающих. Лишь к 1912 году была осуществлена реконструкция вокзального здания, состоящего теперь из двух корпусов. Автором проекта нового вокзала в стиле неоклассицизма стал архитектор Иван Струков, украсивший фасад огромной входной аркой, элементами готики и ампира, башенками с флагштоками. Не менее изысканно архитектор оформил внутренние интерьеры, да и в техническом оснащении вокзал был на высоте, к примеру, здесь впервые установили кассовые автоматы, печатающие железнодорожные билеты.

В связи со столетием Отечественной войны и Московско-Брестская железная дорога, и Брестский вокзал стали именоваться Александровскими в честь императора Александра I, при котором происходили трагические и победоносные батальные события столетней давности. Спустя десять лет, уже при советской власти, Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены, что повлекло новое переименование вокзала — в Белорусско-Балтийский. В 1936 году вокзал вновь сменил название и стал Белорусским.

В годы Первой Мировой и Великой Отечественной войн с Белорусского вокзала на фронт отправлялись эшелоны с солдатами, сюда же санитарные поезда привозили раненых, а в 1945 году на этих перронах москвичи встречали воинов-победителей.


Мемориальная доска, посвящённая первому исполнению песни «Священная война» 26 июня 1941 года


Памятник «Прощание славянки» на перроне вокзала

Герб Белорусской Советской социалистической республики и медальоны с изображениями советских людей

В наши дни Белорусский — один из самых востребованных вокзалов, который обслуживает поезда дальнего следования нескольких направлений, пригородные поезда, экспрессы в аэропорт «Шереметьево». В 2019 году введён в эксплуатацию МЦД-1 (Московский центральный диаметр) Нахабино-Лобня. В среднем пассажиропоток на станции Белорусская составляет 1500 пассажиров в час.


В салоне аэроэкспресса


Площадь Тверская Застава, 3 — Техническое училище Московско-Брестской железной дороги (1878)

Пожарные на площади Тверской Заставы


Площадь Тверская Застава, 1 — западный наземный вестибюль станции метро «Белорусская» Кольцевой линии

Кольцевая линия Московского метрополитена открывалась в три этапа: первым был введён в эксплуатацию участок «Парк культуры»-«Курская», в 1952 году поезда пошли от «Курской» до «Белорусской», а ещё спустя два года кольцо замкнулось. Западный вестибюль представляет собой трёхэтажное здание с порталом, украшенным барельефами, металлическими решётками и фонтаном. На потолке станционного зала размещён лепной орнамент и 12 мозаичных панно, изображающих жизнь белорусского народа. Архитекторы Иван Таранов, Надежда Быкова и художник Григорий Опрышко за создание проекта станции «Белорусская» были удостоены Сталинской премии.


В первоначальном варианте ткачихи вышивали портрет Сталина

Одновременно с запуском Кольцевой линии открылся переход на станцию «Белорусская» Горьковско-Замоскворецкой линии, которая была построена ещё до войны. В переходе расположена монументальная скульптурная группа «Белорусские партизаны» (скульптор Матвей Манизер).


Улица Грузинский Вал, 28 — жилой дом работников железнодорожного транспорта (1930)


Во дворе установлен бюст Владимира Ленина


Площадь Тверская Застава, 2с1 — доходный дом (1885) и 1-я Брестская улица, 66 — доходный дом (1880)


1-я Тверская-Ямская улица, 29с1 — доходный дом (1910)


Лесная улица, 1 — дом купца Шерупенкова (1879, архитектор Платон Чижиков) увенчан башней в форме октаэдра с гранёным куполом, фасады здания богато декорированы. Первым собственником дома был купец К.Лаврентьев, наследница владения Татьяна Капырина получила разрешение устроить здесь гостиницу, а в 1888 году участок перешёл к богатому московскому домовладельцу Николаю Шерупенкову, который несколько изменил планировку здания. До революции на первом этаже находились магазины, трактир и синематограф «Ялта», второй этаж занимало 1-е Миусское городское училище, а на третьем размещалась гостиница «Тверь».


Улица Бутырский Вал, 4 — доходный дом (1902)

Старообрядческий храм Святителя Николы Мирликийского начали строить задолго до революции, а внутренняя отделка завершилась в 1926 году. Советская власть позволила завершить строительство, но уже в 1935 году отобрала храм у верующих. Здание, возведённое архитекторами И.Кондратенко и А.Гурджиенко по мотивам новгородского средневекового зодчества, использовалось в качестве скульптурных и театральных мастерских, склада и концертного зала.

Построенная в 1872 году первая линия конки (конно-железной городской дороги) была одноколейной с девятью разъездами и предназначалась для временного использования. Её маршрут пролегал от Смоленского вокзала к Александровскому саду, где проходила грандиозная Политехническая выставка, но общественный транспорт понравился москвичам и конка продолжала эксплуатироваться после закрытия выставки.

Преемником конки стал электрический трамвай, причём это были разные коммерческие предприятия. Городская Дума поэтапно выкупала конку у владельцев и на месте коночных путей прокладывала трамвайные рельсы. В некоторых районах конка и трамвай существовали параллельно до 1912 года, пока электричество окончательно не вытеснило гужевую тягу.

Для обслуживания конки в 1874 году был построен Миусский парк конно-железных дорог с вагонным сараем на 100 вагонов, конюшней на 114 лошадей, мастерской, казармой для служащих и складами дров, сена и овса. Парк был реконструирован в 1903-1910 годах в связи с запуском трамвайного движения. Архитекторы Н.Жуков, М.Глейнинг и инженер Н.Сытенко возвели новые здания вагонных сараев и мастерских, казармы и конторы, а на месте конюшен выросло административное здание.

В 1955 году в трамвайное депо подселили троллейбусы, курсирующие по шести вновь открытым маршрутам. Спустя год в депо насчитывалось 95 трамвайных вагонов и 186 троллейбусов. Вскоре трамвайно-троллейбусное депо было преобразовано в 4-й троллейбусный парк имени Петра Щепетильникова, существовавший до 2014 года. В наши дни на этой территории открылся гастрономический центр «Депо».

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: прогулки по Москве, Москва загадка, Белорусский вокзал.

Другие публикации

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.

28.06.2020 в 13:21

«Город на память». 603. Плавательный бассейн «Чайка»


После закрытия культового бассейна «Москва» город не остался без искусственного всепогодного водоёма - во дворах Пречистенской набережной прячется бассейн «Чайка».

27.06.2020 в 13:57

«Город на память». 602. Пречистенская набережная


На Хотевском плане 1852 года Пречистенская набережная незатейливо обозначена как Проезд по берегу реки Москвы, а современный топоним появился на плане Москвы 1881 года.

25.06.2020 в 11:22

«Город на память». 601. Дарвиновский музей. Тематические выставки


Коллекция Государственного Дарвиновского музея, наглядно иллюстрирующая теорию эволюции Чарлза Дарвина, насчитывает свыше 400 000 единиц хранения.

22.06.2020 в 03:26

«Город на память». 600. Водоотводный канал. Шлюзовая набережная


Даже старожилы не верят, что канал здесь был соединён с Москвой-рекой протокой с плотиной, возле которой сотню лет назад располагался Московский речной вокзал.

19.06.2020 в 00:07

«Город на память». 597. Водоотводный канал. Кадашёвская набережная и Балчуг


Кадашёвская набережная ведёт к Балчугу - одной из старейших московских улиц, вот только старины здесь почти не видно.

15.06.2020 в 14:50

«Город на память». 593. Водоотводный канал и «Красный Октябрь»


В старину Москва-река преподносила сюрпризы - летом пересыхала настолько, что её можно было перейти вброд, зато весной разливалась, затапливая центр города.