23.01.2020 11:47

Импрессионистский этюд Геннадия Шпаликова

«Я к вам травою прорасту,
Попробую к вам дотянуться,
Как почка тянется к листу,
Вся в ожидании проснуться»
Геннадий Шпаликов

Шпаликов дотянулся до нас, сначала через замечательные фильмы Марлена Хуциева и Георгия Данелия, через музыкальное прочтение его стихов Сергеем Никитиным. А теперь, спустя более чем полвека, голосами прекрасных театральных актёров зазвучал самый первый киносценарий Геннадия Шпаликова, так и не ставший фильмом. Своим знакомством с творчеством Шпаликова режиссер Данил Чащин обязан руководителю режиссерской лаборатории Юрию Бутусову. По словам Данила, он поставил себе необычную задачу: «снять кино» в голове у зрителя, лишь намекнуть на те ощущения, запустить настроение с помощью ремарок, точных деталей, прописанных в сценарии, а дальше позволить включится зрительской фантазии. И это вполне удалось благодаря хорошей, чуткой актерской работе и очень внимательному трепетному отношению к мелочам, деталям, нюансам, наполняющим историю яркими красками.

Четыре стула-трансформера на сцене и 4 актера, которые приглашают зрителей к разговору, к погружению в мир Геннадия Шпаликова. Маленькая уютная сцена располагает к доверительному интимному разговору. Сценическое пространство ограничено пустыми полками, где постепенно появляются всевозможные материалы, договор с пароходством, переписка с Мосфильмом, рукописный текст сценария. Здесь мы увидим фотографии актеров и актрис, которых собирались приглашать на пробы: Анатолий Кузнецов, Светлана Светличная, Марианна Вертинская, Наталья Крачковская. На экране появляется название, звучит волшебная мелодия Микаэла Таривердиева и переносит нас в далекие 60-е годы прошлого столетия. Начинается кино…

Оттепель 60-х годов ворвалась в жизнь как свежий ветер, как поток сумасшедшего пьянящего солнечного света, проникшего сквозь плотную завесу мрачных советских будней. И как дух того времени в Москву приплывает Катя, новый «луч света в темном царстве». Она приезжает не на поезде, не в шикарном лимузине, она вплывает в Москву, в чужой незнакомый город, на барже вместе с лошадьми, тигром, шкипером в белых перчатках и матросом Павликом. В ней незримо присутствует такой притягательный и неуловимый дух счастья, для которого Виктор Пелевин позже найдет очень точное слово «сейчастье». И вот Катя бродит по ночной Москве в поисках своего сурового жениха, шкипера той самой баржи, и вовлекает в это «сейчастье» всех, кого встречает на своем пути.

Образ свободной от условностей, очень живой и искренней девушки Кати, бесстрашно отвергающей все дурацкие правила, прекрасно создала актриса Арина Постникова.
Как спокойно она бросает перчатки своего жениха под ноги лошадей со словами: «Пусть конная милиция ездит в белых перчатках». Или другая ее фраза: «Если бы мы сейчас договорились выбросить за борт все, что нам не нравится, я бы выбросила тебя целиком, начиная от белой фуражки». Катя абсолютно безжалостна ко всему ненастоящему, сковывающим рамкам, правилам, всей мишуре, за которой прячется сам человек. «Если ты начнешь читать мне мораль о задержке грузооборота на речном транспорте, я тут же прыгаю за борт. Разве можно невестам читать мораль?»

Рядом с ней присутствует еще один персонаж — матрос Павлик огромного роста, мужественный, крепкий, готовый прийти на помощь, который всегда остается в тени своего начальника. Александр Соколовский нашел для своего персонажа очень точную интонацию абсолютно надежного, невозмутимого, и при этом по-настоящему скромного «своего» парня.

Деталей на сцене присутствует немного, но они очень важны: белые перчатки, безжалостно брошенные Катей под копыта лошади, бусы, отправленные за борт ее женихом-шкипером, костыли летчика, в последний раз путешествующего по предрассветной Москве в кабине своего самолета.

Как заметил Данил Чащин, «Причал» соткан из импрессионистских зарисовок, из музыки, погоды, брошенных мимоходом фраз, случайных попутчиков. Здесь каждая капля дождя становится событием. «Бывает все на свете хорошо. В чем дело сразу не поймешь. А просто летний дождь прошел, нормальный летний дождь».  Прекрасная девушка по имени Катя опаздывает к отплытию, но не раздумывая прыгает в воду и догоняет вплавь свою баржу. Она покидает Москву, оставляя нам светлое ощущение весны, радости, беззаботности, воспоминания о счастье. Вот и все. На экране крупными буквами загорается надпись: «Конец фильма».

_SSR_9830_SSR_9844_SSR_9865_SSR_9882_SSR_9889_SSR_9902_SSR_9926SSR_0071SSR_0101SSR_0139SSR_0189SSR_0279SSR_0304SSR_0313SSR_0361SSR_0382SSR_0403SSR_0478SSR_0514

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: театр Человек.

Другие публикации

01.04.2020 в 00:01

«Город на память». 558. Серпуховская площадь


Вместо рынка на площади обустроены сквер и транспортные развязки, открылись станция метро и большой универмаг, а Садовое кольцо спряталось в тоннель.

30.03.2020 в 10:40

С 30 марта для всех жителей Москвы введён режим самоизоляции


Сергей Собянин: «Вводимые сегодня меры являются абсолютно необходимыми».

29.03.2020 в 16:21

Оставайтесь дома!


Котик Марусик не гуляет по улицам. Будьте котиками, оставайтесь дома!

29.03.2020 в 09:51

«Город на память». 557. Валовая улица


Название Валовой (произносится с ударением на букву «о») улицы напоминает об укреплениях вокруг Земляного города, возведённых в XVI веке при Борисе Годунове.

21.03.2020 в 11:29

«Город на память». 556. Автомобильная классика на прогулке


Увидеть ретроавтомобили можно не только в музейных залах, но и на московских улицах во время ралли, которые проводят клубы владельцев олдтаймеров.

19.03.2020 в 11:24

Нонна Гришаева наконец получила роль Людмилы Гурченко!


В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!

18.03.2020 в 16:45

«Город на память». 555. «Олдтаймер-Галерея» особого назначения


В этом сюжете представлены выставки, посвящённые лимузинам из Гаража особого назначения, пожарным автомобилям, армейской технике первой половины ХХ века.

14.03.2020 в 17:54

«Город на память». 553. Село Алексеевское и станция метро «Алексеевская»


Название станции метро «Алексеевская» не имеет отношения к географическому расположению одноимённого села, которое в конце XIV века возникло на Большой Троицкой дороге.

14.03.2020 в 14:09

Севилья: трамваи без проводов и огромные грибы


В старом городе нет места для прокладки путей в оба направления, трамваи пользуются одной колеёй, разъезжаясь на остановках.

11.03.2020 в 23:13

Малый театр отметит день рождения Эйнштейна премьерой спектакля «Физики»


Попав внутрь элитной лечебницы для душевнобольных, инспектор полиции пытается понять, что на самом деле скрывается за его роскошным фасадом...

10.03.2020 в 18:47

Евролига. «Химки» одержали победу над «Фенербахче»


Подмосковные «Химки» в 28 туре регулярного чемпионата Евролиги принимали турецкий клуб «Фенербахче». «Химки» одержали победу с нужной разницей 82:68.

08.03.2020 в 20:15

«Город на память». 552. Село Алексеевское и Мазутка


Хотя в далёком 1965 году Мазутный проезд был переименован в улицу Павла Корчагина, название Мазутка до сих пор сохраняется в памяти местных жителей.

07.03.2020 в 02:30

Эх, путь-дорожка фронтовая…


Тематическая экспозиция «Олдтаймер-Галереи» посвящена автомобилям Великой Отечественной войны.