23.01.2020 11:47

Импрессионистский этюд Геннадия Шпаликова

«Я к вам травою прорасту,
Попробую к вам дотянуться,
Как почка тянется к листу,
Вся в ожидании проснуться»
Геннадий Шпаликов

Шпаликов дотянулся до нас, сначала через замечательные фильмы Марлена Хуциева и Георгия Данелия, через музыкальное прочтение его стихов Сергеем Никитиным. А теперь, спустя более чем полвека, голосами прекрасных театральных актёров зазвучал самый первый киносценарий Геннадия Шпаликова, так и не ставший фильмом. Своим знакомством с творчеством Шпаликова режиссер Данил Чащин обязан руководителю режиссерской лаборатории Юрию Бутусову. По словам Данила, он поставил себе необычную задачу: «снять кино» в голове у зрителя, лишь намекнуть на те ощущения, запустить настроение с помощью ремарок, точных деталей, прописанных в сценарии, а дальше позволить включится зрительской фантазии. И это вполне удалось благодаря хорошей, чуткой актерской работе и очень внимательному трепетному отношению к мелочам, деталям, нюансам, наполняющим историю яркими красками.

Четыре стула-трансформера на сцене и 4 актера, которые приглашают зрителей к разговору, к погружению в мир Геннадия Шпаликова. Маленькая уютная сцена располагает к доверительному интимному разговору. Сценическое пространство ограничено пустыми полками, где постепенно появляются всевозможные материалы, договор с пароходством, переписка с Мосфильмом, рукописный текст сценария. Здесь мы увидим фотографии актеров и актрис, которых собирались приглашать на пробы: Анатолий Кузнецов, Светлана Светличная, Марианна Вертинская, Наталья Крачковская. На экране появляется название, звучит волшебная мелодия Микаэла Таривердиева и переносит нас в далекие 60-е годы прошлого столетия. Начинается кино…

Оттепель 60-х годов ворвалась в жизнь как свежий ветер, как поток сумасшедшего пьянящего солнечного света, проникшего сквозь плотную завесу мрачных советских будней. И как дух того времени в Москву приплывает Катя, новый «луч света в темном царстве». Она приезжает не на поезде, не в шикарном лимузине, она вплывает в Москву, в чужой незнакомый город, на барже вместе с лошадьми, тигром, шкипером в белых перчатках и матросом Павликом. В ней незримо присутствует такой притягательный и неуловимый дух счастья, для которого Виктор Пелевин позже найдет очень точное слово «сейчастье». И вот Катя бродит по ночной Москве в поисках своего сурового жениха, шкипера той самой баржи, и вовлекает в это «сейчастье» всех, кого встречает на своем пути.

Образ свободной от условностей, очень живой и искренней девушки Кати, бесстрашно отвергающей все дурацкие правила, прекрасно создала актриса Арина Постникова.
Как спокойно она бросает перчатки своего жениха под ноги лошадей со словами: «Пусть конная милиция ездит в белых перчатках». Или другая ее фраза: «Если бы мы сейчас договорились выбросить за борт все, что нам не нравится, я бы выбросила тебя целиком, начиная от белой фуражки». Катя абсолютно безжалостна ко всему ненастоящему, сковывающим рамкам, правилам, всей мишуре, за которой прячется сам человек. «Если ты начнешь читать мне мораль о задержке грузооборота на речном транспорте, я тут же прыгаю за борт. Разве можно невестам читать мораль?»

Рядом с ней присутствует еще один персонаж — матрос Павлик огромного роста, мужественный, крепкий, готовый прийти на помощь, который всегда остается в тени своего начальника. Александр Соколовский нашел для своего персонажа очень точную интонацию абсолютно надежного, невозмутимого, и при этом по-настоящему скромного «своего» парня.

Деталей на сцене присутствует немного, но они очень важны: белые перчатки, безжалостно брошенные Катей под копыта лошади, бусы, отправленные за борт ее женихом-шкипером, костыли летчика, в последний раз путешествующего по предрассветной Москве в кабине своего самолета.

Как заметил Данил Чащин, «Причал» соткан из импрессионистских зарисовок, из музыки, погоды, брошенных мимоходом фраз, случайных попутчиков. Здесь каждая капля дождя становится событием. «Бывает все на свете хорошо. В чем дело сразу не поймешь. А просто летний дождь прошел, нормальный летний дождь».  Прекрасная девушка по имени Катя опаздывает к отплытию, но не раздумывая прыгает в воду и догоняет вплавь свою баржу. Она покидает Москву, оставляя нам светлое ощущение весны, радости, беззаботности, воспоминания о счастье. Вот и все. На экране крупными буквами загорается надпись: «Конец фильма».

_SSR_9830_SSR_9844_SSR_9865_SSR_9882_SSR_9889_SSR_9902_SSR_9926SSR_0071SSR_0101SSR_0139SSR_0189SSR_0279SSR_0304SSR_0313SSR_0361SSR_0382SSR_0403SSR_0478SSR_0514

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: театр Человек.

Другие публикации

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.

06.07.2020 в 10:32

Жирона – приятное дополнение к путешествию


Мало кто из вас, вращая глобус и выбирая цель для очередного путешествия, ставил палец на Жироне и говорил – «Именно сюда я хочу съездить! Где там ближайший аэропорт?»

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

03.07.2020 в 19:01

«Фиксаж» вышел из карантина


4 июля в Новой Третьяковке открывается первый после пандемии коронавируса фестиваль современной фотографии «Фиксаж».

02.07.2020 в 16:00

У лукоморья дуб зеленый


1 июля, в последний день общенационального голосования по поправкам в Конституцию, на Пушкинской площади в Москве прошли несанкционированные протесты.

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 15:04

#ОСТАВАЙСЯНАУЛИЦЕ


Ещё месяц назад мы сидели дома под лозунгом #оставайсядома. Но есть люди, у которых дом это улица. Куда деваться им?

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.

28.06.2020 в 13:21

«Город на память». 603. Плавательный бассейн «Чайка»


После закрытия культового бассейна «Москва» город не остался без искусственного всепогодного водоёма - во дворах Пречистенской набережной прячется бассейн «Чайка».

27.06.2020 в 13:57

«Город на память». 602. Пречистенская набережная


На Хотевском плане 1852 года Пречистенская набережная незатейливо обозначена как Проезд по берегу реки Москвы, а современный топоним появился на плане Москвы 1881 года.

26.06.2020 в 11:24

«Русский блоггер» прошел околопарадом


Парадные и непарадные впечатления наших корреспондентов

25.06.2020 в 11:22

«Город на память». 601. Дарвиновский музей. Тематические выставки


Коллекция Государственного Дарвиновского музея, наглядно иллюстрирующая теорию эволюции Чарлза Дарвина, насчитывает свыше 400 000 единиц хранения.

22.06.2020 в 20:18

Храм Святого Семейства — долгострой во искупление грехов общества


Многие упрекали архитектора в том, что строительство ведётся слишком медленно, на что Антонио Гауди отвечал – «Мой заказчик никуда не торопится».

22.06.2020 в 03:26

«Город на память». 600. Водоотводный канал. Шлюзовая набережная


Даже старожилы не верят, что канал здесь был соединён с Москвой-рекой протокой с плотиной, возле которой сотню лет назад располагался Московский речной вокзал.